22 ноября состоялся пресс-тур на ГП «НПО «ПХЗ», в рамках которого представители предприятия рассказали, что в связи с недофинансированием программы по утилизации твердого ракетного топлива на заводе сложилась критическая ситуация, которая грозит возникновением аварийных ситуаций, причем с достаточно тяжелыми последствиями техногенного и экологического характера, как для Днепропетровской области, так и Украины в целом.
Об этом ИА «МОСТ-ДНЕПР» стало известно на месте события.
Как сообщил генеральный директор ГП «НПО «Павлоградский химический завод», доктор технических наук, член-корреспондент Академии Наук Украины Леонид Шиман данная ситуация сложилась из-за ряда подписанных лидерами страны договоров, касающихся ликвидации твердого ракетного топлива.
«Договором «Старт-1» предполагалось, что финансирование экологически безопасной технологии утилизации твердого ракетного топлива осуществляет американская сторона. Однако, в связи с тем, что ракеты были разобраны, шахты были взорваны и угрозы территории США украинские ракетные двигатели не представляли, в 2003 году было принято решение о том, что американская сторона прекращает финансирование выполнения работ по утилизации.
Поэтому в Украине в 2004 году, при президенте Леониде Кучме была принята своя программа по созданию технологии утилизации данных ракетных топлив экологически безопасным методом за счет финансирования из бюджета страны. С тех пор и начала существовать эта программа.
У нас сменялись президенты, премьер-министры, Верховная Рада и каждый раз пересматривались практически все программы, что фактически приводило к недофинансированию программы по утилизации, на протяжении последних 15 лет»,- рассказывал он.
Читайте также: Для полной утилизации ТРТ на Павлоградском химзаводе необходимо 1,3 млрд гривен и в 2021 об этой проблеме можно забыть, - Леонид Шиман
Леонид Шиман подчеркнул, что финансирование данной программы в первые пять лет, могло привести к её завершению ещё в 2010 году. Однако, так как тогда она получала финансирование лишь в размере от 5 до 25%, а ПХЗ не имеет возможности заниматься этим самостоятельно, какая-то часть твердого топлива утилизирована, что-то же лежит до сих пор.
Справка:
В 1987 году первый президент советского союза Михаил Горбачев подписал договор ОСВ-1 о сокращении наступательных ядерных вооружений, которые в то время были в стране.
В 1992 году от Украины попросили подтверждение того, что она также будет соблюдать условия указанного ранее договора и сократит порядка 30% своих ядерных вооружений, которые на тот момент находились на территории государства.
Однако в мае 1992 года в Лисабоне президент Украины Леонид Кравчук подписал документ не о сокращении, а полной ликвидации ядерных вооружений, как класса. Таким образом, наше государство взяло на себя обязательство отказаться от ядерного оружия, как такового.
В 1994 году на основании Лисабонского протокола был подписан договор «Старт-1», который определял зоны ответственности стран, подписавших его, о ликвидации ракет стратегического назначения в Украине. На тот момент, в стране было 186 носителей, а также 2 200 ядерных боевых частей, которые необходимо было ликвидировать, как класс. По сути, этот процесс был осуществлен, так как в 90-е годы боевые части ракет были переданы Российской Федерации, взамен же были получены квелы для атомных электростанций, а ракеты без боевых частей, были переправлены в город Павлоград, туда же, где собирались. В последствии, они разобраны, и все части были утилизированы, а контейнеры с твердым ракетным топливом оставлены на хранение на территории Павлоградского химического и механического заводов.
По сути, именно с этого момента, а точнее с 1998 года, и началась история Павлограда.
Анна Шеремет