Сергей Аллахвердян, для ИА «Новый мост»
Предпоследний день Паралимпиады… Завтра состоится церемония закрытия, а сегодня… Признаюсь, что кульминацией любой Паралимпиады становится футбольный матч. В завершающей игре большого спортивного марафона встречаются сборные России и Украины. Так было в Сиднее, где после игры наши парни долго сидели с понурыми головами на зеленом газоне, так было в Афинах, где, взявшись за руки, счастливые украинцы долго бегали от одной трибуны к другой, и вот теперь Пекин.
Российская команда болельщиков была просто уверена, что по статистике и календарю, ими же придуманном, победа должна быть у трехцветной команды.
Я знаю ситуацию внутри российской сборной. Знаю их еще с 2002 года, когда россияне приезжали на чемпионат Европы в Киев, и мы вместе жили в гостинице «Спорт» без малого две недели. Отлично помню тот скандал с Мамукой Дзимистаришвили, которому международные врачи-классификаторы наложили табу на дальнейшее выступление в футболе ДЦП. Уж слишком здорово он отличался от остальных игроков турнира. Прошло несколько лет и, непонятно каким образом, Мамука снова в составе сборной России. Мало того, в команде с ним играет и Лаша Мурванидзе, который мало чем отличается от быстроногого товарища. И Лаша был дисквалифицирован, но снова играет в национальной сборной. Ворота защищает Александр Леков, который всю свою сознательную жизнь провел в профессиональном футболе России.
Возможно ли, чтобы матч премьер-лиги России обслуживал судья-инвалид? И вам смешно? А Леков был резервным арбитром в матче ЦСКА (Москва) – «Алания» (Владикавказ). Но даже резервный арбитр не может быть инвалидом. По положению Российского футбольного союза. А в паралимпийской сборной он стоит на воротах.
Первоначально, украинская делегация хотела заявить протест. Однако, после совещания с главным тренером сборной, было принято решение играть. Без бумажной волокиты, которая в данной ситуации ничего не исправила бы. Это уже доказал случай с ирландской сборной, заявившей о своем несогласии с действиями врачей-классификаторов.
Матч, собравший полный стадион, начался с активных действий россиян. Наши парни сели глубоко в оборону и пытались уколоть противника острыми контратаками. Не получилось. Россияне играли широко и красиво, но до завершающего удара дело не доходило. Четко оборонялись Сергей Вакуленко и Виталий Трушев. Им на подмогу приходили практически все наши игроки, а забрав мяч, пытались доставить его Владимиру Антонюку. Нашего капитана очень крепко держали Лаша Мурванидзе и Павел Борисов. Последний, так крепко держал за майку, что даже заработал желтую карточку. Хотя, когда это фол последней надежды, цветовую гамму можно было бы и поменять.
И все-таки первый тайм позиционно выиграли россияне. Они чаще гостили на украинской территории, пусть и вхолостую, но заставили изрядно поволноваться нашего голкипера Константина Симашко. Особенно, после удара Андрея Куваева, на 10-минуте, когда мяч чиркнул об штангу и выкатился в аут.
В перерыве было над чем задуматься Сергею Овчаренко. Трудно по горячим следам сказать, о чем говорили тренер и команда, но во втором тайме пришел ветер перемен. Собственно, сам ветер усилился и дул в наши ворота, а вот атаки шли против ветра.
Отличный шанс имел Анатолий Шевчик, но промахнулся из выгодной ситуации. Не забивает Владимир Антонюк, промахивается Виталий Трушев.
Вместо Александра Девлиша выходит Иван Шкварло, лучший бомбардир турнира. Игра максимально обостряется. Тарас Дутко, обладающий сильным ударом, все больше работает в тылу и только изредка уходит вперед. Во время розыгрыша штрафного Дутко изумительно нашел Трушева плавной навесной передачей, а Виталий слета, казалось, вколотит мяч ворота. Если бы чуточку ниже! Леков переправляет мяч на угловой.
Сразу подумалось о старой футбольной истине, когда не забиваешь ты… Прочь, ненужные знания!
Андрей Куваев просто обязан был забивать нам, когда, оказавшись с глазу на глаз с Костей Симашко, с пяти метров пустил мяч впритирку со штангой в аут.
За десять минут до окончания второго тайма ветер освирепел уже до такой степени, что начал срывать плакаты и прижимать к земле угловые флажки. А потом пошел дождь. Да такой, что даже терпеливые китайцы дружно стали покидать трибуны. Загремел гром, и засверкала молния. Один разряд. Второй. В этот момент украинцами была разыграна блестящая комбинация и Анатолий Шевчик не забивает мяч на последней минуте встречи…
Основное время по традиции закончилось вничью – 0:0. Команды ушли в раздевалку. Уже прошло время перерыва, а на табло загорелась информация, что по техническим причинам начало игры откладывается.
Египетский арбитр не стал выпускать футболистов в грозу. А дождь не утихал. И лишь через час начался третий акт нервозного спектакля.
Мы все переживали, что украинцы остынут в тепле раздевалки, потеряют тот перевес, что был достигнут в эпилоге второго тайма. Наивные мы.
Буря с неба перебросилась на поле. Россияне усиливают атакующие действия, вводят свежие силы. И тут гремит гром. Потрясающая по красоте многоходовая комбинация наших ребят, которую они разыграли в штрафной площади противника, завершается ударом Антонюка. Мяч трепещет в сетке ворот россиян – 1:0.
Казалось, что сейчас северяне взорвутся и ринутся на наши ворота. Это было видно по их выражению лиц. Но мат они хотели поставить красиво. Вот волна покатилась на наши ворота… Но ее разрушает Шкварло. Следует длинная передача на Антонюка, капитан делает несколько шагов вперед и бьет! Такого решения от него никто не ожидал. 2:0!
То, что началось потом, даже трудно назвать футболом. Просто лермонтовское «Бородино». Под скандирование «Ук-ра-и-на!» - с одной стороны, и «Вперед Россия» - с другой, мяч летает по мокрому полю во всю свою накачанную прыть.
И вот уже российский тренер Автандил Барамидзе выпускает своего «джокера» - Мамуку Дзимистаришвили. Овчаренко меняет Шевчика на Дениса Пономарева. А стадион «ревет и стонет», как Днепр великий. Победа одна, а желающих — двое.
Дуэт грузинских здоровяков в российских майках закручивает такие цунами у наших ворот, что становится страшно за последствия. И все-таки россияне забивают – 2:1.
Последние пять минут становятся просто невыносимо долгими. Россияне бьют в сторону наших ворот, а наши отбиваются. Уже вратарь российской сборной покидает ворота и почти с центра поля запускает мяч над нашей перекладиной.
Дополнительную минуту мы высчитывает по секундам, а затем все дружно бросаемся обниматься и целоваться. Потрясающая победа!
Потом была церемония награждения и фотографии на память. Но все это было потом. А еще в тот вечер мы получали телефонные звонки из «Птичьего гнезда», где сражались наши легкоатлеты. Серебряная медаль Оксаны Ботурчак из Днепропетровска на дистанции 200 м воспринялась с грустинкой. Оксана пообещала «золото» не отдавать, но…
С высокой температурой вышел толкать ядро Василий Лищинский и его бронзовая медаль достойна уважения.
Александр Иванихин, стоя на третьей ступеньке пьедестала почета, плакал так, что все мониторы Пекина показывали его катящиеся по щекам слезы.
Валерий Сушкевич в блиц-интервью отметил, что бронза Иванюхина равна золотой награде. Спортсмен сделал все от него зависящее и чуточку больше. Он мог бы в своем эмоциональном порыве даже дотянуться до серебра. Но эти длинные сотые секунды перегородили удачу. Для ветерана из Донецка это, скорее всего, прощальный аккорд с большим спортом. Грустный марш победителя. И все же. На родину он едет с медалью. Бронзовой. Но такой тяжелой…