ГоловнаCуспільство

Права на ошибку у нас нет, ценой ошибки может стать жизнь человека, - завотделения больницы им. Мечникова Александр Машин

В этом году больница им. Мечникова отмечает 220-летний юбилей, который, согласно Постановлению Верховной Рады, внесен в список памятных дат и юбилеев 2018 года. Этой знаменательной дате ИА «МОСТ-ДНЕПР» решило посвятить цикл интервью с выдающимися мечниковцами, чей самоотверженный труд сделал данное медучреждение примером оказания качественной медицинской помощи, а в последние годы и главным форпостом прифронтовой медицины в Украине. 

На сайте ИА «МОСТ-ДНЕПР» уже вышли интервью с главврачом Сергеем Рыженко, его заместителями Еленой Гаввой, Александром Толубаевым, Валерием Спорышем, завотделением интенсивной терапии политравмы Игорем Йовенко и завотделением хирургии и трансплантологии ОКБ им. Мечникова Виталием Пелехом. 

Сегодня представляем вашему вниманию беседу с заведующим отделением анестезиологии по оказанию экстренной медицинской помощи Днепропетровской областной клинической больницы им. Мечникова Александром Машиным. Он хотел стать летчиком и покорять небесные просторы, но вместо летного училища поступил в мединститут, посвятив жизнь спасению человеческих жизней. 

За время военных действий через отделение реанимации, которым руководит Александр Михайлович, прошло 80% раненых от общего числа, поступивших в Мечникова. И не один из них не погиб. Иначе как высшим пилотажем такую работу завотделения и его коллектива не назовешь. 

- Александр Михайлович, расскажите, почему остановили свой выбор на профессии врача? Возможно, в Вашей семье есть представители этой благородной профессии?

- Нет, врачей у нас в семье не было. Я родился в семье военнослужащего в Новгороде. Хотел стать летчиком пойти по стопам своего отца, и Кача (Кача – поселок в Крыму, где располагалось Качинское высшее военное авиационное училище летчиков – ред.) была пределом детских и юношеских мечтаний. Но наступила эпоха перемен, развал Союза… Авиация скатывалась в тартарары, необходимо было определяться с будущей профессией. Учеба в школе давалась мне довольно легко, и я выбрал вуз, в который был самый большой конкурс, – Днепропетровскую медакадемию. Хотя тогда медицина была для меня закрытой книгой. 

Поступив в медакадемию, я буквально сразу отправился работать санитаром в приемное отделение больницы им. Мечникова. Хотел для себя понять, мое это или нет. Спустя недолгое время понял – мое. После 3-го курса продолжил работу медбратом в отделении реанимации.

Почему именно анестезиология? 

- Анестезиология – реаниматология – это искусство жизнеобеспечения пациента, который находится в операционной или в критическом состоянии в отделении интенсивной терапии. Ты управляешь функциями организма, помогая ему вернуться к жизни или пережить операцию. Это очень интересно, но для этого необходимо обладать большим багажом разнообразной информации, постоянно обучаясь и отрабатывая свои навыки. В этом смысле мне повезло с педагогами. В основном это были преподаватели кафедры анестезиологии ДГМА. На них я смотрел как на богов. Они делились с нами своим опытом, не скрывая секретов профессии. 

У анестезиологов неотложных состояний нет слова «нет». Мы не можем выставить противопоказания к операции, даже если анестезиологический риск превышает операционный. Мы идем и делаем свою работу, хотя понимаем, что человек может погибнуть еще на этапах вводного наркоза, до начала операции. Процент летальных исходов у нас минимальный. За последние 10 лет сократился в 2-3 раза, притом, что поток пациентов вырос в 3-4 раза. Конечно, это командная работа. Есть еще такой момент, как фактор времени, когда жизни больного отмерены минуты. Здесь важнейшую роль играет выстроенная в медучреждении логистика, когда в кратчайший час необходимо обследовать больного и выработать единственно правильное решение, зачастую в пользу операции.

- Не жалеете, что сделали выбор в пользу медицины?

- Нет, нисколечко. По сути, я вернулся к своему небу. Это работа в неотложной анестезиологии. По уровню стресса наша работа сравнима с летным делом. Эта специальность требует определенного набора морально-волевых качеств. Ежедневно мы работаем с тяжелобольными людьми, и это, конечно, накладывает свой отпечаток. Не каждый специалист может с этим справиться. Студенты, в последующем - интерны, не всегда ощущают или правильно оценивают свои силы, а когда приходят на рабочее место, спустя некоторое время, около трети меняют решение в пользу другой специальности. Это тяжелый хлеб, да в медицине его легкого и не бывает.

- Расскажите о работе своего отделения и коллективе.

- У нас профессиональный, целеустремленный, несмотря на то, что достаточно молодой, уже сработанный и сплоченный коллектив. В отделении работает 12 докторов и 12 медсестер. Здесь нет случайных людей, все доктора в свое время совмещали учебу в академии с сестринской работой в анестезиологии, то есть, их выбор был осознанным. Сестры-анестезисты отделения - самые большие умницы добросовестно относящиеся к своей работе. Я горжусь работой нашего коллектива!

Наше рабочее место – это реанимационный зал, куда поступают пациенты, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. В большинстве случаев их жизнь уже находится за гранью. Наша задача – стабилизировать жизненные функции организма. И неотложные операционные, куда направляется часть пациентов требующих проведения экстренных операций.

У анестезиологов неотложных состояний нет слова «нет». Мы идем и делаем свою работу, хотя понимаем, что человек может погибнуть еще на этапах вводного наркоза, до начала операции. 

— Александр Машин

Врачи отделения неотложной анестезиологии – это универсальные солдаты. Мы работаем во всех хирургических службах, представленных в нашей больнице. Часто наши пациенты находятся в бессознательном состоянии. 

В год через отделение анестезиологии по оказанию экстренной медицинской помощи больницы им. Мечникова проходит порядка 3-3,5 тыс. человек. Это больные с тяжелой соматической декомпенсированной патологией или острой хирургической патологией, часто пациенты с множественной травмой в результате несчастных случаев, катастроф. Здесь по каждому дежурству можно писать роман и три повести. Особенно последние 4 года…

- Антитеррористическая операция на востоке Украины началась в мае 2014 года. Первые раненые в больницу им. Мечникова были доставлены 9 мая. Что Вы помните о тех событиях?

 - Трагический калейдоскоп событий лично для меня начался 26 января 2014 года, когда происходил штурм Днепропетровской ОГА. В тот день я был ответственным дежурным врачом по больнице. Начиная с 19.30, в приемное отделение было доставлено 6 пациентов в тяжелом состоянии, преимущественно с черепно-мозговыми травмами. Двоим, были произведены оперативные вмешательства по жизненным показаниям. 

Дальше события развивались как в страшном сне. Февраль-март 2014 года – аннексия Крыма, приведение в боевую готовность армии, проведение учебных сборов, мобилизация. Тревожная обстановка и угроза военных действий на востоке Украины заставляли задумываться о будущем, только масштабов последующих событий мы пока не представляли. 

Отделение неотложной анестезиологии уже имело опыт оказания помощи при массовых поступлениях. Это трагические события, связанные со взрывом газа в жилом доме на ул. Мандрыковской в 2007 году, катастрофа на железнодорожном переезде в Марганце в 2010 году, теракты 2012 года в Днепре, массовые поступления после ДТП и многое другое. К началу военных действий отделение уже было слаженным коллективом, представленным опытными специалистами. Необходимо было готовиться к возможным ежедневным массовым поступлениям раненых. 

... кода пациент уже один раз умирал, уповаешь только на Бога и слаженную командную работу. И когда происходит чудо, понимаешь, что не зря. Это есть самая высокая награда нашей работы. 

— Александр Машин

Стратегические направления были расставлены главным врачом больницы Сергеем Анатольевичем Рыженко, наша задача заключалась в тактическом решении вопросов, зачастую нестандартных ситуаций.

9 мая 2014 года доставили первых раненых. Маховик военных действий раскручивался с неумолимой быстротой, больница переформатировалась в военный госпиталь, принимая наиболее тяжелых раненных, а поток «привычных» для нас пациентов шел своим чередом, и мы продолжали оказывать помощь всем в ней нуждающимся. Работа распределялась мной таким образом, чтобы исключить пресловутый человеческий фактор в работе отделения, права на ошибку у нас не было, цена ошибки – жизнь человека.

… мне не хотелось бы вспоминать страшные картинки распоротых животов или, когда снимая осколок с магистрального сосуда, в потолок отправляется струя крови толщиной с палец, изуродованные войной лица, тела и конечности и самое страшное – это искалеченные судьбы бойцов и их родных. В нашей работе нет сантиментов. Начиная реанимационное пособие или наркоз, когда анестезиологический риск многократно превышает операционный, кода пациент уже один раз умирал, уповаешь только на Бога и слаженную командную работу. И когда происходит чудо, понимаешь, что не зря. Это есть самая высокая награда нашей работы. 

Через реанимационный зал прошло 80% раненых, произведено более тысячи анестезиологических пособий, включая этапные. Я искренне благодарен сотрудникам отделения, хирургам, интенсивистам, всей команде больницы им. Мечникова от мала до велика, за самоотверженный труд веру и терпение. Отдельные, самые теплые слова я хочу адресовать волонтерам и всем людям, приходящим на помощь, без которых не было бы результата. Ваше искреннее желание помогать дает нам стимул и силы делать свою работу.

- Скажите, есть ли у Вас профессиональные секреты, как справиться со стрессом, которого в Вашей работе больше чем предостаточно?

- Одной работой жить невозможно, иначе очень быстро перегоришь. Необходимо отвлекаться, переключаться. Мне нужен активный отдых. Если, например, отдых на море - то это ветер и кайт, хочу приобщить своих пацанов к походам в лес, горы, сплавы по рекам, чем в свое время увлекался. Люблю также рыбалку, сам улов мне не важен, должна быть лодка, спиннинг, хищник. Поехать, отдышаться, набраться сил, но, к сожалению, редко нахожу на нее время.

Во время работы, дежурства, если позволяет время, читаю профессиональную литературу. 

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Мою жену зовут Елена, мы вместе учились в медакадемии, воспитываем двух сыновей– 4-х и 13-ти лет.

Справочно. Машин Александр Михайлович, заведующий отделением анестезиологии по оказанию экстренной медицинской помощи Днепропетровской областной клинической больницы им. Мечникова.

Родился 18 июня 1975 года в г. Новгород, Россия.

В 1998 году закончил Днепропетровскую государственную медицинскую академию, специальность - лечебное дело, квалификация – врач. 1998-2000 г.г. - интернатура по специальности «Анестезиология».

2003-2005 г.г. - клиническая ординатура по специальности «Анестезиология».

В больнице им. Мечникова работает с 1992 года. 

С 2000 года - врач- анестезиолог территориального центра экстренной медицинской помощи ОКБМ.

 С 2001 по 2008 год - врач- анестезиолог отделения интенсивной терапии политравмы.

С 2001 по 2003 год - врач анестезиолог Вольногорской ЦРБ по совместительству.

С 2008 заведующий анестезиологической группой, а в последующем отделением анестезиологии по оказанию экстренной медицинской помощи.

С 2010-го по 2012 г. – ассистент кафедры анестезиологии и интенсивной терапии медакадемии. 

Член ассоциации анестезиологов Украины.

Член международной ассоциации по изучению боли.

Член ассоциации интервенционного лечения боли.

Автор и соавтор более 80 научных публикаций, в том числе 4 методических рекомендаций.

Автор: Татьяна Талаш.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook