Парламент и рекордно-короткое пребывание в пропрезидентской фракции на протяжении нескольких часов. Но и это, как оказалось, не предел. Уже осенью 2015 года после многомесячной гонки, переросшей в настоящую борьбу, Борис Филатов избран городским головой Днепропетровска.
Отличившись жесткими и откровенными высказываниями, как в сторону оппонентов, так и происходящих в стране политических процессов, он завоевывает свыше половины голосов днепропетровского электората.
О кадровой политике мэрии, менеджерских инновациях, семейной жизни и политических амбициях Борис Филатов рассказал в эксклюзивном интервью ИА «МОСТ-ДНЕПР».
«ЕСЛИ ХОЧЕШЬ НАВЕСТИ В СВОЕМ ГОРОДЕ ПОРЯДОК, ТО КРОМЕ КРИТИКИ В ТЕЛЕВИЗОРЕ НУЖНО ИДТИ ВО ВЛАСТЬ»
- Можно ли говорить о том, что сбылась Ваша мечта стать мэром? И когда, кстати, у Вас появилась эта мечта? Можете вспомнить тот момент, когда Вы для себя осознали: «Хочу идти в мэры»?
- Эта мечта была не материализована, но она была. Если вы помните, то был такой телевизионный проект «Губернские хроники» и уже тогда я начал думать о том, что если ты хочешь навести в своем городе порядок, то кроме критики в телевизоре нужно каким-то образом идти во власть. Но тогда это была далекая до осуществления идея.
- Предвыборная гонка была достаточно напряженной…
- Она была чудовищной!
- Да, но после ее окончания, не возникает ли ощущения некой пустоты, своеобразного провала?
- Возможно, будет не совсем правильным применять подобного рода аналогии, но есть ощущение человека, который готовится к экзамену. Ты учишься, читаешь, конспектируешь, целыми днями сидишь в библиотеке и, в конечном итоге, сдаешь экзамен. Остается ощущение такого облегчения, но сразу же возникает не то, что бы пустота… Скорее опустошенность. Но сейчас поставлены новые задачи, новые цели и уже нет желания заниматься саморефлексией.
Иногда мне кажется, что это происходит не со мной, потому что я никогда не думал, что стану лидером территориальной громады самого лучшего города на этой планете. С одной стороны это похоже на сон, но с другой, когда ты идешь по городу, и каждый второй с тобой здоровается, ты возвращаешься в реальность и понимаешь: «Ели-палки, я ведь мэр!». Вот, например, недавно пошел на рынок «Озерка» покупать рыбу на уху и, скажу, это было интересное посещение. Все оборачиваются и перешептываются: вон, мол, Филатов пошел. Я и отвечал, что «да-да, это я, настоящий, даже сам на рынок пришел» (смеется). Людей это удивляет.
«СУПРУГА НЕ СЛИШКОМ РАДА МОЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЕ. НО ПОНИМАЕТ И ПРИНИМАЕТ»
- С сильными людьми очень трудно уживаться. Они постоянно работают, не идут на компромиссы и уделяют крайне мало времени родным. Но надеются, что их поймут и простят. Вас понимают?
- Да, меня понимают. Хотя моя супруга находится не в большой радости от моей политической карьеры. Тем не менее, она понимает и принимает это. Знаете, у каждого человека есть планы на жизнь и, наверное, она больше хотела бы видеть меня в ипостаси бизнесмена. Но это жизнь и она все расставляет по своим местам, ведь в политику я попал не по своей воле. Все прекрасно помнят мою историю, начиная от работы в областной государственной администрации (Днепропетровская облгосадминистрация, - ред.) и заканчивая выборами на пост Днепропетровского городского головы.
Поэтому есть обстоятельства, которые иногда бывают выше нас. Люди выдали мне мандат доверия, они хотят перемен и новых людей во власти. Поэтому супруга принимает это. Но с трудом (улыбается).
- Хочется спросить: после столь напряженной кампании, после многочисленных встреч с избирателями, партийной работы и всех событий, которые касались Ваших однопартийцев – как удается восстанавливаться?
- Да как восстанавливаюсь… Восстанавливаюсь активным построением планов на будущее. Например, в настоящее время я веду переговоры с ПриватБанком, который на сегодняшний день является крупнейшим работодателем и налогоплательщиком в Днепропетровске и используемые им технологии рекрутинга, операционного управления, являются лучшими в стране. По большому счету город – это большое предприятие, которое должно оказывать качественные услуги жителям. Для этого я собираюсь позаимствовать методологию управления, рекрутинга. Также сейчас ведутся переговоры, хотя окончательного решения я еще не принял, относительно использования детектора лжи при приеме на работу, по крайней мере – на руководящие должности. И это не говоря о переводе всего документооборота в электронную форму. В этом шаге есть масса преимуществ. Во-первых, документооборот проходит в режиме online и есть реальная возможность отслеживать и производить его в любой точке мира. Во-вторых – это благотворно повлияет на экологию и природосбережение.
Сейчас, в ХХI веке, пора прощаться с кипами всей этой макулатуры. У нас огромное количество планов, мы получили колоссальный кредит доверия и не имеем никакого права его не оправдать.
«ГОВОРИТЬ БУДЕМ С ТЕМИ, КТО ХОЧЕТ МЕНЯТЬ ГОРОД, А НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ СВОЕГО КАРМАНА»
- Городом руководить будете жестко?
- Естественно городом руководить я буду жестко и логика у меня достаточно простая. Прежде всего мы включим социальные лифты. Все переговоры с общественниками, активистами, менеджментом ПриватБанка и другими предприятиями направлены на создание кадрового резерва. Абсолютно точно могу сказать, что в заместителях и на других ключевых постах в горисполкоме не будет ни одного старого лица. Эти люди проросли во власти, они связаны корпоративными и имущественными интересами, поэтому мы дадим им возможность спокойно уйти на пенсию.
Сегодня я также веду консультации с «Самопомощью» и «Солидарностью» и хочу сказать, что я вижу там понимание в вопросах, связанных с прозрачностью бюджета, тендеров, необходимостью внедрения энергосберегающих технологий, а самое главное – необходимостью отдать долг людям. Если у нас будет объединение на основе идей и озвученной мной программы «730 дней на пути к устойчивому росту», то зачем в этой ситуации говорить о жесткой модели управления? Если же кто-то будет лезть и навязывать свои правила игры, то мы будем это жестко пресекать. Например, когда я еще не получил удостоверение городского головы, бывшие уже начали назначать руководителей коммунальных предприятий. У меня состоялся очень нелицеприятный разговор с родственником одного из таких людей. Я интересовался тем, как же так получается: горсовет еще не собрался, мэра еще не утвердили, а там уже назначают. А мне отвечают: «Ничего странного нет, мы, если что, всегда договоримся». Так вот договоренностей у нас не может быть априори, потому что меня пытаются поставить в такие условия, когда я вынужден буду договариваться. Если бы они были приличными, я не говорю порядочными, а хотя бы приличными людьми, то они проинформировали бы вновь избранного городского голову о своих назначениях.
Не знаю, но я все-таки надеюсь, что у новоизбранных депутатов будет виден некий ментальный скачок. Мы будем разговаривать с теми, кто хочет менять город, менять жизнь в нем, а не с теми, кто видит Днепропетровск в качестве собственного кармана.
«СО ВСЕМИ НУЖНО ВЕСТИ ДИАЛОГ. ТОГДА ИЗБИРАТЕЛИ, ГОЛОСОВАВШИЕ ПРОТИВ МЕНЯ, ПОЙМУТ, ЧТО НЕ ТАКОЙ УЖ Я И ЛЮДОЕД»
- Сейчас Вам понадобится немало сил как для реализации Вашей предвыборной программы «730 дней к устойчивому росту», так и для того, чтобы привлечь на свою сторону симпатиков Ваших оппонентов. Как Вы намерены работать в этом направлении?
- Я хочу подчеркнуть, что я не крепкий хозяйственник, а лидер территориальной громады и эффективный менеджер. Поэтому как руководитель громады я просто обязан завоевать сердца и души горожан, которые проголосовали за моего оппонента. Если люди увидят, что занимаются их придомовыми территориями, запускают лифты, устанавливают тепловые счетчики, то они поймут, что человек, за которого они не отдали свой голос, на своем месте сидит не зря. Более того, я не собираюсь узурпировать власть и понимаю, что в городе есть разные предпочтения, разные партии и со всеми ними нужно вести диалог. И тогда избиратели, голосовавшие против меня, поймут, что не такой уж я и людоед (улыбается).
- Сегодня многие эксперты прогнозируют выдвижение мэра Львова господина Садового на пост Президента Украины. Не рассматриваете ли вы мэрскую должность, как своеобразный лифт для борьбы либо за пост главы государства, либо за кресло премьер-министра?
- Об этом рано говорить. Понятно, что планку нужно ставить всегда самую высокую. Но дайте для начала поработать на благо родного города, а там поживем – увидим. Пока каких-либо мыслей по этому поводу нет. Кстати, что касается господина Садового, то я тоже не слышал, что бы он такое озвучивал. Про меня тоже много чего говорили, поэтому я скептически отношусь к мнению экспертов и политологов, потому что они зачастую выдают желаемое за действительное. Конечно же, у нашей команды серьезные амбиции. Например, у нас есть мысли по поводу создания агентства инвестиционного развития.
Наш город уникальный он находится на реке, здесь уникальное пересечение транспортных путей. Днепропетровск находится в одинаково хорошем транспортном сообщении и с Кривым Рогом, и с Запорожьем и господину Фролову, который баллотировался в мэры Запорожья, я говорил, что мы будем конкурировать за потребителя, трудовой ресурс и финансы. Я хотел бы, чтобы жители и Кривого Рога, и Запорожья приезжали, чтобы походить по нашим торговым центрам, погулять в наших парках, потратить деньги в наших ресторанах, пройтись по нашей прекрасной набережной. Мы хотим, чтобы Днепропетровск был лидером как минимум на востоке Украины.
«РАНЬШЕ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ДНЕПРОПЕТРОВСКА ПИСАЛАСЬ ПОД ЛЮДЕЙ. ТЕПЕРЬ ЛЮДИ БУДУТ ВСТРАИВАТЬСЯ В СТРУКТУРУ»
- Вы коснулись кадровой политики. Можете назвать конкретные фамилии людей, которые будут работать в мэрии на ключевых должностях?
- Пока рано об этом говорить. Однозначно я понимаю, что руководителем аппарата будет Александр Санжара и я думаю, что мы доверим жилищно-коммунальное хозяйство Михаилу Лысенко. За время руководства жилищно-коммунальной сферой, Михаил отремонтировал лифтов больше, чем за 10 предыдущих лет, включая капитальные ремонты лифтов, которые не работали с 1987 года.
Я не хочу отталкиваться от персоналий. Раньше структура управления писалась под людей, то есть существовала когорта товарищей, под которых прописывались полномочия, департаменты, сферы влияния и прочее. Я же делаю достаточно простую структуру: есть мэр, никакого первого заместителя. Есть 6 заместителей по основным направлениям: руководитель аппарата, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и соцзащита, предпринимательская деятельность, экология и полуфункционал. Сейчас мы будем объявлять конкурс и каждый человек, кто захочет стать заместителем должен конкретно знать, что ему, например, необходимо ввести единый проездной билет и синхронизировать транспортные потоки в единую логистическую систему. Если же кто-то собирается прийти и сказать: «Здравствуйте, я очень хороший человек и я знаю, чем отличается троллейбус от трамвая», то такие нам не нужны. Это должны быть люди, которые четко понимают цели, задачи, а самое главное, пути их реализации.
Мы должны строить работу, исходя из понятия «человек-функция», то есть человек должен выполнять функцию в рамках переданных ему полномочий.
- В любом случае какие-то вопросы нужно будет решать на уровне Киева. На кого будете опираться в Верховной Раде, Администрации Президента в таких моментах?
- Я настроен на работу очень конструктивно. Недавно у меня была встреча с Андреем Павелко, одним из днепропетровских лидеров «Солидарности» и нужно не забывать, что он один из руководителей бюджетного комитета ВР. Поэтому я думаю, что в вопросах бюджета он не должен забывать о родном городе. У нас был хороший конструктивный разговор, и я могу говорить о Павелко, как об одном из наших конструктивных помощников. У меня также хорошие отношения с Валентином Михайловичем (Резниченко, глава Днепропетровской ОГА, - ред). Можно сколько угодно критиковать его кадровую политику, но им сделано немало, в том числе – в сфере электронных услуг, самоуправления и документооборота. В целом с точки зрения нормальной конструктивной работы, за исключением некоторых персоналий, я не вижу ничего критичного.
«СПОРТ В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ ДОЛЖЕН СТАТЬ ФИЛОСОФИЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
- Каким видом спорта Вы занимаетесь, какой предпочитаете? Не собираетесь ли учредить свой мэрский кубок, как, например в Харькове, где есть кубок мэра по стрельбе из лука?
- До того момента, пока я не попал на «хорошую» работу в Днепропетровскую ОГА и не набрал, сидя все время в кабинете на кофе и бутербродах 15 кг, достаточно серьезно занимался боксом. Мне всегда нравились силовые виды, я достаточно долго и серьезно занимался борьбой. Начиная с детства, я занимался дзюдо, потом продолжил это в школе и университете. Многие сегодня спрашивают, почему мы дружим с Михаилом Кошляком (помощник Бориса Филатова, арестован по делу Геннадия Корбана, - ред). Потому что он очень много сделал для развития детского спорта, возглавлял областную федерацию дзюдо.
В целом мы планируем вместо каких-то искусственных кубков, которые отражают приоритеты каждого большого начальника, говорить о развитии здорового образа жизни. У меня есть четкие договоренности с Денисом Мининым. Он прекрасный спортсмен, прекрасный менеджер и что меня прельщает, так это его условие быть вне политики. И мы будем развивать не только Workout, но и здоровый образ жизни, как философию. Знаю, поможет в этом и Олег Чистопольцев, участник АТО, который очень много помогал мне во время выборов и который пропагандирует здоровый образ жизни.
Во время предвыборной кампании я очень много помогал футболу, и мы намерены это продолжать. В нашей команде Влад Титарев, Роман Зозуля. Футбол в нашем городе всегда был культом и поэтому он однозначно будет развиваться. Мы также активно помогали парусному спорту и не следует забывать, что Днепропетровск всегда был базой водно-спортивных видов спорта. Также будет развиваться и легкая атлетика, и баскетбол, и другие виды. Здесь у меня не будет приоритетов. Для меня спорт и здоровый образ жизни – это уже приоритет и поэтому двери будут открыты для всех.
«РАБОТУ НАЧНЕМ С ПРОСТЫХ МОМЕНТОВ, КОТОРЫЕ НАПРЯМУЮ ЗАТРАГИВАЮТ ЛЮДЕЙ»
- В Украине зима приходит нежданно-негаданно, дороги засыпает снегом, начинается коллапс. Вы успеете подготовить Днепропетровск к зиме?
- Для того, чтобы оптимизировать структуру исполкома, нам необходимо около полугода. Но зима уже завтра. И мы считаем, что коммунальные предприятия должны продолжать оказывать городу услуги. Но из них нужно убрать несвойственные им функции. В частности, я считаю, коммунальные предприятия не должны вести бухгалтерию и финансовые расчеты. В мэрии должен быть создан Единый процессинговый центр, в котором бы велась бухгалтерия всех коммунальных предприятий. Коммунальные предприятия должны оказывать горожанам услуги, а их руководители должны получать хорошие зарплаты. В противном случае это возможности для злоупотреблений, а во-вторых, не имеет смысла на десятках коммунальных предприятий держать десятки бухгалтеров.
- Невозможно не спросить Вас о первых шагах мэра в таких важнейших и болезненных направлениях, как дороги, лифты и освещение города.
- Мы будем делать то, что касается людей напрямую. Моей последней встречей в ходе избирательной кампании была встреча в поселке Сухачевка. Это была пятница, около 18:00 зал был набит до отказа. И люди говорили о том, что к ним туда никто не приезжает: ни кандидаты, ни действующие депутаты. Почему? Потому что если исходить из циничной математики, то в поселке Сухачевка живет очень мало избирателей и кандидату проще поехать и проагитировать пару многоквартирных домов. И люди рассказывали вещи, которые для меня лично непонятны. Почему в поселке нельзя поставить несколько фонарей и вкрутить несколько лампочек? Ведь реально это не является крупным капиталовложением. Вместо этого люди ходят впотьмах, ломая руки-ноги. Есть вещи, на которые просто необходимо обратить внимание, и которые не стоят практически ничего! А люди это видят сразу, и они будут понимать, что даже на окраинных частях городская власть видит проблемы и реально их решает. Поэтому начать мы хотим с элементарного.
Плюс тепловые счетчики. Сегодня людей заставляют сбрасываться на них. Я считаю, что мы сможем найти в бюджете средства для их установки. Конечно, не всем сразу, но этот вопрос сегодня можно сдвинуть с мертвой точки.
«ДЕПУТАТЫ БУДУТ БОЛЕТЬ, ЕСТЬ КАРТОЧКИ, ПАДАТЬ В ОБМОРОКИ, НО ЗА СНЯТИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕ ПРОГОЛОСУЮТ»
-Очень часто ранее и сегодня возникает тема депутатской неприкосновенности. Ее не раз поднимали, но она успешно «буксовала» и точно также успешно глохла. Как относитесь к этому процессу Вы, как человек, который неприкосновенности уже не имеет?
- По поводу неприкосновенности в массовое сознание вбрасывается множество неправдивой информации. У нас все говорят о том, какие депутаты сволочи и о том, что с них нужно снять неприкосновенность. Но при этом все забывают, что неприкосновенность есть и у главы государства, судей… Я никогда не скрывал, что депутаты боятся снимать с себя неприкосновенность, да и сами депутаты об этом говорят. Особенно после истории с господином Мосийчуком. Когда Радикальная партия выиграла в Высшем Административном суде, произошло то, о чем я предупреждал еще 19 сентября, что незаконное снятие неприкосновенности плохо закончится. И эта история отодвигает от страны снятие депутатской неприкосновенности. После истории с Мосийчуком депутаты будут болеть, есть карточки, падать в обмороки, но за снятие неприкосновенности они не проголосуют.
А ведь можно подать в Раду пакет о временных следственных комиссиях, импичменте Президента, снятии неприкосновенности с судей и депутатов. То, что я сейчас говорю ни коим образом не направлено против Петра Алексеевича (Порошенко, - ред). Я говорю о том, что если в стране люди не видят юридического способа смещения главы государства, они берут в руки оружие. И пример с Януковичм нам это показал. Это случай, когда народное недовольство можно перевести в юридическую процедуру.
Авторы: Виктория Какубава, Артем Лысенко
Фото: Дмитрий Розмерица