Институт Горшенина провел экспертный опрос о причинах и последствиях падения курса белорусского рубля.
Народный депутат Украины (КПУ) Алла Александровская полагает, что сегодня очень большое влияние на ситуацию с курсом любой валюты оказывает политика. «Моё мнение – пытаются обрушить экономику Беларуси. Я бывала в Беларуси, я видела, как у них организовано промышленное производство, я видела, как у них работает аграрный сектор – и там, и там – очень сильная государственная поддержка. Беларусь – достаточно экономически крепкая страна. Поэтому я уверена, что любые попытки дестабилизировать экономическую ситуацию и, тем более, вызвать падение их валюты, всё-таки не увенчаются успехом. Другое дело, что есть воздействие на умы людей. Эти разговоры, эта информация, которая тиражируется, и, в том числе, действительно, дефицит валюты в Беларуси действительно существует, на этом тоже могут играть, могут вызвать и уже вызвали ажиотажный спрос на валюту, конечно, это может расшатать экономическую ситуацию. Но я убеждена, что Беларусь в состоянии выдержать этот шторм, который инициируется явно извне», - сказала она. В Украине же, по мнению народного депутата, ситуация иная. «Украина на международных финансовых рынках является слабым государством. Поэтому мы подвержены всем колебаниям мировой финансовой системы в самом негативном плане», - полагает А. Александровская. При этом она добавила, что стоимость белорусской валюты никак не влияет ни на ситуацию в Украине, ни на позицию Украины в отношении Таможенного союза с Россией, Беларусью и Казахстаном. «Белорусская валюта всегда была достаточно изолирована. В большей мере этой валютой пользовался внутренний рынок самой Беларуси. А вот емкость рынка России, Беларуси и Казахстана для нас такова, что это помогло бы нам укрепить нашу внутреннюю экономическую ситуацию в Украине и укрепить экономическую мощь Украине», - считает она.
Директор Киевского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов отметил, что ситуация с белорусской валютой ожидаема. «Белоруссия давно искусственным образом поддерживала и курс своей валюты, и всевозможные высокие социальные гарантии. Это можно было делать в период, когда, по сути, бесплатными были газ, нефть, которые получала Беларусь у России. Сейчас, в период, когда цены на эти ресурсы для нее резко выросли, Минск испытывает проблемы с экономикой и со своей валютой», - сказал он. В Украине же, по мнению эксперта, ситуация иная. «И кредитные рейтинги у нас повыше, и не было у нас такого длительного периода искусственной привязки гривны, искусственного занижения курса гривны. Но, в принципе, проблемы могут возникнуть в любом государстве, учитывая тот факт, что Украине придется расплачиваться с набранными ранее долгами. Конечно же, это будет особенно критично и для Украины, и для украинской валюты. Но если этот год удастся более или менее поддержать валютный рынок, то я думаю, что в следующем году может быть полегче», - сказал он. При этом В. Корнилов отметил, что нынешняя ситуация в Беларуси никоим образом не может повлиять ни на Таможенный союз, ни на отношение к нему Украины. «И я бы не рекомендовал украинским противникам ТС на эту тему спекулировать», - сказал он.
Народный депутат Украины (БЮТ) Сергей Терехин считает, что другого выхода у Беларуси, кроме как девальвировать «зайчик», не было. «Почему так получилось? Из-за достаточно популистской политики правительства, большого дефицита бюджета и резкого наращивания внешних долгов государства. Суверенных долгов. Теория Лукашенко «Давайте торговать лояльностью, не брать деньги взаймы у России» перестаёт работать, потому что деньги когда-то нужно отдавать, и не только деньгами Белтрансгаза, но и деньгами налогоплательщиков», - сказал он. По мнению народного депутата, украинской валюте белорусский сценарий не грозит. «Если вы спрашиваете о здоровье гривны – то она будет здорова. Резервы у нас растут, девальвация может произойти только по политическим мотивам. У нас у власти находятся люди, которые любят частные деньги. Коль столь они их любят, им глубоко, скажем мягко, всё равно, как чувствуют себя бюджетные служащие. У нас в этом году в госбюджете рост номинальных доходов бюджетных служащих – я имею в виду всех – военных, учителей, медиков и т.д. – ниже уровня запланированной инфляции. Номинально выплаты будут увеличиваться, но реальных доходов станет меньше», - считает С.Терехин.
Директор экономических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин отметил, что Беларусь давно ориентирована на Россию, и не имеет достаточных запасов валютных резервов для проведения валютных интервенций. «Кроме того, становая экономика Белоруссии в основном и во многом держится благодаря тому, что в относительно спокойный период удавалось сдерживать курс национальной валюты. Хотя девальвационные тенденции там уже давно закладываются. А привязка к российскому рублю белорусского рубля чревата тем, что страна, по сути, не имеет возможности существенно быть независимой в своей валютной политике», - сказал он. По мнению В.Юрчишина, пример Беларуси говорит о том, что Украине не следует ориентироваться на российский рубль и вводить его в качестве резервной валюты. «Это бессмысленно делать, потому что резервы должны наполняться твердыми и общепризнанными валютами, а не быть очень активно ориентированными на валюту страны, которая так же является страной с трансформирующейся экономикой», - считает он. Также эксперт отметил, что «при куче недостатков и ограничений, в Украине, все-таки, экономика более рыночная, и потребности ее развития отличаются от того, что свойственно белорусской экономике».
Народный депутат Украины (ПР) Владислав Лукьянов считает, что Украине проблемы, подобные белорусским, не угрожают. «У Украины достаточно стабильная ситуация в отношении гривны, у нас самые высокие золотовалютные ресурсы за всю историю существования Украины. И ситуация по внешнему долгу, государственному долгу – сбалансирована, управляема, чётко разнесена по годам», - сказал он. При этом народный депутат отметил, что «наблюдать за ошибками, тем более, соседей, друзей, нужно. И нужно делать выводы».