Днепропетровская область уже сполна почувствовала прифронтовой статус.
На обеспечение армии работают многие местные предприятия, за все время проведения АТО на Днепропетровщине мобилизовали около 16 тысяч военнообязанных. Более 4,5 тысячи сегодня уже вернулись домой. До конца лета эта цифра удвоится. Глава Днепропетровской облгосадминистрации Валентин Резниченко рассказал «ФАКТАМ» о том, как на жизнь области влияет соседство с неспокойным Донбассом.
«Мир — это главное, чего хотят сегодня люди»
— Днепропетровская область граничит с Донецкой. Боевые действия в зоне АТО влияют на ситуацию с безопасностью в вашем регионе?
— У нас нет иллюзий, что война где-то далеко и никак не влияет на Днепропетровскую область. Как днепропетровец я вижу каждый день, что мир — это главное, чего хотят сегодня люди. Что я могу сделать для мира и безопасности как глава областной госадминистрации? Мы первыми в стране закончили строительство линий фортификационных сооружений. Они будут защищать нас в случае широкомасштабного наступления со стороны агрессора. Конструкции для фортификационных сооружений производятся в Днепропетровске. Кроме того, в крупных городах области организовано постоянное патрулирование улиц. Это мера не только на случай появления там непрошеных гостей, но и средство борьбы с криминалом.
— На прошлой неделе по всей стране начались учения территориальной обороны. В рамках учений главы областных администраций руководили территориальной обороной. Как вам в статусе главнокомандующего областью?
— Признаюсь, для меня такой статус абсолютно новый. Учения еще продолжаются, но я уже смог лично убедиться, что силовые структуры Днепропетровской области возглавляют профессионалы своего дела. Тысячи людей были в считанные дни призваны на учения, размещены и обеспечены всем необходимым. Без проблем не обошлось, но решались они очень оперативно. Хорошо, что на практике проверили взаимодействие военных служб и госорганов.
— Общеизвестно, что сейчас по всей Украине различные политические силы пытаются использовать демобилизованных воинов как ресурс влияния. Насколько остро эта проблема стоит в Днепропетровской области?
— Эта проблема очень остро стоит по всей стране. Люди пришли с фронта, им нужна помощь, а их пытаются использовать провокаторы. Это аморально. Но если социальная помощь участникам АТО будет эффективной, никакие провокаторы не смогут вовлечь их в сомнительные политические акции или проекты. С другой стороны, я не вижу ничего плохого в том, что участники АТО после демобилизации осознанно становятся общественными активистами, идут в политику. Один из таких активистов, участник АТО и волонтер Иван Начовный, уже назначен моим советникам. Он как раз отвечает за эффективность социальных проектов для демобилизованных бойцов. Другой мой советник, Вячеслав Плахута, отвечает за сотрудничество с различными общественными организациями, которые создают ветераны АТО.
«При областной администрации теперь работает центр оказания реальной помощи участникам АТО»
— О каких социальных проектах для демобилизованных военнослужащих идет речь?
— Прежде чем планировать социальные проекты, я решил изменить саму модель работы с участниками АТО. Ранее в областной администрации для них работала «горячая линия». Она предоставляла важную информацию, но не более того. Людей просто отправляли «по большому кругу» собирать справки. Новый подход заключается в том, что теперь это центр оказания реальной помощи участникам АТО. Центр помощи ветеранам АТО по моему распоряжению начал свою работу уже на этой неделе. Здесь помогут собрать необходимые справки для получения статуса участника боевых действий, используя наработанные контакты как в воинских частях, так и в госучреждениях. Также организовано качественное, а главное — бесплатное предоставление медицинской помощи, если она требуется. Упрощено для ветеранов АТО и получение земельных участков. Причем по моему распоряжению найдены средства на оплату проектной документации для выделения земли воинам АТО. Мы стараемся снять с людей всю бумажную волокиту.
— Делается ли что-то для трудоустройства участников АТО?
— Вообще-то, закон обязывает предприятия сохранять за участниками АТО их рабочие места. Но все мы знаем, что в условиях экономического кризиса выполнять это требование бизнесу сложно. Всем ветеранам АТО, кому нужна помощь с трудоустройством и переквалификацией, советую обратиться в Центр помощи участникам АТО при областной госадминистрации. Поможем чем сможем. Речь чаще всего идет о молодых людях, которым нужно кормить семьи. Я понимаю, что если государство их сейчас не поддержит, очень скоро мы увидим мужчин в камуфляже на сомнительных акциях, организованных провокаторами.
— В конце мая вы обратились к народным депутатам, избранным от Днепропетровщины, с инициативой законодательно закрепить право детей участников АТО на бесплатное оздоровление. Кто-то из парламентариев отреагировал на этот призыв?
— Реакция была быстрой. Уже через несколько дней после моего обращения законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде. Его внес избранный в Днепропетровске народный депутат Максим Курячий. Эта инициатива, кстати, касается не только детей участников АТО, но и детей — переселенцев из Донбасса. Когда мы начали работу по организации оздоровления этих детей в пришкольных лагерях, выяснилось, что их статус законодательно никак не закреплен. Но мы не ждем принятия закона, а на уровне областной администрации уже активно помогаем детям, которых коснулись трагические события на Донбассе. Я сделаю все, чтобы они не остались без нашей помощи.
По материалам «Факты»