5 ноября в ИА «Мост-Днепр» состоялся круглый стол «Перспективы и риски суррогатного материнства в Украине».
В мероприятии приняли участие:
-Адвокат, партнер юридической компании «EXANTE» Юлия Сегеда;
-Врач гинеколог-эндокринолог высшей категории областного центра планирования семьи Елена Безверхая;
-Врач акушер-гинеколог, репродуктолог, руководитель Днепропетровской клиники Игорь Гуртовой;
-Психолог Днепропетровского областного центра планирования семьи Иван Перелыгин;
-Клирик Днепропетровской епархии УПЦ, протоиерей Александр Немчиков.
Адвокат, партнер юридической компании «EXANTE» Юлия Сегеда сообщила, что кроме легализации суррогатного материнства на законодательном уровне, должно быть регламентировано еще и в договорном порядке: «Тема суррогатного материнства сейчас достаточно обсуждаема и популярна, особенно после удачного рождения детей у Аллы Пугачевой и Максима Галкина. Я, как правовед, хочу отметить, что суррогатное материнство сейчас легально, законно и регулируется ст. 123 Семейного Кодекса Украины. Есть нормы, которые регулируют медицинскую сторону суррогатного материнства, а есть которые регулируют процесс регистрации детей, рожденных от суррогатной мамы. Но, с правовой точки зрения, в Украине законодательного регулирования вопросов, связанных с суррогатным материнством, на мой взгляд, не достаточно. Не прописаны вопросы ответственности. Суррогатное материнство должно быть регламентировано еще и в договорном порядке. Между родителями и суррогатной мамой нужно максимально конкретно прописывать соглашение, контракт. Тогда и родители, и мамочка, которая тоже рискует, будут защищены», - сказала она.
Адвокат также отметила, что суррогатное материнство не может быть дешевым удовольствием, поскольку требует серьезных денежных затрат: «Это денежные затраты на медицинское обслуживание, содержание суррогатной мамы. Если услуги суррогатной мамы стоят дешево, то это подозрительно. Могут возникнуть сложности, претензии родителей к суррогатной мамочке, шантаж заказчиков со стороны суррогатной мамы», - сообщила партнер юридической компании.
Врач гинеколог-эндокринолог высшей категории областного центра планирования семьи Елена Безверхая сказала, что счастье материнства должна обязательно испытать каждая женщина: «Я практический врач, работаю в практическом здравоохранении по проблеме бесплодия почти уже тридцать лет. И на протяжении всей моей жизни я поняла, что счастье материнства должна обязательно испытать каждая женщина. Семьи, в которых нет детей распадаются. Я поняла, что живя в веке новых технологий нужно использовать все современные технологии для того, чтобы женщина познала радость материнства. Некоторые пары психологически не готовы к усыновлению ребенка, боятся ответственности. Если пара решила воспользоваться услугами суррогатной матери и имеет для этого возможность, то мы, врачи-гинекологи приветствуем это суррогатное материнство», - сказала она
Врач акушер-гинеколог, репродуктолог, Игорь Пелелыгин сообщил, что суррогатное материнство возможно тогда, когда пара по медицинским показаниям не может иметь детей: «Технология суррогатного материнства это технология, которая имеет своеобразные проблемы. В таких ситуациях, когда люди страдают из-за того, что, в силу определенных факторов, они не могут иметь детей, суррогатное материнство оправдано. А если речь идет о том, чтобы новорожденных детей отправить куда-то в третьи страны, чтобы делать с ними что угодно, то я противник такого. Поэтому есть и негативная, и позитивная сторона суррогатного материнства, посредине которой находятся законодательные акты, которые прописаны в правовых органах. Сегодня появился приказ Минздрава ¹787, где четко прописано медицинское регулирование проблемы суррогатного материнства. Мы находимся в правовом поле регламентирования суррогатного материнства со стороны Минздрава и Миньюста», - сказал он.
Клирик Днепропетровской епархии украинской православной церкви, протоиерей Александр Немчиков выразил мнение, что с точки зрения Церкви суррогатное материнство является безнравственным: «Хотелось бы обратить внимание на этическую строну вопроса. Церковь рассматривает чадорождение, появление на свет, как акт глубоко священный, который начинается с взаимоотношений родителей. Это акт, который имеет очень глубокие корни, завязывающиеся на глубоком психо-эмоциональном уровне в период плодоношения. В случае суррогатного материнства именно здесь изначально происходит сбой. Женщина, которая вынашивает чужого ребенка, привыкает к нему и привязывается. Зная, что этого ребенка, которого она носит под сердцем, ей придется отдать, женщина получает глубокую психологическую травму. Затем неизбежно это сказывается на дальнейших отношениях родителей и детей. Если у супругов не может быть детей, им нужно нести этот крест, возможно, усыновить ребенка. Это благородное дело. Несмотря на то, что правовом поле с суррогатным материнством у нас все в порядке, с точки зрения церкви и христианства в целом это явление глубоко безнравственное», - сказал Александр Немчиков.
Психолог Днепропетровского областного центра планирования семьи Иван Перелыгин сказал, что психологическая травма может быть у всех участников процесса суррогатного материнства.
«Я считаю, что психолог обязан сопровождать всю беременность суррогатную маму и родителей будущего ребенка. Суррогатная мама, которая носит ребенка под своим сердцем может получить серьезную психологическую травму в момент передачи ребенка генетическим родителям. Три основных этапа беременности любой женщины это отбор, сопровождение и реабилитация. Психологическая травма может быть у суррогатной мамы, ее мужа, генетических родителей. Это тоска, депрессия», - сказал он.