Как сообщалось ранее, ОСН «МОСТ» провела экспертный круглый стол касательно возможной поправки к Избирательному Кодексу, предусматривающей отмену избирательного процесса в случае введения ЧП или ВП, что ставит под угрозу проведение местных выборов. В виду понимания целесообразности и соответствия этой поправки действующему Избирательному Кодексу Украины, адвокат Майя Сергеева во время пресс-конференции дала комментарий касательно возможных изменений.
«Избирательный процесс является непрерывным и не может быть отменен, остановлен или перенесен, согласно статьи 20 Избирательного Кодекса Украины, однако в новой редакции предлагается внести следующую поправку:
«В случае введения в Украине или на отдельных ее территориях военного или чрезвычайного положения избирательный процесс общенациональных выборов и/или избирательный процесс соответствующих местных выборов, которые происходят на этих территориях или на их части, приостанавливается со дня вступления в силу соответствующим Указом Президента»
— ...
Оценивая данное предполагаемое изменение, предоставляющее возможность прекращения избирательного процесса на всей территории Украины или на отдельных ее территориях ЧП или ВП, считаю, что в предложенной редакции оно не может быть принято. Какую цель преследуют парламентарии инициируя поправку, которая по сути, не дает ясности механизма для введения ограничения избирательных прав, фактически дублируя норму Конституции. Как определить «территории», где могут вводиться ограничения, - это область, район области, город. В Законе Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» также не раскрывается понятие «территорий», единственным критерием является привязка к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. За абстрактностью формулировок поправки кроятся возможные лазейки для власти, что является нарушением статьи 24 Конституции, согласно которой, избирательное законодательство запрещает любые привилегии или ограничения избирательных прав отдельных групп граждан.
Чтобы исключить какие-либо домыслы, следует либо внести ясность в редакцию поправки, либо отказаться от нее», - отметила Майя Сергеева.
Также адвокат рассказала о законодательных нормах и правилах проведения избирательного процесса, отметив, что наше представление об автономности выборов в широком смысле является утопическим.
«Представительная демократия - достаточно сложный процесс взаимодействия или взаимовлияния демократического процесса и государственных органов. С точки зрения «чистого» демократического процесса, избирательный процесс должен быть автономным и независимым от государственных учреждений, ведь с теоретической точки зрения он является ареной, на которой должны проходить дискуссии, обмен мнениями и идеями, коллективные обсуждения и формирования политических преференций избирателей, без какого вмешательства или ограничения со стороны государства. А тот уровень свободы, которым пользуются граждане для критики текущего распределения политической власти и государственных институтов, является собственно одним из основных показателей демократичности политической системы.
Еще до того, как первый избиратель проголосует или первый бюллетень будет подсчитан, возможности демократической политики уже ограничены и направлены в определенное русло. Во-первых, избирательный процесс происходит в рамках заранее установленных и подробно регламентированных механизмов, во-вторых, на диапазон результатов избирательного процесса напрямую влияют эти механизмы. Так возникает парадокс, лежащий в основе демократической политики: эта политика частичного соревнования за структуру государственных учреждений, но в то же время эти же учреждения определяют правила, по которым происходит такое соревнование.
Более того, избирательный процесс должен происходить в соответствии с установленными законами и правилами. Ведь выбор в пользу прямой, представительной или конституционной демократии, пропорциональной или мажоритарной избирательной системы, пассивного и активного избирательного права – предопределен конституционными, законодательными или политическими рамками, т.е. выбором, который уже был сделан законодателем», - сказала она.
Рассматривая одну из возможных поправок в Избирательный Кодекс, Майя Сергеева выделила несколько основных моментов.
«Сопоставляя одну из возможных правок в Избирательный кодекс, - решение о прекращении избирательного процесса на всей территории Украины или на отдельных ее территориях в случае введения в Украине или на отдельных ее территориях военного или чрезвычайного положения,- с правами человека и международными избирательными стандартами, следует отметить следующее.
- Выборы следует рассматривать как базовый институт демократического режима, а это выводит нас за сферу прав человека, так как представительная демократия является самостоятельной ценностью и не зависит от другой ценности – прав и свобод человека.
- Формулировки международных избирательных стандартов, свидетельствуют о том, что сведение всего избирательного права только к правам и свободам человека несколько преувеличено.
- Избирательные стандарты, установлены первым из таких документов - Всеобщей декларацией прав человека 1948 - провозглашают: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить выражение в периодических и несфальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Аналогичные по содержанию избирательные стандарты установлены статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 - провозглашает активное и пассивное избирательное право граждан, а также повторяет все принципы избирательного права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, - как те, что касаются избирательных прав граждан, так и принципов несфальсифицированных и периодических выборов.
Еще дальше от контекста прав человека отходит избирательный стандарт, установленный статьей 3 Протокола (1950) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти». Приведенная формулировка очень далека от прямого утверждения определенных прав человека; поэтому считается, что избирательные права закреплены в цитированном положении в неявном виде, через право народа.
Европейский суд по правам человека, рассматривает избирательные права в несколько отличный способ по сравнению с другими правами, провозглашенными в Конвенции. Так, по делу «Матье-Моэн и Клерфэ против Бельгии» (1987 p.), одно из первых дел по статье 3 Протокола, суд подчеркнул, что избирательные права не являются абсолютными и могут подлежать ограничениям, установленным государством, если такие условия не препятствуют «свободному выражению мнения народа в выборе законодательной власти»; таким образом, фактически утверждается, что в сфере выборов права народа имеют преимущество перед индивидуальными правами граждан», - подытожила она.
Напомним, что после введения карантина ОСН «Мост» проводит бесконтактные и безопасные пресс-конференции, для спикеров и для журналистов.
Алина Ливадняя