Пятисерийный документальный сериал «Сердце Украины» об освобождении от нацистских захватчиков Днепропетровщины - это подарок к 70-летию освобождения области всем, кто освобождал этот край от фашистской оккупации, и тем, кто живет здесь сейчас. Этот цикл, продюсером которого стал Александр Вилкул, состоит из 5 фильмов - это 5 основных наступательных операций освобождения Днепропетровской области от немецко - фашистских захватчиков. Премьера первой серии «Павлоградская увертюра » состоялась 26 октября 2013 года.
В день 70- летия освобождения Никополя от фашистов , 8 февраля 2014 , и.о вице - премьер - министра Украины Александр Вилкул на торжествах по этому случаю презентовал землякам четвертую серию «Никопольский потоп».
«Мы создали документальный сериал «Сердце Украины», что представляющий собой историческую правду об освобождении Днепропетровщины. Никопольско - Криворожская операция была одной из важнейших и об этом говорят герои «Никопольского потопа». В этом фильме нет ничего придуманного. Это живые реальные истории и судьбы людей. Я хочу поблагодарить наших дорогих ветеранов за рассказанную правду о событиях тех лет. Нам важно сохранить эту память для будущих поколений. Наша сегодняшняя история основывается на подвига тех, кого мы увидим в уникальных кадрах этого фильма» , - сказал Александр Вилкул во время презентации фильма« Никопольский потоп » из документального цикла « Сердце Украины ».
Об особенностях создания кинокартины рассказал в интервью накануне премьеры четвертой, «никопольской» серии проекта режиссер и сценарист фильмов , известный украинский кинодокументалист Алексей Зотиков .
- «Сердце Украины » - это название кинопроекта звучит как вызов. Что вы хотели сказать этим названием?
- Достаточно посмотреть на карту Украины, и сразу определимся, какой регион государства является ее «сердцевиной» (отнюдь не унижая статус и роль других). Днепропетровщина - это большинство низовых казацких Сечей, стратегические природные ресурсы, это интеллектуальный потенциал государства. Что касается военных лет и освобождения, то последствия той поры мы чувствуем и сейчас. Последствия как отрицательные - сотни тысяч убитых, миллионы трагических человеческих судеб и разрушенная промышленность и инфраструктура, так и, на удивление, положительные, потому что они определили высокую планку общественного единства, которой нам так часто не хватает. Тогда большинства народа было понятно, зачем жить и за что умирать! Был враг, была общая цель, был, наконец, запас мужества, которого так не хватает во времена настоящего.
- В феврале вы представляете четвертую и пятую серии «Сердца Украины» - «Никопольский потоп» и « Криворожское торжество» . В чем своеобразие каждой?
- Сначала может показаться странным, почему наш премьерная киноэпопея растянулась от 25 октября прошлого года и до февраля 2014 года. И это при том, что 5-серийный документальный проект был готов уже в начале прошлой осени. Но мы идем по логике юбилейных дат освобождения Днепропетровщины. «Павлоградская увертюра», «Берег левый - берег правый» - о реалиях Днепропетровской наступательной операции, «Пятихатский смерч» - о «великом стоянии» между Пятихатками и Кривым Рогом. Последние две серии о Никопольско -Криворожской операции.
Окончательную форму серий и проекта мы определили, ориентируясь на творчество Александра Довженко. Гениальный режиссер собственноручно монтировал документальную кинотрилогию об освобождении Украины. Более ста фронтовых операторов передавали Довженко на монтаж собственные фронтовые кинонаработки .
Создавая «Сердце Украины», мы пытались донести глубинную правду о войне. Хотели рассказать о великой цене, которую заплатили Днепропетровщина и Украины за победу.
- Что положено в основу « никопольской серии » проекта ?
- Каждая серия проекта имеет собственный колорит . Никопольщину - мать казацких Сечей - до наших дней заселяют мужественные и сильные люди. Когда мы говорим о попытке передать полную правду войны об освобождении Никопольщины, то эту правду приходится отражать на оптимальном для такого формата количестве смысловых уровней. Первый уровень - уровень очевидца, который в 1943-44 годах был ребенком или молодым человеком. Очевидцы были разные - селянки из Капуловки или Покровского района, спасавшихся от насильников - оккупантов в степных скирдах. Старые казацкие семьи, которые их кормили как и в 17-м веке. Жители немецких земледельческих колоний, ставшие жертвами политической искушения из столицы Третьего рейха. Немного шире является уровень восприятия событий воинами - освободителями, которые уже прошли войну и знали, чем пахнет ежедневная «окопная правда». Уже далее - уровень борьбы «бойцов идеологического фронта» с лжецами ведомства Геббельса (следует помнить , что Никопольские степи были частью территории, на которой нацистский институт «Аненербе» искал доказательства извечного господства здесь «германоарийской расы»). И, наконец, уровень осведомленности и деятельности командующих армиями, фронтами и высшего командования. Гитлер отчаянно боролся за здешние марганцевые руды, без которых бесноватый фюрер признавал свое дело проигранным. Ведь речь шла о его последней надежде на использование «оружия мести», которое должны были донести до городов стран–союзнков ракеты Вернера фон Брауна. Только скомпоновав все эти ступени «Никопольский правды» последней войны, можно было дать зрителю оценить истинный масштаб дела, которое сплотило на этой земле наш народ.
- Отношения режиссера и продюсера в кино - это всегда повод для определенной интриги, а довольно часто и конфликтов. Как вы в течение такого длительного времени сотрудничества решаете режиссерские коллизии с Александром Вилкулом?
- А нет никаких коллизий. И дай Бог, чтобы так и дальше было. Полное взаимное доверие и уважение к работе каждого из участников процесса. На моей памяти, Александр Юрьевич единственный раз выразил легкое недоумение, насколько сильно авторская точка зрения на события отличается от его собственной. Хотя в целом наши взгляды совпадают. Но и тогда, и спустя некоторое время автору ничего исправлять не пришлось. Наш продюсер Александр Вилкул определил общий производственный принцип – «Мы работаем для украинцев, для народной души, сохраняем правдивую историю нашего народа».
- Как вы, профессиональный историк, стали на режиссерский путь?
- По первому образованию я этнограф. С легкой руки моего научного руководителя Валерия Тишкова эта наука с середины 1980- х годов стала называться «этнологией». Этнографы - этнологи должны были «знать их профильный народ лучше, чем он себя знает сам». Одновременно я работал в Государственном историческом архиве Украины в качестве научного сотрудника, описывая гетманские и сечевые фонды 18-го века. Украинские исторические исследования оказались актуальными в области «наиболее важного из искусств», которым я лично считаю документальное кино. За четверть века мы с коллегами, собственно, и создали документальное кино независимой Украины, начиная от 114- серийного киноучебника «Неизвестная Украина» и заканчивая сериалами по истории Зеленого Клина и реалий государственной границы Украины ( «Ожерелье для Единой»). Поэтому, когда летом 2010 года к нашей творческой группе обратился Александр Вилкул с предложением создавать вместе «краеведческую кинотеку», мы восприняли это как подарок судьбы. С тех пор в нашем общем активе - уже двадцать один документальный фильм.