Создание Высшего специализированного антикоррупционного суда в Украине нужно ускорить, поскольку от уровня коррупции зависят результаты всех реформ – регуляторной, налоговой политики, финансового сектора, которые нужны для активизации роста экономики и повышения уровня жизни граждан.
Об этом сообщает ИА «МОСТ-ДНЕПР» со ссылкой на блог на «Обозревателе» народного депутата, члена фракции Радикальной партии Олега Ляшко Сергея Рыбалки.
По его словам, проблемы борьбы с коррупцией и торможение реформ неоднократно поднимались им во время встреч с политиками, представителями ведущих экспертных институтов и международных финансовых организаций в США.
«В США создание антикоррупционного суда воспринимают как шанс завершить создание независимой системы органов для борьбы с коррупцией. По мнению наших партнеров, это долговременная инвестиция и в укрепление институтов демократии, и в повышение благосостояния, и в деловой климат. В то время как кредитный транш - это не более чем бутылка воды на пути марафонца», - отметил Сергей Рыбалка.
«По моему личному убеждению, в Украине все суды должны быть честными, справедливыми, чтобы надежно защищать права граждан, в том числе и права инвесторов. Но при таком уровне коррупции, который мы имеем сегодня, антикоррупционный суд нам нужен. Временно, вероятно, на 7-10 лет», - подчеркнул политик.
По его мнению, базовым для принятия решения о создании антикоррупционного суда мог бы стать президентский законопроект, однако он требует существенных доработок. Радикальная партия Олега Ляшко имеет свои замечания относительно документа.
В частности, Сергей Рыбалка считает, что, учитывая опыт европейских стран и с целью максимального обеспечения проверки добропорядочности судей, международные эксперты в законе должны быть наделены правом вето, как минимум, относительно кандидатур, которые не соответствуют требованиям, установленным законом. Кроме того, считает политик, документ должен в рамках Конституции содержать нормы, которые не позволят президенту затягивать назначения судей антикоррупционного суда.
Еще одно замечание касается граничной численности судей Антикоррсуда, которую президентский законопроект прямо не определяет. По мнению Рыбалки, необходимо установить максимальное число судей, чтобы они могли рассмотреть больше дел в первые годы максимальной загрузки суда.
Также есть предостережения и относительно критериев и требований касательно самого кандидата, которые даже строже, чем к кандидату на должность судьи Верховного суда. В частности, речь идет о размытых критериях «значительный опыт» во внедрении лучших мировых антикоррупционных практик, работе в международных судебных органах и неправительственных организациях. По мнению Сергея Рыбалки, все подобные пространные формулировки должны быть четко конкретизированы.
Вопросы вызывает и механизм, согласно которому на основании информации из СМИ или других источников относительно судьи может начаться проверка. По мнению политика, этот механизм может использоваться коррумпированными лицами для давления на судью и его также необходимо уточнить.
Сергей Рыбалка раскритиковал и норму о прохождении будущими судьями Антикоррупционного суда полиграфа с возможностью отказаться от такой проверки на основе медицинских противопоказаний.
«В условиях тотальной коррумпированности власти и общества получить фиктивную медицинскую справку и избежать проверки на полиграфе будет очень просто. Но даже без такой справки любой коррупционер может создать собственный экспертный центр для проверки на полиграфе, и не только получить себе фиктивную справку об успешном прохождении проверки, но и зарабатывать на подобных фиктивных справках.Поэтому для проверки судей ВАКСУ с помощью полиграфа стоило бы определить единую международную структуру», - считает Сергей Рыбалка.