24 октября в ИА «Мост-Днепр» была проведена пресс-конференция «Последствия декриминализации Уголовного Кодекса Украины»
В пресс-конференции приняли участие:
Адвокат, глава отделения Ассоциации юристов Украины в Днепропетровской области Евгений Смирнов;
Адвокат, партнер юридической фирмы «Легарт» Андрей Толстых;
Адвокат, ассоциированный партнер юридической компании «Юрченко и Куприенко» Ярослав Рябчий.
Евгений Смирнов считает, что законопроект № 9221 от 27 сентября 2011 года «О внесении изменений в нек
оторые законодательные акты Украины (в отношении гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности) содержит некоторые противоречия и требует усовершенствования, до принятия его в окончательной редакции. «Главной целью этого документа является гуманизация ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности. В то же время, в некоторых случаях, перемещение рассмотрения вопроса о наличии правонарушения (преступления) из УК в плоскость КоАП, может привести к сужению способов защиты лиц привлекаемых к ответственности. Так, в рамках Уголовно-процессуального кодекса в отличии от Кодекса об административных правонарушениях более расширены возможности привлечения адвокатов, защитников, обжалование и отмена постановления о возбуждении уголовного дела в судебном порядке. Тогда как в административном производстве, это сделать сложнее и фактически невозможно.
Евгений Смирнов отметил, что в нынешней редакции ч.3 ст. 199 УК Украины предусмотрено, что за контрабандные деяния, совершенные в составе ОПГ или в особо крупном размере, положено наказание только в виде лишения свободы от 8 до 12 лет с обязательной конфискацией имущества. В предлагаемой редакции обсуждаемого законопроекте за те же действия предусматривается единственный вид наказания - штраф от 25 до 35 тыс необлагаемых минимумов доходов граждан. При этом, если взять аналогию состава преступления в европейских странах, то, например, по законодательству Республики Польша (ст.310 УК), за подделку денежных знаков предусмотрено наказание до 25 лет лишения свободы. «Из-за перемещения в плоскость административных правонарушений контрабандных деяний, кроме незаконного перемещения через границу отравляющих, сильнодействующих, взрывоопасных веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов, лица их осуществляющие могут остаться безнаказанными. Ведь не будет возможности документирования оперативно-розыскными методами преступной деятельности организованных преступных групп. Выходит, что контрабанда, включая перемещение исторических ценностей, может стать административным правонарушением. Это же касается и фальшивомонетничества. Я считаю, что это излишняя гуманизация ответственности за такие преступления, особенно в стране, где до 50 % экономики находится в «тени». Это немного поспешный и не всегда оправданный шаг», - сказал он.
Ярослав Рябчий сообщил, что глава государства Виктор Янукович выступил с инициативой усовершенствовать уголовно-правовые нормы, регулирующие вопросы уголовной ответственности за экономические преступления. «Инициатива замены лишения свободы за экономические преступления значительным размером штрафа является очень позитивным моментом, поскольку нет необходимости применять лишение свободы к лицам, которые не опасны для общества и не нуждаются в изоляции. Вместе с тем, возможность замены штрафа лишением свободы имеет серьезные недостатки. В частности Президент предлагает увеличить максимальный предел штрафа как уголовного наказания, максимальный предел которого сегодня составляет 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, до 50 тысяч минимумов. То есть, сегодня за совершение преступления преступник заплатит не более 1700 грн, а Президент предлагает установить максимальный предел в размере 850 тыс грн. При этом, если суд разрешит уплату в рассрочку, срок выплаты штрафа предлагается уменьшить с 3 лет до б месяцев. Следовательно, в месяц лицо должно уплачивать минимум 141 667 грн. Таким образом, данные изменения могут быть эффективными и действенными лишь в отношении лиц, имеющих хорошее экономическое положение и такую сумму
средств», - сказал он.
Ярослав Рябчий сообщил, что, согласно законопроекту № 9221 от 27 сентября 2011 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности), Президент предлагает декриминализировать уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте, открытие валютных счетов за границей при отсутствии лицензии НБУ, что, по сути, является нарушением валютного законодательства Украины. «По мнению инициатора законопроекта, достаточно установления административной или финансовой ответственности за такие деяния. Однако, исходя из санкций указанных статей, которые предлагается применить, максимальный размер штрафа как наказания, применяемого по этим преступлениям, составляет 85 тыс грн. Это, на мой взгляд, дает возможность нечистым на руку дельцам отделаться достаточно мягким наказанием, при этом причинив ущерб бюджету государства в особо крупных размерах», - сказал он.
Ярослав Рябчий считает, что проект нового УПК Украины должен гуманизировать подход к назначению наказаний, замену их административными штрафами или более гуманными мерами наказания, чем содержание под стражей, не только по экономическим статьям, а и по статьям Уголовного Кодекса, не являющихся тяжкими и особо тяжкими. «Криминальный процесс, который начал свою работу с 1961 года, до сегодняшнего дня имеет лишь «косметические» правки с точки зрения соблюдения прав и свобод человека, привлекаемого к уголовной ответственности. Суть его осталась неизменной: намного проще содержать человека в условиях СИЗО и получать от него любые признания, чем заниматься сбором и анализом доказательств и принимать решение о его виновности или невиновности. Мы считаем, что Украине необходим новый Уголовно-процессуальный кодекс. Именно проект нового УПК должен гуманизировать подход к назначению наказаний, расширению возможностей судов применять механизмы к смягчению наказаний, замену их административными штрафами или более гуманными мерами наказания, чем содержание под стражей, не только по экономическим статьям, а и по статьям уголовного кодекса, не являющихся тяжкими и особо тяжкими. В этом и есть основная цель реформы уголовно-процессуального законодательства Украины как такового и ориентация на европейские принципы криминального судопроизводства», - сказал он.
По словам Андрея Толстых, практика показывает, что злоупотребляют институтом банкротства как должники, так и кредиторы. «По данным PriceWaterhouseCoopers, Украина занимает шестое место в мире по экономической преступности после России, ЮАР, Кении, Канады и Мексики, что демонстрирует неэффективность жестких санкций Уголовного кодекса за хозяйственные правонарушения. Поэтому декриминализация 17 статей УК вызывает огромное одобрение со стороны бизнес-структур, особенно в вопросах касающихся банкротства предприятий. Однако, не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Практика показывает, что злоупотребляют институтом банкротства как должники, так и кредиторы. Злоупотребления со стороны должников заключаются в том, что они пытаются уклониться от оплаты своих денежных обязательств. Для этого они прибегают к преднамеренным, фиктивным банкротствам, уменьшают конкурсную массу. Злоупотребления со стороны кредиторов заключаются в их стремлении не получить долг, а незаконно перехватить управление бизнесом должника или незаконно довести его до банкротства для того, чтобы по неоправданно низкой цене скупить его активы, т.е. стремятся к переделу собственности. Предложенный Президентом проект изменений в Уголовный кодекс, а также Уголовно-процессуальный и КоАП, прежде всего должен быть направлен на защиту имущественных интересов и финансового благополучия сторон от недобросовестных действий, что в свою очередь приведет к стабильности экономики государства и усилит ответственность за недобросовестные действия лиц заинтересованных в доведении субъектов хозяйствования до банкротства», - сказал он.