Президент Ассоциации «Днепровский банковский союз» Владимир Косюга рассказал о нововведениях НБУ, ситуации с курсом доллара и уровне доверия к банковской системе Украины со стороны населения.
- НБУ увеличил порог при покупке валюты с 3 тыс. грн до 6 тыс. грн. Что это значит и чем это обернется для населения?
- Национальный банк несколько смягчил ограничения в части лимитов на снятие валюты в гривне, а также на продажу валюты и оставил без изменений ограничения на продажу валютной выручки экспортерами. Это значит, что Национальный банк начинает понимать, что те ограничения, которые вводились на момент основного вывода капитала, стали неактуальными и играют роль сдерживающего фактора не против оттока капитала, а против внутреннего инвестора. Это происходит, потому что ограничения на оборот иностранной валюты внутри страны приводят к тому, что эта часть экономики уходит в теневой сектор.
Возникла проблема в том, что депозиты в иностранной валюте, которые заканчиваются по срокам и клиенты не могут снять их единомоментно, снимая их от нескольких недель до нескольких месяцев, не возвращаются обратно в банковскую систему, чтобы не попадать в подобные ситуации.
Были увеличены лимиты по выдаче иностранной валюты, объем дневного лимита увеличен в 2,5 раза – с 20 тыс. грн до 50 тыс. грн. Дневной лимит на выдачу гривны увеличен с 300 тыс. грн до 500 тыс. грн. Кроме того, НБУ увеличил лимит продажи наличной валюты с 3 тыс. грн. до 6 тыс. грн. в эквиваленте. Последняя норма обусловлена не тем, что улучшилось экономическое состояние Национального банка или приток валюты стал более обильным, а тем, что девальвация национальной валюты привела к тому, что лимит в 3 тыс. грн. на покупку иностранной валюты обеспечивает лишь приобретение $100.
- То есть повышение лимитов направлено исключительно на расширение возможностей по продаже валюты?
- Безусловно. На самом деле сегодня не стоит сильно обращать внимание на лимиты по продаже долларов. На сегодняшний день в банковской системе практически не наличной валюты для продажи. Банки активно скупают доллары у населения, чтобы выплачивать проценты по депозитам. Сегодня порядка 38% депозитов находятся именно в валюте и по закону проценты начисляются и выплачиваются в валюте депозита. Соответственно, для выплаты хотя бы процентов, не говоря уже о теле депозита, необходим либо приток депозитов в аналогичной валюте, либо сдача валюты на обмен. Очень редко, когда валюта, сданная для обмена, попадает обратно на продажу.
- Насколько активно население несет доллары в банки?
- Учитывая ситуацию с ограничением единомоментного снятия (причем новые лимиты также не покрывают существующие потребности), население очень неохотно несет валюту в банки. До сих пор существуют крупные вкладчики, которые в более благоприятное время продали недвижимость, разместили деньги на депозиты и до сих пор ходят в банки, как на работу, ежедневно снимая свои $800-900? Потому что лимиты не позволяют снимать больше. Возникает вопрос: если человек полгода пробегал в банк, то, как он будет относиться к тому, чтобы эту сумму поместить обратно в банк? Ответ очевиден. Доверие к банковской системе крайне низкое, наверно самое низкое за мой 25-летний банковский стаж.
- А если говорить об обмене? И в целом: какой приблизительно долларовой массой «под подушкой» сегодня располагает население Днепропетровской области?
- Дело в том, что снятие с валютных счетов наличных средств не дает объективных данных, потому что часть операций до недавнего времени – это операции теневого рынка, связанные с уходом от налогообложения и выводом капитала. Необъективным также является подсчет средств, снятых с депозитов, потому что далеко не все сбережения населения попадали в банковскую систему. В-третьих, необходимо понимать, что процент операций, находящихся вне банковской системы, достиг колоссальных показателей за 25 лет независимости Украины. При этом банки находятся под тотальным контролем, а «черным» рынком не занимается никто.
В целом по Днепропетровской области на руках у населения находится порядка $5-8 млрд. «Заначки» из долларов меняются в последнюю очередь или же приберегаются для каких-то капитальных трат. Конечно, накопления на квартиры и машины несколько отошли, но остались такие потребности, как бытовая техника и, например, отдых.
- Существует ли такой порог, после которого люди понесут валюту в банки?
- Вопрос не в пороге. Вопрос в том, что если бы Нацбанк, Кабинет Министров, Министерство финансов навели бы порядок в системе управления и дали бы четкий сигнал рынку о неком коридоре, например до 35 грн (за доллар, - ред.), выше которого доллар уже не прыгнет и спекулянты больше 35 грн. не заработают, то люди понесли бы валюту в банки.
Но валюта пойдет в понятную банковскую систему и в которой Нацбанк не будет говорить о том, что существуют 70 банков, которые, может быть, будут закрыты до конца года. О каком доверии можно говорить, когда называются числовые показатели, но не называются конкретные операторы? Правительство должно понять, что главным кредитором является не МВФ, не международные спекулянты, а национальный кредитор – население. Даже самое бедное население является национальным кредитором и если не будет роста внутреннего рынка, то о внешних рынках нам придется забыть.
Беседовал: Артем Лысенко