27 декабря 2019 года в Верховную Раду был внесен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реализации прав подростков в сфере здравоохранения» (№2684) Согласно, которому подросткам позволят самостоятельно заключать и исполнять сделки, связанные с медицинским обслуживанием. Самостоятельными, по подсказке ООН, можно считать дети уже с 10 лет. Законопроект разработан в рамках концепции Глобальной стратегии ООН в области охраны здоровья женщины, подростка и ребенка (2016-2030 гг.).
Адвокат Майя Сергеева считает, что на сегодняшний день законопроект преждевременный и рассказала об основных изменениях и дополнениях в действующем законодательстве, которыми приводятся нормы действующего законодательства в соответствие с позицией ВОЗ:
- в Закон Украины «Об охране детства» - заключается во внесении понятия «ребенок подросткового возраста (подросток) в возрасте от 10 до 18 лет» и направлений социального становления подростков, основанное на принципах:
уважения к общечеловеческим ценностям, правам человека и народов, исторических, культурных, национальных особенностей Украины, ее природы;
учет потребностей подростков, соотнесение их реализации с экономическими возможностями государства;
- возможность определять особенности прав подростков в сфере здравоохранения в соответствии с Законом;
- в Основы законодательства Украины о здравоохранении - заключается во внесении изменений в статью 39 путем предоставления права подросткам в доступе к информации о состоянии своего здоровья с 14 лет;
- в Гражданский кодекс Украины - заключается во внесении изменений в статью 285 путем предоставления права подросткам в доступе к информации о состоянии своего здоровья с 14 лет, а также дополнением статьи 32 положениями о возможности несовершеннолетних самостоятельно заключать и исполнять сделки, связанные с предоставлением услуг по медицинскому обслуживанию.
«На сегодняшний день законодательство Украины не содержит определения «подросток», что по мнению автора законопроекта, препятствует формированию и реализации государственной политики в отношении такой социальной группы, собирать и анализировать соответствующую статистику и тому подобное, по сути оставляя подростков без внимания государства, в том числе по вопросам стандартов здоровья, его интересов, соблюдения автономии подростков в выборе медицинского обслуживания, предоставления согласия или отказа на вмешательство в здоровье подростка.
Украина придерживается Глобальной стратегии ООН в области охраны здоровья женщины, подростка и ребенка, основывающейся на международных конвенциях, в которых признается право подростков на наивысший досягаемый уровень здоровья.
Так, Конвенция ООН о правах ребенка (подписана Украиной 20.11.1989г., ратифицирована 27.02.1991г.), содержит понятие «ребенок», которым является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону страны совершеннолетие не достигается ранее.
Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS№164, Овьедо), которая является обязательной для 29 стран-участниц (для справки конвенция подписана Украиной 22.03.2002, не ратифицирована), содержит возможности для принятия ребенком собственного решения по вопросу здравоохранения и вмешательства в его здоровье. В целом положения конвенции слишком расплывчаты, чтобы дать значимое руководство, однако указывается, что мнение ребенка должно быть принято во внимание пропорционально его возрасту и степени зрелости. Возраст, с которого ребенок может принимать решение – принять или отказаться от медицинского обслуживания, - в конвенции не указывается»,- рассказала она.
По ее словам, соблюдение прав «подростков» в вопросах здравоохранения является предметом дискуссии.
«Действующие нормативно-правовые акты не предусматривают четких процедур реализации «подростками» своих прав, а также не предусматривают процедуры преодоления (оспаривания) мнения ребенка его родителями, опекунами, законным представителем в соответствии с законом, с целью сохранения его жизни и уберегающие от фатальных последствий принятого решения на будущее, как в случае аборта.
Данный законопроект не предоставляет сдерживающие механизмы в случае всплеска подростковой автономии. К сожалению, данный законопроект в данной редакции является преждевременным, в отсутствии интегрированного подхода в создании полного спектра деятельности здравоохранения, квалифицированного медицинского персонала, образования подростков, учитывая сложность переходного подросткового периода, для которого характерны эмоциональные темпы роста, изменения физиологических функций организма и психологии личности», - отметила Майя Сергеева.
ИА «Мост-Днепр»