ГоловнаCуспільство

Я бы рассудил спор между Ватерландером и Витренко простыми народными словами – «обое рябое», Геннадий Гуфман

Главный исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины» Отто Ватерландер объявил о своих намерениях покинуть компанию. В частности, топ-менеджер написал письмо набсовету с просьбой рассмотреть вопрос о его увольнении. После между ним и главой правления НАК Юрием Витренко разгорелась публичная дискуссия, больше схожая на выяснение отношений. Ватерландер рассказал, что добыча газа обходиться Украине в 1 гривну за кубометр. Второй обвинил его в непрофессионализме. Что на самом деле произошло, и какова реальная себестоимость украинского газа – экспертно рассудил спор на своей странице в Facebook руководитель Днепропетровской региональной организации партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Геннадий Гуфман.

Политик предложил разобраться: что на самом деле стоит за громкой и скандальной тарифно-газовой дискуссией высокопоставленных руководителей.

Мне кажется, что оба чиновника государственного Нафтогаза, мягко говоря, обманывают

«Отто сгоряча заявил: «Добыча газа стоит нам около 1 гривны за кубометр. Мы продаем газ по 7 гривен за кубометр украинским домохозяйствам и предприятиям ТКЭ». То есть, по сути, рассказал о наценке на газ украинской добычи в 600%

В ответ Витренко обозвал Ватерландера «непрофессиональным и обиженным работником Нафтогаза», обвинил во лжи и заявил: «Правда заключается в том, что Нафтогаз тратит больше реальных денег на добычу газа, чем получает от реализации добытого газа». Но к своей «правде» он не привел цифр себестоимости добычи, обещав их назвать позже.

Мне кажется, что оба чиновника государственного Нафтогаза, мягко говоря, обманывают», - написал Геннадий Гуфман.

Из чего формируется цена на газ?

Руководитель региональной организации ОПЗЖ объяснил: на товарную себестоимость газа влияет несколько факторов. Это стоимость подъема газа из скважины, рентная плата, капитальные вложения в разведку и бурение. Сложив все вышеперечисленное, объясняет Гуфман, выйти на 1 грн за кубометр никак не получиться.

«Во-первых, стоимость подъема газа из скважины – в зависимости от характеристик месторождения, это может быть и гривна, и пять гривен, и 80 копеек. Во-вторых, рентная плата – отчисления в бюджет за разработку газового месторождения. Чем больше рента, тем больше получит бюджет, поэтому последние года ставка ренты у нас прыгала от 12% до 29%, а потом обратно. И третья статья расходов – это капитальные вложения в разведку и бурение скважин. При неглубоком залегании (до 3500 метров) – это примерно миллион долларов на километр, при глубоком и сложном – бурение может затянуть до 3-4 миллионов долларов на километр скважины.

Поэтому, говорить об 1 гривне, как говорит Ватерланер – это обман. Вообще ничего не говорить, как Витренко – тоже обман», - пишет он.

Кубометр украинского газа (без доставки) стоит примерно 4 гривны 50 копеек

Сколько же на самом деле стоит украинский газ? Чиновники, сидящие в высоких кабинетах власти, цифры называют кардинально противоположные, а правда, говорит Геннадий Гуфман, где-то посередине.

«Бывший глава Нафтогаза Коболев в 2015 году, когда было модно рассуждать об энергетической независимости, называл такую цифру полной экономической себестоимости для Укргазвыдобування - около 220 долл. за тыс. кубов. В этом же году соросята из Киево-могилянской академии дали альтернативную цифру – 120 долларов за тысячу кубов. Это два полюса, а мы возьмем средний показатель – 170 долларов. То есть кубометр украинского газа (без доставки) стоит примерно 4 гривны 50 копеек.

Но нужно учитывать, что даже в эту невысокую цену входят непомерные затраты Укргазадобычи по статье «администрирование», а также совершенно непонятные статьи «амортизация прав использования недр» (!?) и просто амортизация (почти всё оборудование осталось от советских времен и оно давно полностью с амортизировано)», - написал руководитель региональной организации ОПЗЖ.

Сокращение потребления газа произошло, прежде всего, за счет промышленности, а не за счет тепломодернизации зданий

Важным аспектом тарифно-газовой дискуссии является и вопрос объемов добычи голубого топлива. Премьер-министр Шмыгаль из года в год говорит о планах нарастить кубометры, добываемые государственной компанией. Но кардинально, уверен Геннадий Гуфман, ситуация все же не меняется.

«В 2013 году собственная добыча газа составила почти 21 млрд. кубометров, в 2020 -19,742 млрд. кубов. При этом нужно не забывать, что объем добычи собственно государственной Укргазодобычи - всего 14,23 млрд кубометров, это 72% от всего добытого газа, остальное добывают частные компании.

Для сравнения, максимальный уровень добычи газа в Украине пришелся на 1975 год – это 68,7 млрд. кубометров. Но и потребление тогда составляло около 80 миллиардов кубов, а сегодня – жалкие 30 млрд кубометров в год. Сокращение потребления произошло, прежде всего, за счет промышленности, а не за счет тепломодернизации зданий», - объяснил Геннадий Гуфман.

Формирование газового тарифа в Украине на основе стоимости краткосрочных и спекулятивных контрактов на евробиржах – это экономическая афера и обман украинцев.

Резумируя громкую тарифно-газовую дискуссию Ватерланера и Витренко, руководитель региональной организации ОПЗЖ сказал: «обое рябое».

«Первое. Формирование газового тарифа в Украине на основе стоимости краткосрочных и спекулятивных контрактов на евробиржах (там уже под 1000 долларов за тысячу кубов, а к концу осени будет еще дороже) – это экономическая афера и обман украинцев.

Второе. Государственный Нафтогаз грабит украинских потребителей, искусственно перемешивая цены импорта и цены собственной добычи. Тот же самый «обиженный Ватерландер» это прямо подтвердил. По его словам, «Если бы Нафтогаз продавал газ собственной добычи на рынке другим потребителям, то мог бы заработать более 20 гривен на кубометре», а не 7 как сегодня. Заработать на ком? На украинских потребителях. Вот такая «государственная логика».

Третье. Пять лет назад нам обещали нарастить добычу украинского газа до 30 млрд кубов, что, собственно говоря, покрыло бы потребности Украины. Вместо этого добыча газа в лучшем случае стоит на месте, в худшем – падает. Чтобы росла – нужно нормальное правительства и нормальная украиноцентричная государственная политика.

Я бы рассудил спор между Ватерландером и Витренко простыми народными словами – «обое рябое».

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook