Народный депутат от Радикальной партии Сергей Рыбалка считает, что все, что в последние месяцы делает власть, направлено на следующие выборы.
Об этом он написал в блогах на «Обозревателе», сообщает ИА «МОСТ-ДНЕПР».
«Украинское правительство наконец-то начал беспокоиться об ужасном состоянии украинской промышленности и продвижения наших товаров в мире? В последние дни прошлого года наконец-то была утверждена Экспортная стратегия, а 17 апреля состоялось учредительное заседание Совета международной торговли. Это хорошо, но почему опять незадолго до выборов?
Украина находится в крайне сложном положении. Размеры государственного долга достигли угрожающего уровня - мы ежегодно только за проценты отдаем значительно больше, чем зарабатывает украинская экономика. Условия для ведения бизнеса не улучшились. Продажные силовики массово выжимают из предпринимателей взятки. За последние четыре года количество санкций на обыски увеличилась в десятки раз. А количество доведенных до суда дел уменьшилось.
Ускорился выезд украинских граждан за границу.
Банковская система до сих пор эффективно не работает. Банки еще переполнены неработающими кредитами, а долгосрочное инвестиционное кредитование полностью отсутствует. Реформа финансовой сферы почти заблокирована.
При таких условиях у нас отсутствуют основания ожидать приличного экономическиого роста. А вот риски огромны. Промышленность продолжает быстро деградировать. Украина все быстрее теряет остатки собственных технологий и научных школ. Это обрекает нас на следующие глубокие кризисы и дальнейшее обнищание населения.
При таких условиях украинская власть не имеет права ждать результатов предстоящих президентских и парламентских выборов. Работать нужно было еще вчера.
Что происходит в торговле? На первый взгляд, в последние два года понемногу растет наш экспорт. Но даже на фоне более или менее благоприятной внешней конъюнктуры, этот рост является мизерным. В прошлом году объемы продаж украинских товаров и услуг за границу чуть превысили 62% от уровней 2012 года и 2008 годов. А следующий кризис и последующее возможное падение - не за горами.
Но самое страшное другое. Мы все больше продаем дешевое сырье (руду, примитивные металл, химию и зерно). Это ключевая проблема. Мировой опыт ярко показал: даже рост объемов продаж сырья не гарантирует улучшения жизни людей. Чаще всего - наоборот. Только развитие собственных технологий, производство и продажа сложных товаров глубокой переработки позволит сделать жизнь граждан страны состоятельным.
Импорт снова растет гораздо быстрее экспорта. Небольшой рост доходов граждан снова тратим на импортные сковороде, телефоны или холодильники, а не на развитие собственной экономики.
При таких условиях у нас нет шансов в ближайшей перспективе выйти на положительный торговый баланс. Вместе с огромными выплатами по государственным долгам, при отсутствии иностранных инвестиций, это будет создавать постоянное давление на национальную валюту и риски будущих кризисов с очередными падениями курса гривны, инфляцией и уменьшением реальных доходов граждан.
В апреле при Правительстве создан Совет международной торговли, в которую, кроме экспертов из разных министерств и ведомств и независимых организаций, включили и меня, как активного народного депутата. Я благодарен руководству Минэкономразвития за доверие и за готовность вместе поработать для создания условий для развития отечественной экономики.
Нам крайне необходимо не просто увеличивать экспорт, а системно стимулировать создание новых високотехонологичных предприятий и продвигать на мировые рынки продукцию глубокой переработки. Поэтому наша торговая и финансовая политика должна подчиняться задачей промышленной политики.
Хорошо, что в правительственной экспортной стратегии правильно определены проблемы: плохой инвестиционный климат, низкая производительность труда, отсутствие доступного кредитования и страхования экспорта, устарела транспортная инфраструктура, отсутствие поддержки внедрения инноваций и многое другое. Но что вы, уважаемые, сделали для изменения ситуации?
Очень плохо, что в правительственной Экспортной стратегии нет показателей по годам по объемам экспорта, а самое главное - по доле высокотехнологичных товаров в структуре экспорта. К чему мы стремимся? Чего планируем достичь? Опять: «За все хорошее, против всего плохого».
Приведу только два примера, крайне важных для меня. Мы с коллегами по Радикальной партии два года потратили на принятие закона о создании системы поддержки экспорта. Закон предусматривает, что Экспортно-кредитное агентство должно было быть создано еще летом прошлого года. До сих пор это учреждение существует только на бумаге.
Другой пример. Власть декларирует важность реформы финансовой системы, но на рассмотрение соответствующих законопроектов, даже правительственных, даже с поддержкой МВФ, не приходит руководитель НБУ, а представитель Минфина появляется только после моих публичных призывов. Зачем мы тратим в комитете месяцы своей жизни, чтобы потом эти документы провалили в сессионном зале через предвыборные политические игры разных фракций?
Поэтому я надеюсь, что работа в этой новой структуре будет более эффективной.
Теперь очень коротко, что нужно делать.
Первое. Важно не просто ускорить реальный запуск эффективной работы Экспортно-кредитного агентства, но и расширять его ресурсную базу. Менять государственные программы по бюджетному финансированию.Чтобы существенно уменьшать для экспортеров, для инновационных украинских производителей и иностранных покупателей их продукции ставки по кредитам. Нужно подключать к системе государственные банки. Очень многое зависит от квалификации персонала. Даже сотрудничество с международными финансовыми организациями нужно подчинить нашим промышленным целям. Это крайне сложно, но возможно.
Есть подчинить под цели промышленного развития всю систему государственного заказа. Этот инструмент эффективно использовали не только азиатские экономические тигры, но и страны ЕС и США.
Второе. Нужно системно работать над созданием других стимулов. Чтобы было проще и выгоднее открывать новые высокотехнологичные предприятия именно в Украине. И здесь крайне широкое поле для работы - от настоящих реформ судебной и правоохранительной систем, к конкурентным транспортным тарифам или бесплатному подключению к электросети. Нужно кардинально уменьшить риски рейдерства и рэкета от "коммерсантов в погонах".
Третье. Что произошло с идеей создания эффективных торговых представительств? Что вообще происходит с эффективностью посольств Украины? Когда президент Кучма ездил по всему миру и договаривался о продаже продукции украинского машиностроения. А сегодня главная победа власти заключается в закупке французских вертолетов? Сколько лет мы говорим о программе создания собственного вертолета? Сколько руководитель "Мотор-Сич" ходит по высоким кабинетам? Два десятилетия? Нам не стыдно?
Где результаты системной работы двусторонних правительственных комиссий?
Приведу яркий пример отношения украинской власти к продвижению наших экономических интересов. Уже много лет не назначается посол Украины в Казахстане. Наше государство давно превратилась в страну сплошных исполняющих обязанности. А результаты ужасные 5 лет подряд бешеными темпами падает наш экспорт (товаров) в эту страну - с 2,4 млрд. долларов (2012) до 300 млн долларов (2017). При этом Казахстан является лидером экономического развития в регионе. При распаде Советского Союза Украина была однозначно впереди по всем показателям. Но по уровню доходов на душу населения Казахстан обогнал Украину еще в 1994 году, а в 2011 году превысил украинский показатель в три раза. Примерно тогда Казахстан сравнялся с Украиной по уровню номинального размера ВВП в долларах. И с тех пор уверенно вырвался вперед. Потому построил более разумную и лояльную к инвестициям модель экономического развития. И он точно ближе к Европе, чем мы.
В 2015-м я в составе парламентской делегации посетил Казахстан. И тогда там не было украинского посла, а мне было стыдно выслушивать жалобы казахских коллег. Еще в 2013-м было принято решение о возведении в центре Астаны памятника Тарасу Шевченко и заложен первый камень. Ведь именно в Казахстане Великий Кобзарь находился в ссылке. До сих пор проект не реализован, а среди современных небоскребов растет сорняк на участке земли, давно выделенной украинской стороне под новое здание посольства. Что уж говорить о продвижении украинских товаров на растущие рынки Средней Азии?
Есть кардинально изменить подходы. Украина должна системно, на всех уровнях, продвигать украинские товары на все возможные мировые рынки. Выгрызать новые контракты и новые благоприятные условия торговли. И речь идет не только о продаже готовых товаров, но и об участии в совместных производственных цепях.
Четвертое. Наши эксперты предлагают существенно либерализовать и сделать более прозрачной систему экспортного контроля. Нужно наконец-то убрать все соблазны чиновников управлять в ручном режиме любым экспортом через манипуляции со списками товаров двойного назначения. Почему даже обычный кабель наши производители вынуждены продавать через каких-то подозрительных посредников?
Пятое. Валютное регулирование. К сожалению, президентский законопроект снова предоставляет чрезвычайные полномочия Нацбанка управлять этим процессом в ручном режиме. Достаточно. Мы обязательно оставим НБУ достаточно существенные инструменты для стабилизации валютного рынка. Но должно быть минимум двусмысленностей и ручного управления, максимум четких критериев и процедур. Вместе с коллегами по комитету мы подали альтернативный проект закона. И призываем коллег по парламенту вместе конструктивно поработать над ним.
Есть еще множество вопросов, в частности, эффективная работа в рамках других зон свободной торговли, построение системы внедрения инноваций, поддержки малого и среднего бизнеса, но об этом - в другой раз.
Все, что в последние месяцы делает власть, направлено на следующие выборы. Но мы не имеем права терять время и тонуть в предвыборном популизме. Нужно использовать все возможности, чтобы вместе выработать новый план реформ и уже начать его внедрять в жизнь. Чтобы новый президент и новый состав Верховной Рады не теряли время, а сразу внедряли наши совместные наработки. Потому что граждане Украины хотят жить лучше уже сегодня, а не через 30 лет», - отметил политик.