Недавно Верховной Радой Украины был принят в первом чтении законопроект, предусматривающий введение на рынке природного газа учета и расчетов по объему газа в единицах энергии. Стоит отметить, что это была одна из многих инициатив, разработанных Центром экономического восстановления (аналитический центр при Кабинете Министров Украины), который в части энергетической отрасли координируется Центром Разумкова.
Об этом сообщили в пресс-службе компании.
Модель наполнения газового рынка Украины
Голубое топливо, которое есть на украинском рынке, берется из двух источников: природный газ собственной добычи и импортный ресурс. Расчеты за отечественное топливо производятся на основании полученных кубических метров, а за газ, который продают на торговых площадках ЕС - в киловатт-часах, то есть в европейских странах это топливо измеряют не в объемах, а в тепловых единицах.
"Соответственно, только газ из ЕС доходит до нашей границы, его объем в ручном режиме, с применением коэффициентов, переводится из энергетической системы единиц измерения газа в метрическую",
— объясняет Максим Белявский, ведущий эксперт энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова.
То есть фактически, констатирует эксперт, энергетические рынки ЕС говорят на языке энергетических единиц, а Украина - на языке метрических и к тому же использует переводчика, который не всегда может качественно перевести с одного языка на другой. Теперь этот барьер должны убрать. Переход на киловатт-часы означает, что наша страна наконец перейдет на единицы измерения, действующие в Европе, и тем самым упростит себе жизнь, потому что отпадет необходимость их перевода в кубические метры.
Энергетические единицы уменьшат пространство для манипуляций
Перевод кубических метров в киловатт-часы на границе означает не просто математические неудобства, а дает возможность для определенных манипуляций. Именно поэтому унификация единиц измерения с ЕС на самом деле может принести гораздо больше пользы, чем кажется, если не углубляться в тему.
"Поскольку мы принимаем из Европейского Союза ресурс, объем которого переводим из энергетических единиц в метрические, то через коэффициент перевода закладывается определенная ошибка. Собственно применение коэффициентов перевода на больших объемах газа (а мы импортируем минимум от 8 до 12 млрд куб. м в год) означает существование возможности для манипуляций, в том числе со стороны крупных трейдеров, которые закупают газ ",
— отмечает Максим Белявский.
К тому же метрическая система позволяет "гулять" качеству газа и соответственно поставлять украинцам топливо с наиболее низкой теплотой сгорания (7600 ккал на куб. м), потому что она заложена в наши нормативы. Ведь что такое энергетическая система измерения объемов газа? Это выделение количества тепла или килокалорий при сгорании одного кубического метра топлива.
Эксперт объясняет: "Однако не все украинские газодобывающие компании на практике придерживаются требований к качеству природного газа, хотя все они "попадают" в ГОСТ, продавая газ с низшей, прописанной в нем, теплотой сгорания - 7600 ккал / м3".
"К тому же я не уверен, что на практике, особенно сейчас, каждый газодобытчик будет соблюдать даже минимальные нормы, так как для этого нужно применять соответствующее оборудование". А именно - системы комплексной подготовки газа и осушения, фильтры и тому подобное. Также нужно использовать определенные системы для контроля. Речь идет о потоковом влагомере и хроматографе. Это оборудование, по словам собеседника, в режиме реального времени делает количественный и качественный анализ компонентного состава природного газа. "Поэтому существование метрической системы измерения природного газа на этапе большого транспортного кольца создает предпосылки для коррупции",
— добавляет Максим Белявский.
А в результате принятия указанного законопроекта окно возможностей в части манипуляций по переводу объемов газа из энергетической системы в метрическую - закроется, уверен он.
Ответственность газодобытчиков расти
В то же время повышается ответственность добывающих компаний и откроется одинаковый формат общения, делового диалога украинских газодобывающих компаний с единым европейским газовым рынком, - заключает Максим Белявский.
Введение расчетов за киловатт-часы позволит потребителю платить за количество тепла, выделяемого при сгорании одного кубического метра газа.
"Следовательно повышается ответственность производителя природного газа перед потребителем, - объясняет Максим Белявский. - Это достаточное условие формирования справедливого рынка. Ведь по лучшим европейским практикам на энергетическом рынке главным является потребитель, а не производитель".
Таким образом, отмечает эксперт, введение энергетической системы измерения объемов газа прежде всего предоставляет потребителю право платить справедливую цену за качество товара. Ведь если он будет потреблять природный газ, низшая теплота сгорания которого будет составлять 7600 ккал/м3, то платить меньше, чем за 8200 ккал/м3. В то же время он отмечает, что увеличение калорийности газа не всегда приводит к уменьшению его расходов, так как чем жирнее, калорийнее газ, тем нужно больше потратить воздуха и работы для его сжигания. И этот физический принцип, по его убеждению, должен быть учтен при формировании цены.
Нельзя не обойти вниманием еще один важный плюс внедрения энергетической системы единиц измерения газа. Необходимость поставки качественного ресурса потребителям будет подталкивать газораспределительные компании вкладывать средства в обновление своих фондов.
"Ведь более 80% основных фондов ГРС Украины устаревшие и эксплуатируются более 35 лет, - говорит Максим Белявский. - Поэтому тянуть больше уже некуда. Я надеюсь, энергетическая система измерений объемов газа будет дополнительным импульсом к фокусировке на качественной хозяйственной деятельности".
В этой ситуации, считает эксперт, операторы ГРС смогут оптимизировать часть расходов этого топлива на технологические нужды (борьба с потерями, утечками и т.д.). Это будет выражаться в увеличении программ капитальных ремонтов и инвестпрограмм, так как поставщикам газа нужно будет больше денег для ликвидации, локализации тех или иных технических причин, по которым и возникают потери.
Качественный газ для потребителя: как это возможно и кто будет контролировать?
"Безусловно, за переходом на энергетическую систему измерения объемов газа последует дополнительная нагрузка в части закупки соответствующего оборудования (хроматографов и влагомеров). Однако это ляжет не на оператора ГТС",
— объясняет Максим Белявский.
Почему? Потому что метрологическая система, метрологическое обеспечение, считает эксперт, у нас на должном уровне, и оно - сертифицировано. Система управления процессами производства в Украине соответствует стандартам ISO 9001, стандартам OHSAS и 150001. То есть по ГТС - все в порядке. Газотранспортная система, убежден собеседник, с учетом того, что она эксплуатирует 67 физико-химических лабораторий и довольно масштабно оснащена потоковыми хроматографами и влагомерами, была готова к переходу на энергетические единицы измерения природного газа еще как минимум в 2016 году. Почему не переходила? "Наверное этот вопрос лежит в политической плоскости", - считает эксперт.
Зато, по его убеждению, узким местом сегодня являются газодобывающие компании.
"Они, на мой взгляд, получали сверхприбыли в предыдущие годы за счет увеличения цены газа для населения, и время эти сверхприбыли вкладывать в интересах потребителя, - говорит Максим Белявский. - Без потребителя газ как ресурс никому не будет нужен. Также нужно помнить, что мир развивается, и потребитель становится более требовательным. Эта требовательность в частности распространяется и на качество. Это стоит учитывать и бизнесу, и трейдерам, и газодобывающим компаниям".
В то же время требования к качеству ресурса, поставляемого потребителям, - растут. Это означает, что наши газодобывающие компании будут вынуждены вкладывать больше денег, чтобы давать товар соответствующего качества, уверен Максим Белявский.
"Представьте, что у нас есть сырзаводы, которые получают молоко, из которого можно производить такие же качественные сыры, как в Италии, - говорит он. - Однако этим сырзаводам нужно модернизировать оборудование (если они еще не сделали этого) для выпуска сыра, который будет конкурировать с итальянскими, скажем, в Германии. Молоко на входе - одно и то же, вопрос - в технологии. С газом - то же. Компонентный состав газа везде разный, но и прошлые, и нынешние технологии, стандартные обязательные технологии комплексной подготовки газа регулируют все вопросы по компонентному составу. Нужно только не бояться (в части дополнительных финансовых обязательств и расходов) и хотеть их применять ",
— считает эксперт.
Расходы на переход в перспективе будут отображаться в платежках
Очевидно, что за дополнительные расходы для достижения надлежащего качества газа кто-то должен заплатить. Наиболее простой путь, к которому у нас привыкли, - положить все на плечи потребителей. Сделать их ответственными за старые трубы, оборудование и вообще за систему. Пойдут ли на это операторы и регулятор?
По словам Максима Белявского, поскольку речь идет о естественных монополиях распределения газа, то есть о транспортировке газа распределительными сетями, то операторы ГРС не могут устанавливать себе тариф. Конечно, его устанавливает НКРЭКУ. Однако компании будут увеличивать инвестиционную программу, а она будет ложиться в основу расчетов НКРЭКУ. Следовательно, в Комиссии будут все экономические основания увеличить тариф для этих операторов. "Но пойдет ли на это Регулятор в силу политических обстоятельств? Вопрос остается открытым", - добавляет эксперт.
Дата окончательного внедрения будет зависеть от государственной политики по данному законопроекту. Он может быть принят, но важно, будут ли контролирующие органы соответствующие инструменты влияния, чтобы тот или иной участник рынка придерживался этого закона.
"Принять такой закон будет недостаточно, чтобы заработала вся система", - убежден Максим Белявский. В то же время, по его мнению, с 1 октября, то есть в текущем отопительном сезоне, система же может перейти на энергетическую методику.
По материалам статьи Светланы Олейник для Украинской энергетики.