«Курсовой стабильности в этом году не будет. По основной корзине валют, во всяком случае, по евро и доллару», - такое мнение высказал Председатель правления ВТБ Банка Вадим Пушкарев в рамках исследовательской программы Института Горшенина «Мировой финансовый рынок».
«С одной стороны - это ожидание событий в персидском заливе, связанных с Ираном. А с другой стороны - это то, что происходит сегодня в Евросоюзе. Большие проблемы, связанные с видением выхода из кризисной ситуации», - считает он.
При этом финансист отметил стабильность как китайского юаня, так и украинской гривны. «Что касается китайского юаня, на мой взгляд, он будет иметь тенденцию к укреплению, - но в той степени, в которой это будет необходимо и выгодно китайскому правительству. Наличие сильной валюты это не всегда хорошо для экономики, иногда девальвирующая зона денежной единицы это для экономики более выгодна, чем валюта, имеющая большую стоимость. У меня курсовые ожидания стабильные, не смотря на то, что будет очень острое желание в преддверии выборов в Украине попытаться покачать гривну. Но я думаю, что сегодня национальный банк достаточно жестко дал понять, кто на валютном рынке хозяин. И здесь у меня нет ожиданий серьезных подвижек гривны в сторону девальвации - во всяком случае, на глубину трех кварталов», - сказал В. Пушкарев.
Также, по мнению эксперта, не стоит беспокоиться из-за продолжающейся скупки валюты населением Украины. «Параллельно со скупкой идет и продажа, нельзя сказать, что это односторонний процесс. Кто-то покупает, кто-то продает, кто-то завозит, кто-то вывозит - это очень подвижная среда. Нет ничего страшного, это нормальная ситуация, это валютный рынок, это жизнь. Никаких резких потрясений я не вижу. Точно так, как необходимости дополнительного введения каких-то ограничительных мер. Во всяком случае, я не чувствую чтобы национальный банк в нынешних условиях что-то экстравагантное готовил», - сказал он.
Относительно того, что в рейтинге Биг-Мака, опубликованном журналом The Economist, украинская валюта оказалась одной из самых недооцененных, ее реальный курс должен быть в районе 4 гривен за доллар, В. Пушкарев отметил: «Иногда внешние факторы специально создаются таким образом, чтобы государство имело сильную валюту, и в результате было в проигрыше. В качестве примера - ситуация, в которой постоянно находится евро и доллар. Когда евро слишком крепкий, это не хорошо для экономики Евросоюза. Потому что в этом случае с удовольствием покупаются товары производства СШа и Китая. Как только евро дешевеет - сразу увеличивается покупательный спрос на товары произведенные в Европе. Когда начинают на этих факторах играть - это высший пилотаж. Когда таким образом нужно держать страну либо страны в очень сложном положении, искусственно обеспечивая им стабильность их денежной единицы и высокую курсовую стоимость, занижая возможности реализации промышленного потенциала страны. Поэтому, я не вижу ничего плохого в том, что доллар стоит 8 гривен. На мой взгляд, если бы он стоил еще немножко подешевле, для экономики это не было бы плохо», - считает эксперт.
Относительно возможного запрета на критику действий НБУ в СМИ, а также комментирования курса валют, В. Пушкарев отметил: «У нас абсолютно все разбираются в курсовой политике и в политике. Знаете, наверное у нас нация такая. Почему-то у нас качественных экспертов в области сантехники гораздо меньше, чем в банковском деле, в финансовом мире. Почему никто так не оценивает состояние в сельском хозяйстве, в здравоохранении? Там не интересно и там надо отвечать за свои прогнозы. А любой человек, который не всегда имеет даже экономический диплом в кармане, называет себя экспертом, выдавая при этом совершенно безумные прогнозы. Я не думаю, что Национальный банк будет готовить какую-то инициативу по этому поводу, но к пророчеством на финансовом рынке, нужно относиться очень внимательно. У нас население - это люди, которые прошли через несколько кризисов, несколько внезапных девальваций гривны. Поэтому непрофессионалам надо бы попридержать языки», - полагает финансист.