- Быть «общественником» сейчас стало модным. Кругом – одни «активисты». Причем сложилось четкое противостояние: есть власть и есть активисты, которые выступают под разными «знаменами», с разными лозунгами...
- Поправочка: это только кажется, что активисты – это те, кто против власти. Власть уже давно научилась пользоваться услугами активистов и лавировать на волне общественных настроений. Ведь активисты научились быть политиками.
И противостояние часто лежит в иной плоскости. Например, после Майдана те активисты, которые стали властью, - стали властью. Те, которым не удалось стать властью, что им делать? Остались активистами.
Какие могут быть отношения между людьми, которые делят власть?
- Скажите честно, а зачем вам нужна «общественная работа»? Вы стали на путь «активистов»?
- Я очень уважаю людей, к которым это слово можно применять без кавычек. Если раньше активист – это был просто социально активный и неравнодушный человек, то сегодня роль активиста уже стала работой и даже бизнесом.
Поэтому, пожалуйста, не называйте меня активистом или «общественником». Для меня это не работа и не бизнес. Я не бедный человек и могу себе позволить заниматься тем, что считаю правильным, тем, что мне нравится. Мне хочется, чтобы люди не кидались друг в друга бутылками с зажигательной смесью, а помогали друг другу делать простые, хорошие, добрые дела.
Вот поэтому родилось такое гражданское объединение (!), которое мы назвали «Народное партнерство».
- Почему – партнерство? И кто кому партнер в вашей организации?
- Вы забыли еще спросить – почему «народное»? (улыбается). Я не власть, поэтому я и не хочу делать работу чиновников. Кто-то обязан ремонтировать дороги или чинить крыши – пусть делает свою работу. Но есть много таких сфер, где нет ответственных.
В этих направлениях мы можем помочь реализовать общественные инициативы, посмотреть, насколько они полезны и дать им «путевку в жизнь», чтобы хорошие дела развивались и превращались в общегородские. В этом и есть суть понятия «народного партнерства».
Например, по факту, никто не обязан заботиться о досуге детей или украшении дворов. Но есть потребность, есть инициатива, есть желание и возможности – и я могу помочь людям сделать доброе дело. И другие люди присоединяются к этому делу. И так рождается хороший проект по развитию дворового спорта, например, и сотни детей принимают в нем участие. И все это происходит, хотя и нет такой городской программы, и не выделяет город на это деньги. В этом и есть вся суть – мы не хотим подменять власть, делать что-то вместо власти. Наоборот, мы идем в тех направлениях, которые часто для власти кажутся необязательными.
Сегодняшняя власть – в целом – не заинтересована в выборе механизмов справедливых. Власть сегодня выбирает механизмы действенные, более быстрые для достижения своих целей и задач.
- То есть, Вам не нужна поддержка власти?
Философия идеальных взаимоотношений власти и рядового горожанина – это когда знать фамилию мэра не обязательно. Я жил в этом городе и как простой горожанин, и как предприниматель. И до какого-то времени, честно говоря, не знал, что в городе существуют депутаты. А сейчас каждая бабушка вынуждена знать и искать их, чтобы хоть что-то получить от власти. И такая зависимость от власти – плохой признак…
Я, кстати, таки стал депутатом горсовета, больше ради интереса, хотел понять, как это работает. Как представитель «той» власти до сих пор «расхлебываю» последствия своих инициатив.… Хотя некоторые из них, кстати, и нынешняя власть применяет, и это тешит мое самолюбие (смеется). Например, упорядочивание отношений с МАФами, программа остановочных комплексов, инвентаризация городской собственности… Городское хозяйство – это запутанный клубок, мне было интересно распутывать эти ниточки. Но сейчас я рад, что я не внутри процессов.
- Почему? Обычно все хотят попасть во власть…
– Преимущество мое, человека не из власти, - это готовность говорить правду, удобную или неудобную. На самом деле, людям до выборов говорят то, что они хотят услышать, а после выборов делают то, что нужно, только уже не говорят об этом. Хочется прийти к тому, чтобы даже депутаты и всевозможные кандидаты могли говорить, а мы – готовы были слышать настоящую правду.
Напомним, что в Днепре вышел 7-й номер газеты «Життя Дніпра».
Первую часть интервью можно прочитать здесь.