В пресс-конференции приняли участие:
- Автор проекта «Довічно важливо» Татьяна Киценко;
- Координатор программ Харьковской правозащитной группы, автор книги «Пожизненное заключение: европейские стандарты и украинская практика» (Киев) Андрей Диденко;
– Адвокат, первый в истории Днепропетровской области добившийся освобождения пожизненно осужденного, приговор которому был вынесен ещё в 2005 году Сергей Довгаль.
Автор проекта «Довічно важливо» Татьяна Киценко рассказала о социальном проекте, который поможет по-новому взглянуть на проблему пожизненного заключения в Украине.
«Наш проект – это один из редких случав колаборации креаторов, театралов и правозащитников. Мы работаем в партнерстве с EPLN - European Prison Litigation Network и Харьковской правозащитной группой. Я надеюсь, что в такой связке мы достигнем понятных, конкретных результатов и наконец что-то сдвинется в сознании не только обычных обывателей, но и правозащитников, юристов, адвокатов во взгляде на проблему пожизненного заключения в Украине.
Я была дважды в 54-й колонии Харькова, которая имеет две степени защиты. Там содержатся осужденные на пожизненное заключение женщины. Всего в нашей стране приблизительно 1800 человек осужденных к пожизненному заключению, но, в основном, это мужчины и только около 1-2% составляют женщины. Очевидно, большую роль сыграл и мой личный гендер. Мне хотелось разобраться, почему эти женщины совершили то, что они совершили, и как так вообще получилось. Без какого-либо оценочного суждения, мне, прежде всего, просто хотелось их выслушать. Именно при таком подходе, при общении «на равных» ты видишь, что они такие же люди как и ты. Сразу видишь и то, из-за чего они совершили преступление, и то человеческое, которое есть в каждой из них.
Текст либретто рассказывает о нас, о том, что мы делаем с этими женщинами, что делает с ними пенитенциарная система, а точнее не делает, поскольку фактически эта система должна помогать исправиться и придти к мирному образу жизни, но, в случае пожизненного заключения, этого нет даже в теории. Те люди, которые находятся на пожизненном заключении, попали в некий замкнутый круг «не меняемся, потому что не выпустят – не выпустят, потому что не меняемся» (цитата из либретто), который мы все надеемся разорвать.
Сегодня в 19:00 в нашей филармонии состоится премьера «ПЕНИТА. опера». Я уверенна, что каждый присутствующих останется под впечатлением, потому что это не только социальный проект, это очень качественный театр, над созданием которого трудилась большая команда профессионалов», - сказала она.
Координатор программ Харьковской правозащитной группы, автор книги «Пожизненное заключение: европейские стандарты и украинская практика» Андрей Диденко рассказал, почему существует проблема безвинно осужденных граждан и как с ней пытаются бороться правозащитные организации.
«Наша организация,Харьковская правозащитная группа обеспокоена вопросом безвинно осужденных и занимается им на протяжении уже многих лет. В последнее десятилетие этот вопрос стал еще более актуальным, потому что Верховный суд в 2010 году был лишен возможности и полномочия пересматривать такие дела в порядке исключительного производства. С тех пор появилась некая правовая «проплешина», которая существует уже 10-й год и никак не была урегулирована нашими властями. Наша организация предлагала несколько законопроектов, которые могли бы помочь решить этот вопрос, но, к сожалению, мы не увидели какой-либо реакции со стороны государства. В данном контексте мы пытаемся донести до общества глубину проблемы, чтобы понял каждый человек. Мы начали изучать дела безвинно осужденных к пожизненному лишению свободы, которые остались без единого шанса на амнистию, и сделали фотовыставку в парламенте, чтоб депутаты могли посмотреть в глаза этих людей и увидеть глубину проблемы. Страдают не только эти осужденные, но и их семьи, которые вынуждены бороться за права и свободу родного человека. Мы находились фактически в состоянии безнадеги и к этому проекту решили подключиться творцы.
12 марта Европейский суд по правам человека при рассмотрении дела «Петухов против Украины (№ 2)» принял решение, что пожизненное лишение свободы без права на амнистию является нарушением ст. 3 конвенции. И это не просто нарушение, а явление, которое имеет системный характер, то есть государство должно принять меры, чтобы урегулировать эту проблему. Именно поэтому наш социальный проект поднимает важный вопрос – стоит ли хоронить людей заживо? Или стоит дать им шанс?» - рассказал он.
Адвокат, первый в истории Днепропетровской области, добившийся освобождения пожизненно осужденного, Сергей Довгаль рассказал, что в Днепропетровской области есть два нашумевших дела касательно пожизненно заключенных людей, вина которых не доказана: «Как говорили ранее, сейчас в Харьковской правозащитной группе занимаются судьбами людей, осужденных к пожизненному лишению свободы, и среди них есть наш земляк – Максим Орлов, житель пгт. Таромское. Это молодой 20-летний парень, а его сообщнику и вовсе 13 лет, которому был вынесен приговор о пожизненном заключении якобы из-за убийства 2-х пенсионеров-соседей. Но мотив преступления очень смешной – 2 бутылки шампанского и 60 грн. Об этом происшествии говорили на телевидении, и я смог добиться того, чтобы пересмотрели обстоятельства дела. Судьи уже намеревались за один день пересмотреть дело и отказать, но появилось одно «убийственное» обстоятельство – судья, который выносил приговор (сейчас он уже в отставке), не принимал присягу на верность Украине. И, в связи с данным обстоятельством, это дело вынесли на рассмотрение в Ленинский суд. Очень печальная история и я уверен, что ни Максим, ни второй мальчик не причастны к зверскому убийству. Еще одно дело подано в апелляционный суд Днепропетровской области и Днепровский суд. Речь идет о гражданине РФ, по происхождению дагестанец. Его приговорили к пожизненному лишению свободы в 2011 году. Это дело было передано в апелляционную инстанцию, которая этот приговор отменила. Затем начали новое рассмотрение и снова дали пожизненное. Теперь будет новое заседание апелляционного суда 15 мая и я думаю, что всё встанет на свои места», - сказал он.
Сергей Довгаль добавил, что если говорить о правовых механизмах, то в данный момент законы фактически не действуют и суды по-своему трактуют понятия.