24 августа 2016 года стало очередной контрольной точкой в истории молодого государства на карте Европы - именно в этот день Украина отмечает четвертьвековой юбилей своей Независимости.
Последние 2 года стали для украинского государства тяжелым испытанием: экономический, политический и социальный кризис, а также фактическая война на востоке страны, продемонстрировавшая, что Независимость - это не только лозунги, фолк-ивенты и протокольные мероприятия, но и производство, в том числе - высокоточного вооружения.
После распада Советского Союза в 1991 году перестала существовать и единая космическая отрасль, включавшая в себя и оборонную сферу.
«В СССР была единая космическая отрасль, которая территориально располагалась следующим образом: Украина, Россия и базовый космодром Байконур в Казахстане. Поэтому после раздела Советского союза она осталась в двух странах: Украине и Российской Федерации. Остальные все страны СНГ, если кто-то и производил какие-то комплектующие, то это мелочь. Все конструкторские школы были в Днепропетровске, Москве и Подмосковье», - рассказывает экономический эксперт, член совета «Лиги аудиторов Украины» Михаил Крапивко.
В Советское время мощные ракетоносители гражданского назначения создавались на территории РФ и Украины. В России были созданы «Союз» и «Протон», в Украине «Циклон» и «Зенит».
Развал СССР заставил каждое из новообразованных государств самостоятельно поддерживать и развивать ракетно-космическую сферу. Украина стала одной из стран, которые могут не только похвастаться существующей ныне космической отраслью, но и новейшими разработками в сфере сверхточного вооружения.
«КОГДА ПАРТНЕРЫ СТАЛИ «ЭКС»
После развала Советского союза Украине удалось создать ряд мощных ракетоносителей, таких как Зенит 3SL, Зенит 3 LB, рассчитанных на морской и наземный старты. В то же время продолжался выпуск ракетоносителей «Циклон-2» и «Циклон-3», заканчивая одновременно «Циклон-4». Последний создавался под совместный с Бразилией проект, который был ликвидирован после смены правительства в Бразилии.
«Кроме этого, основные военные машины создавались в Украине. Но с переходом в Независимость, государство отказалось от «военного космоса». Но наша страна продолжала, обслуживать ракетоносители, стоящие на дежурстве в Российской Федерации и долгое время не создавала своих военных-ракетоносителей. В период с 2004-2005 годы была произведена попытка создать первый военный ракетоноситель «Сапсан», но в 2005 году было приостановлено финансирование. Можно сказать, что с этого момента запустились на военное русло и начали отрабатывать эту тематику», - рассказывает Михаил Крапивко.
После начала боевых действий на востоке Украины и признания России страной-агрессором ситуация в ракетно-космической отрасли несколько ухудшилась: одно из ключевых оборонных предприятий «Южный машино-строительный завод им. Макарова» осталось без еще одной точки опоры (первым ударом стал разрыв контракта с бразильцами). Накапливая долги по заработной плате, коммунальным услугам и одновременно не имея обещанного оборонного заказа, предприятие фактически осталось существовать на бумаге и в виде группы зданий на огромной территории в космической столице Украины Днепре.
«Я считаю, что в Украине ракетно-космическую отрасль уничтожают, добивают. Сотрудники, которые работают в данной отрасли, делают все возможное для того, что бы она выживала. В настоящее время в нашей стране столпами ракетно-космической отрасли являются КБЮ (Днепр), Южмаш (Днепр), Арсенал (Киев), Хартрон (Харьков), Павлоградский химический завод (Павлоград, Днепропетровская область). Это именно те основы, «киты» с помощью, которых еще очень многое можно сделать, если на предприятиях не совсем еще все плохо», - рассказывает экс-генеральный директор Национального космического агентства Украины, экс-генеральный директор ЮЖМАШа Юрий Алексеев.
Вместе с тем, «не совсем еще все плохо» остается на считанных предприятиях ракетно-космической сферы Украины, которые, несмотря на кризис, не только продолжают выпуск профильной продукции, но и занимаются разработкой новых высокоточных технологий в области вооружения, горно-добывающей сфере и химической отрасли.
«Сложный период был в начале 90-х годов, когда развалился Советский Союз: развалилась вся кооперация, пропали заказы. В то время КБ «Южным» руководил Станислав Николаевич Конюхов, он сделал очень многое, что бы сохранить отрасль и не угробить ее до конца. Были найдены зарубежные контакты, были найдены заказы. Один из таких крупных проектов это «Морской старт».
В то время, также был ряд запусков коммерческих спутников, но из-за того, что в Украине нет стартовой площадки, все осуществлялось в содружестве с Российской федерацией. Россия брала в аренду космодром Байконур у Казахстана.
В этот период практически всем предприятиям было тяжело, потому, что отсутствие заказов сказалось на всех, в первую очередь на КБ «Южном», ЮМЗ. Отказ от военных программ очень резко подкосил Павлоградский химический завод. Подкосились предприятия, которые специализировались на космической электронике ЧЕЗАРА, Хартрон, Арсенал. Выжили практически все, так как Конюхову удалось организовать заказы», - подчеркивает экономический эксперт Михаил Крапивко.
«КАК КОСМИЧЕСКАЯ СТОЛИЦА СПАСЛА УКРАИНУ»
После краха 90-х и всеобщего кризиса, продолжающегося с 2014 года, Днепропетровская область, которую неоднократно называли «космической столицей» Украины стала фактическим форпостом на пути волны развала ракетно-космической отрасли.
Такие гиганты, как Конструкторское Бюро «Южное» и Павлоградский химический завод смогли помимо разработки новых видов вооружений диверсифицировать производственные мощности.
Например, ПХЗ, лишившись в 90-е всех заказов, после прихода в 1999 году нового руководителя Леонида Шимана включился в программу утилизации боеприпасов, а позже освоил проведение буровзрывных работ и создал научный институт, на котором сегодня разрабатываются уникальные в мире образцы взрывчатых веществ.
В частности, совместно со специалистами Национального горного университета было создано уникальное взрывчаток вещество, частично состоящее из элементов твердого ракетного топлива, утилизация которого также производится на мощностях Павлоградского химического завода.
«У предприятия всегда было производство промышленных взрывчатых веществ, но оно не давало возможности удержать завод, после чего, ПХЗ активно включился в программу утилизации боевых ракет, которые были сняты по межправительственному соглашению. Также ПХЗ начал разрабатывать новые направления. Было создано многоотраслевое направление, взяли на себя взрывпромы, которые буровзрывные работы. Сделали производство безогневых и неэлектрических средств инициирования, взяли лучшие образцы из Европы и построили практически новый завод. Благодаря этому предприятие устояло, завод стал научным объединением. Был создан мощнейший институт высокоэнергетических взрывчатых материалов, химических соединений, которые на сегодня показывают колоссальный результат в создании твердотопливных ракетных двигателей. За этот период разработана новая линейка двигателей и новые технологии, которые сегодня не хуже мировых образцов», - подчеркивает Михаил Крапивко.
С учетом растущей мировой напряженности и милитаризации общества, а также тенденции к переходу конфликтов в плоскость сверхточных вооружений, Павлоградский химический завод совместно с КБЮ произвели разработку тактических ракет большого радиуса поражения «Гром» и «Коршун».
«Гром» - мобильная пусковая установка с двумя ракетами типа «земля-земля». Дальность стрельбы 280 км. с возможностью увеличения дальности до 500 км. Боезараяда достаточно для уничтожения целей на площади 10 тыс. кв. м.
«Для иностранных партнеров, которые являются заказчиками, они отрабатываются с ограничениями по дальности, которые введены конвенциями ООН, но для собственных нужд такие ракетоносители мы можем производить на неограниченную дальность. Ракетоносители могут летать до 1,5 тыс. км. За этот период времени создано довольно большое семейство космических аппаратов. Были выпущены СИЧ, СИЧ 1М, МС, тот же ЕЖИПСАТ. Продолжали выпуск Океана. Начали делать первые микроспутники, весом от 50 до 200 кг. За это время много чего было сделано», - добавляет Михаил Крапивко.
«СОХРАНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ»
Вопреки мощнейшему кризису и очевидному предпочтению оружейного импорта отечественному производителю, функционирование и результаты работы ведущих предприятий, таких как КБЮ и Павлоградский химический завод, позволяют Украине не только формально сохранить статус космической державы, но и на высоком конкурентном уровне обеспечить себя и свою армию надежным современным вооружением, параллельно с этим развивая смежные отрасли.
«Пока Украина еще считается ракетно-космической державой. На сегодняшний день отрасль еще можно восстановить в прежнее состояние, масштабы и традиции. Соответственно должно быть соответствующее финансирование, отношение власти, государственная политика, так как очень хрупкое образование разрушить легко, а восстанавливать тяжело. Пока еще не все потеряно, отрасль находится на том уровне, когда еще способна решать современные задачи. Ситуация не критическая, но главное вовремя это понять», - говорит доктор технических наук, профессор Национального Горного университета, заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат государственной премии Украины в области науки и техники Александр Шашенко.
Технический директор ГП «НПО «Павлоградский химический завод» Евгений Устименко отмечает, что свой потенциал как космической державы Украине удалось сохранить благодаря эффективному менеджменту предприятий, результатом работы которого стала диверсификация производства и установление экономических контактов с иностранными заказчиками.
«В Украине основными столпами в ракетно-космической отрасли являются предприятия Днепропетровска, Харькова и Киева на плечах, которых держится вся космическая отрасль.
Ракетно-космическая отрасль в период независимости страны сохранилась благодаря, тем руководителям, которые сумели после развала Советского Союза, с одной стороны провести конверсионные проекты, с другой получить соответствующие иностранные заказы, которые обеспечили жизнедеятельность предприятиям и сохранить опыт, персонал и свои мощности.
На сегодняшний день ракетно-космическая отрасль выживает, потому, что больших заказов от государства в направлении космоса нет, это требует определенных затрат. Если появятся такие заказы, будут сдвинуты с места многие другие отрасли, к ряду других направлений будут привлечены ресурсы, позволяющие обеспечить необходимым опытом, кадрами и научной базой смежные направления.
Сегодня, к сожалению, в Украине нет стратегии развития ракетно-космической отрасли, и ее разработка в настоящее время является актуальным, если не сказать срочным и первоочередным вопросом», - говорит технический директор химзавода.
Напомним, что на вооружении украинской армии остаются устаревшие системы «Точка- У». С учетом того, что данная система является российской разработкой, это устанавливает сервисную зависимость украинского вооружения от соседнего государства.
Одновременно с этим установка «Гром», разработанная Павлоградским химическим заводом и КБЮ, является уникальной высокоточной системой, не имеющей аналогов ни в одной из стран бывшего СССР. На сегодняшний день разработка системы ведется для выполнения иностранного заказа, после ее завершения все права на «Гром» останутся в Украине.
Очевидным является тот факт, что подобная сверхмощная и высокоточная система может не только обеспечить заказом крупнейшее оборонное предприятия Украины, но и безопасность всего украинского государства.