Около месяца назад на Днепропетровщине приступили к формированию добровольческого батальона спецназа МВД «Днепр-1». О его буднях «Левому берегу» рассказал заместитель начальника штаба батальона Владимир Богонис.
- Владимир Романович, как возникла идея создать такое подразделение?
- Батальон начал формироваться на базе полка национальной защиты, созданного еще в феврале этого года для защиты граждан, которые выходили на мирные митинги. Тогда он занимался предотвращением конфликтов с пророссийски настроенными митингующими. Полк создавался активистами, которые были на Майдане, переживали за свое государство. Сначала брали всех желающих, следующим шагом стало формирование батальона из тех людей, которые что-то знают о военном деле.
-Насколько известно, было создано два батальона…
Верно. Один из них — батальон территориальной обороны «Днепр» — создан при Минобороны. В него вошли добровольцы со всей области, которые обратились в военкоматы, хотели служить в армии, защищать Родину: их призвали как резервистов до тех пор, пока ситуация в Украине не успокоится. Наш батальон спецназначения «Днепр-1» формируется на базе МВД. В подразделение вошли люди, имеющие опыт службы, порой и боевых действий, работы в милиции. Это милицейская структура, в которой идет подготовка спецназовцев для выполнения более сложных задач как на территории Днепропетровщины, так и соседних областей.
- Всетаки могут отправить служить и за пределы нашей области?
- Это важный момент. Ведь многие из тех, кто приходит записываться в батальон, говорят, мол, слышали, что служить будем только на территории Днепропетровска и области. Это не так. На собеседовании всем озвучивается, что служба будет проходить и в соседних регионах. Свое согласие нести службу и на территории других областей кандидаты указывают еще при написании заявлений о приеме. «Днепр-1» дислоцируется на территории Днепропетровска. При необходимости выезжает за его пределы для проведения тренировок, учебных сборов.
- Насколько вырос за месяц батальон?
- На сегодняшний день служит около сотни человек. Процесс набора продолжается. Происходит огромный отсев. Так, из двух тысяч заявлений мы отобрали всего семьсот человек, которых отправили на медосмотр. Из них медкомиссию прошло триста. После собеседования осталось сто кандидатов. И по факту было набрано всего сорок человек.
- Выходит, берете исключительно суперпрофессионалов?
- Я бы так не сказал. Тут вопрос больше в достаточном уровне патриотизма, мотивации. А проверяется это элементарно. Например, ночью объявляем сбор, но о том, что он учебный, кандидаты не знают. Выдаем оружие, выезжаем на базу. Люди думают, что едем в какую-то горячую точку. И начинается: мама не пустила, нога заболела, плохо со здоровьем, понос. И сразу отсеиваются те люди, которые не готовы служить в составе батальона. Стано-вится ясно, кто пришел сюда ради обещанных мифических денег, а кто действительно решил защищать Родину.
- Тогда несколько слов о зарплате…
- Зарплату мы пока не получали. Официально от МВД для рядового состава она составляет 4,5 тыс. грн. Облгос администрация обещает доплачивать. Как это будет, мы пока не знаем, но документы на изготовление карточек уже подали.
-Похоже, финансовый вопрос не сильно интересует?
- В составе нашего батальона много бывших директоров предприятий, руководителей структурных подразделений, частных предпринимателей, которые оказались способны пожертвовать своей работой. Зарплаты у них были по 20-25 тыс. грн. Когда батальон приезжает на учения, можно увидеть целый парк престижных автомобилей. У нас служат обеспеченные люди с уже сложившейся жизненной позицией, самоутвердившиеся. И никому из них ничего доказывать не нужно. Возможно, их мотивацией является необходимость защищать нажитое, гарантировать своим детям возможность обеспеченной жизни в будущем.
- Вы также пришли из бизнеса?
- Я работал руководителем сети «Мобилочка» с зарплатой в 36 тыс. грн. И сейчас без проблем мог бы найти работу на 15 тысяч. Вопрос в другом: я могу найти заработок нена 15, а на все свои 36 тысяч, которые я стою на рынке, но только тогда, когда в Украине будут хорошо работать рынок, экономика. А для того, чтобы это было, наша страна должна быть независимой, иметь рыночную экономику, демократию. Все денежные процессы должны идти по своим законам, без ручного управления. Вот тогда специалисты будут нужны.
- Выходит, батальон можно считать подразделением предпринимателей?
- Думаю, нет. Публика достаточно разношерстная. Бывает, что кто-то считает: раз он директор предприятия, то ему полагается особый статус, должность. Но форма уравнивает всех. И, несмотря на разный социальный статус, люди смогут прикрыть друг другу спину. Лидеров определяем на полигоне: не по звездочкам на погонах, а по способностям, возможностям.
- К чему готовят «Днепр1»?
- В задачи батальона будет входить наведение порядка в городе и области, выезды на спецмероприятия. Но, в первую очередь, это патрулирование — само название «ППС» говорит об этом.
- То есть будет дублирование работы действующих подразделений милиции?
- Суть нашей патрульно-постовой службы в другом. За время работы органов внутренних дел доверие граждан к ним опустилось на очень низкий уровень. Когда я был сотником в полку нацзащиты, люди обращались к нам как в последнюю инстанцию, способную помочь. На их заявления в милицию и СБУ реакции не было. Нам приходилось выезжать и на пьяные драки, и на бытовые ссоры, подбирали лежащих на улицах людей. Так вот, выполнение этой работы и является прямой обязанностью батальона.
- Можно ли по личной инициативе уволиться из подразделения?
- Существует три причины увольнения из батальона. Во-первых, если человек совершил уголовное преступление. Во-вторых, при сокращении численности подразделения. И, наконец, если человек подал рапорт об увольнении. В этом наше отличие от батальона территориальной обороны. Там люди находятся круглосуточно на казарменном положении.