Немалое количество экспертов сегодня дискутирует о возможности (или невозможности) начала 3-й мировой войны, не говоря о главном – война ФАКТИЧЕСКИ идет: конфликты по всей территории земного шара, а также рекордное наращивание оборонных бюджетов свидетельствует о протекающем конфликте.
Может ли украинская армия получить новейшее современное оружие отечественного производства, способное не уступить по своим характеристикам зарубежным аналогам? Ответ на этот вопрос искали эксперты с сфере экономики и обороны на пресс-конференции в ИА «МОСТ-ДНЕПР».
«УКРАИНА – НЕ УГРОЗА»
Экономический эксперт Михаил Крапивко отмечает, что на сегодняшний день в Украине наблюдается спад показателей ВВП, что крайне негативно сказывается на рейтинговых данных страны на международной арене. Сегодня Украине не удается достичь уровня 5% отчислений из ВВП на оборонную сферу, в то время как страны с уровнем отчислений менее 6% даже не рассматриваются в качестве серьезного соперника.
Единственный выход, отмечает эксперт – создание комплексной государственной программы, включающей в себя помимо расходов на оснащение ВСУ также финансирование создания высокоточного вооружения.
- Сегодня важно высокоточное оружие со средствами доставки на большие расстояния, средства электронной борьбы и т.д. И только те страны, которые имеют комплексно эти наборы, могут реально сдерживать угрозы в отношении себя. В Украине же более 10 лет выпали в области оборонной промышленности. Если бы мы сейчас владели системами радиоэлектронной разведки, электронной борьбы, высокоточным оружием, мало кто осмелился бы к нам сунуться. Поэтому госсредства на оборону нужно расходовать с умом. А сейчас практически все финансирование идет на содержание армии, обмундирование, зарплаты и пр. А тратить деньги нужно на создание систем сдерживания. Не на элементы этой системы, а на весь комплекс. Нужно создавать государственную программу и выделять на нее финансирование, - говорит Михаил Крапивко.
Тем не менее вопрос модернизации и обновления вооружений сдвинулся в Украине с мертвой точки, считает Генеральный директор ГП «НПО «Павлоградский химический завод» - главный конструктор РДТТ Леонид Шиман. Он подчеркивает, что предприятие сохранило и развило уникальные производственные мощности, и сегодня уже предлагает Министерству обороны Украины ряд мероприятий по продлению ресурсов боеприпасов и ракетных комплексов.
- Идет 3-я мировая война, и каждое государство изменяет свою стратегию и политику по отношению к вооруженным силам и методам обороны, защиты от высказанных и потенциально высказанных притязаний. За последние три года оборонные бюджеты стран выросли на 60% в целом. Это касается и тех стран, которые традиционно много тратят на оборону, и тех, которые раньше значительно меньше вкладывали в поддержание оборонной способности и развитие новых видов вооружений. И Украина не исключение. Наконец-то к властям пришло понимание того, что без армии и современных видов вооружений защитить Украину практически невозможно. Для этого необходимо большое внимание уделять оборонно-промышленному комплексу.
Что касается Павлоградского химического завода и Национального космического агентства, которое сегодня управляет собственностью ПХЗ, то я могу сказать, что наши возможности, которыми обладали со времен Союза, остались. Вопрос только в том, насколько эффективно они используются. На сегодняшний день мы предложили ряд программ Министерству обороны Украины по продлению ресурсов тех боеприпасов и ракетных комплексов, которые стоят на боевом дежурстве в Вооруженных силах Украины, а также по модернизации существующих видов вооружений, и созданию новых видов вооружений, аналогов которых в армии Украины нет. Это связано с высокоточным оружием, системами залпового огня, обычными видами боеприпасов, ракетостроением. Это может быть использовано для мирных целей – для целей мирного космоса, создания специальных аппаратов, спутников, так и для оборонных целей. Вооружения, о которых я сегодня говорю, равны мировым аналогам и по точности, и по дальности, и по эффективности. Вопрос, когда все это может пойти в армию, заключается в государственном финансировании.
Сегодня мы работаем с 17-ю различными проектами в области разработок, продления и модернизации ресурсов. Не только для Украины, но и для других стран, беспокоящихся о своей безопасности.
«СДЕЛАТЬ МОЖНО. НО НЕ СРАЗУ»
Предприятия оборонно-космической отрасли сегодня готовы не только предложить проект создания высокоточных вооружений, но и обеспечить его полноценную реализацию. Но сам процесс создания такого рода вооружения может занять около 2-5 лет при условии должного уровня государственного финансирования.
- Мы готовы дать нашей стране весь комплекс этого оружия. Второй вопрос – когда. Это сложное оружие, которое нужно создавать от 2-х до 5 лет. Еще один вопрос – это финансирование. Такое оружие может быть сделано только за госсредства. Мы готовы подставить плечо государство, те ресурсы, проекты, наработки отдать государству. Страна должна вложить средства в вооружении, и тогда в течение 3-5 лет мы сможем вооружить украинскую армию самым современным ракетным оружием, - отмечает ведущий конструктор ГП «КБ «Южное» Сергей Лось.
«ВОЗМОЖНОСТИ ПРОТИВ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Тем не менее, один лишь финансовый сектор не является залогом успешной реализации проекта по созданию и внедрению высокоточного вооружения в арсенал ВСУ. Ключевым вопросом является обеспеченность человеческим ресурсом, отмечает гендиректор Павлоградского химического завода Леонид Шиман.
- Мы подали 59 различных видов проектов, связанных с обороной. Но прекрасно понимаем, что даже если будет финансирование, то не хватит человеческих ресурсов, чтобы все их реализовать. Но в то же время мы не понимаем, какая стратегия у Генерального штаба, что ему нужно в первую очередь, какие виды вооружения, сколько. Мы предлагаем спектр направлений, а государство пусть выбирает. В Украине ракетным вооружением занимаются 5 предприятий. Нужно или создавать между нами конкуренцию, или давать задания на создание отдельных составляющие элементов системы обороны.
Новых боеприпасов сейчас в Украине катастрофически не хватает. И государство в лице Минобороны должно выбрать, что нужно в первую очередь, и кто это сможет реализовать. Если выберут Павлоградский химический завод, мы будем работать. Если другое предприятие, будем с ним сотрудничать.
Для создания некоторых видов вооружений мощности у нас уже существуют. Для новых направлений нужно будет достраиваться, расширятся. Но это можно делать параллельно, - говорит Леонид Шиман.