Прошло немногим более трех лет с тех пор, как 55-летняя пенсионерка из Павлограда выносила и родила для дочки и зятя мальчиков-двойняшек. Она стала самой пожилой суррогатной мамой в Украине.
Что изменилось в жизни Ирины и Андрея Паюк, мечтавших о большой семье и получивших необычный подарок судьбы? Как чувствует себя отважная бабушка? Об этом читайте далее.
По семейным обстоятельствам…
В тенистом дворе панельной пятиэтажки среди гуляющей здесь ребятни замечаю двух малолетних велосипедистов и хрупкую женщину, неотступно сопровождающую их.
— Вот это мои, — говорит встретившая меня Ирина, — вы пока с мамой пообщайтесь, а я немного по хозяйству похлопочу. А потом мы с ней поменяемся. Вообще-то, она больше вам расскажет, ведь все дело в ней, а не во мне.
Анна Николаевна оказалась женщиной общительной. Но, зорко следя за своими сорванцами, рассказывает обо всем пережитом таким будничным тоном, как будто ничего особенного в ее жизни не произошло. Мол, если бы не телевизионщики и газетчики, может, и осталось бы все это их семейной историей. Вот из Москвы только что вернулись. Андрей Малахов приглашал в свою программу «Пусть говорят». Сидели в студии, как на лобном месте: вопросы, расспросы что да как. Одни восхищались, другие называли ее поступок безрассудством и авантюрой.
…Дочь Ирина в 26 недель беременности пережила тяжелую трагедию, потеряв второго ребенка. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь, но сказали: детей у нее больше не будет…
Кого-то этот приговор, возможно, и устроил бы. Мол, есть в семье ребенок, для кого жить — и достаточно. Но для Ирины мир померк в одночасье. Вот их у мамы трое, а у ее Артемки, выходит, не будет ни брата, ни сестры. Ему уже восемь, и он не раз просил «купить» ему братика.
— Дочь так переживала, что вся наша семья начала серьезно опасаться за ее здоровье, — говорит женщина. — Хотела взять ребенка из детского дома, но не удалось ей уговорить мужа. Андрей был перед Ирой честен: не знает, сможет ли он относиться к чужому ребенку так же, как к родному.
Период тяжелейшей депрессии длился мучительно долго.
— Я не могла на это спокойно смотреть, и однажды, может, даже не до конца осознав то, что хочу предложить, возьми и скажи: давай, дочка, я ребенка тебе выношу и рожу. На здоровье я не жаловалась, троих вон родила. Возраст, правда, неподходящий — все-таки 52 года на то время мне было. Но, говорю, проконсультируемся с врачами.
Сказали, что это большой риск, 52 — не детородный возраст для женщины.
Однако остановить их уже ничто не могло. Обследования, консультации продолжались более двух лет. Потом они попали на прием к профессору Валентину Грищенко, который еще в 1991 году способствовал появлению на свет первого ребенка на Украине, зачатого вне организма женщины.
Обманули природу. Но все так счастливы!
Глядя на эту маленькую хрупкую женщину, не представляешь себе, как она преодолела такое бесчисленное множество процедур, предписаний, рекомендаций.
— Трудно было в последние два месяца. Представьте, у меня вес 49 килограммов, рост метр пятьдесят, а дети родились один 2800, другой 3100. Они забрали весь кальций из организма, с коленными суставами начались проблемы. Я могла ходить по палате только с помощью костылей.
Неожиданно моя собеседница вдруг задорно так произносит:
— Но я и сегодня могу все повторить, — и чуть погодя, добавляет: — Если б только заранее знать, что будет девочка. Очень нам девочка нужна.
— Нет, ни в коем случае, — присоединяется к разговору Ирина, — с мамы довольно. Вся надежда на то, что муж когда-нибудь передумает, и мы возьмем ребенка из детского дома. Но я и так благодарна Богу за наше счастье.
Сразу после родов дети купили Анне Николаевне путевку в Карпаты, чтобы она смогла немного восстановиться и отдохнуть. Двойняшек хотели назвать Арсением и Аркадием, но старший сын Артем по поводу Аркадия воспротивился. Вот Александр, Саша — совсем, мол, другое дело.
Получилось так, что имена всех мужчин в этой семье начинаются на букву «А» — муж Андрей, сыновья Артем, Арсений и Александр. Сегодня Андрей — главный добытчик, пока жена в отпуске по уходу за детьми. Работает он подземным электрослесарем на шахте «Самарская». Товарищи по работе, когда узнали о том, что его необычной теще понадобилось кровь, всем составом отправились на пункт переливання.
Живут Ирина и Андрей Паюк в стандартной трехкомнатной квартире, где нашлось место спортивному уголку, надувным бассейнам, велосипедам и другим всевозможным предметам из мира детских забав. Все в двух экземплярах. Несложно предположить, что именно составляет самую внушительную статью расходов бюджета этой семьи. Например, пришла папе в голову мысль побаловать своих мальчиков купанием в надувном бассейне, на улице. Установил на кухне котел и с помощью шланга подает теплую водичку со второго этажа прямо в бассейн, расположенный под балконом.
— Я до сих пор словно на крыльях летаю, — признается Ирина. — А вначале даже усталости не чувствовала. Вот только дня не хватало, чтобы все переделать. Готова была посвящать моим малышам 24 часа в сутки.
Она в состоянии дать детям полноценное дошкольное воспитание. Но в садик малышей все-таки отдали, там, мол, и система, и режим, и дисциплина. Старший сын Артемка получил от мамы определенную дозу знаний по многим школьным предметам. Результат не заставил себя долго ждать. Мальчик не раз побеждал в различного рода конкурсах. Был даже награжден за это путевкой в Артек. И сама Ирина хорошо училась в школе, закончила Днепропетровский государственный технический университет.
Она и сегодня студентка. Учится на заочном отделении Бердянского педагогического университета. Пошла на факультет иностранных языков, чтобы хорошо знать английский, хотя в школе изучала немецкий. Зачем это ей нужно? Снова-таки ради детей. Чтобы потом помогать Сене и Саше, когда те пойдут в школу. И даже старшенький Артем ждет не дождется, когда братьям нужна будет его, отличника, помощь. Хотя бы в том же английском, на котором он даже песенки распевает.
Уже в годик малыши «определились» с будущим
Шутка, конечно, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.
Первый год жизни сыновей отмечали шумно, с дедушками-бабушками, друзями. Крестные приступили к своим обязанностям — расстелили кожух мехом наружу (символ богатства), усадили на него малышей, на подносе разложили несколько предметов на выбор. Считается, что таким образом можно предсказать будущее ребенка.
— Что конкретно класть, — говорит Ирина, — строгого правила нет. Обычно это то, что символизирует собой здоровье (чеснок), хлеб (достаток), ключи (независимость), деньги (богатство), клубок шерсти (долгая жизнь), книга (ум, знания). Пророчество может и не сбыться, но и мы, и гости — все в напряжении. Смотрим, Сашка схватил книгу, а Сеня — двухсотенную купюру.
36-летняя Ирина Паюк же планирует уйти из налоговой службы, где работает инспектором, чтобы обучать детей английскому языку в детском саду по программе дошкольной подготовки.
Практически каждый день к ним в гости приходит Анна Николаевна — внуки требуют внимания и помощи. Пока дети не ходили в садик, с утра до вечера находилась у дочки. Теперь всем полегче стало.
…Дверь в квартиру с шумом открывается, побросав велосипеды в маленькой прихожей, ребята пулей летят на диван собирать кубики.
— Сеньку мы ежиком называем, — говорит отчаянная бабушка Аня, подсаживаясь к внукам. — Он все время сворачивается в клубочек и сопит. А Сашка — медвежонок, большой и неуклюжий. Все повадки папины.
И в заключение. На рискованный шаг стать суррогатной мамой ради своей дочки, что бы там ни говорили, Анна Шульга решилась вовсе не из желания прославиться и заполнить очередную строку в книге каких-нибудь там рекордов. Просто жизнь так сложилась, а она ее подкорректировала, чтобы сделать счастливыми и семью дочери, и себя.
Валентина Кордюкова, «Зоря»