О себе
Я много лет работал и с Борисом Евгеньевичем Ложкиным, и с Петром Алексеевичем Порошенко. Это открытая, публичная информация, из которой никто никогда не делал секрета. Петр Алексеевич являлся одним из акционеров «Украинского медиа-холдинга» — публичной компании, в которой я был вице-президентом. Достаточно хорошо знаю обоих. У нас есть давняя история отношений, которая позволяет мне считать, что мы доверительно, с пониманием и уважением относимся друг к другу.
В процессе этих отношений сложились некие принципы командной работы. В Днепропетровском регионе сегодня сложилась достаточно сложная ситуация… Думаю, что Президенту и главе его администрации здесь нужен был человек моих компетенций и моего склада характера.
Для того чтобы в Украине и Днепропетровске получить высокий результат, нужно поменять всю систему власти. Теоретически это возможно, если объединить волю всех политических сил, если снизить уровень конфронтации. Но практически – никто не работает на общий результат. Каждый центр силы работает исключительно в своих интересах и не стремится что-то менять.
Что в такой ситуации делает Валентин Резниченко? А Валентин Резниченко создает в области определенный микроклимат, который выводит взаимоотношения власти и общества из конфликтной зоны. Резниченко не прессует бизнес, не «обилечивает» бизнесменов — вы точно не услышите и не назовете ни одного такого случая. Резниченко не загоняет кнутом учителей и других бюджетников голосовать за ту или иную партию. Как же так, ведь все привыкли к репрессивному стилю руководства? А тут – такой разрыв шаблона! Но достигнуто главное — мы смогли снизить градус общей напряженности в регионе, как-то успокоить здесь ситуацию. Мы, например, не видим больше на улицах людей в камуфляже и с оружием. И по другим направлениям в целом стало гораздо более спокойно и безопасно. Стабилизировались финансово-экономические показатели. Но дальше-то что? Валентин Резниченко не может сам, одним щелчком изменить всю систему. Понятно, что здесь нужна помощь Киева.
О деньгах
У любого субъекта хозяйственной деятельности есть деньги. Если эти деньги хранятся в банке на депозите, ты можешь получать с них доход, можешь снять их досрочно или продлить счет на следующий год. В любом случае, это все равно твои деньги. Они находятся в банке, но распоряжаешься ими ты. Но вот в украинском Казначействе – все устроено по-другому. Это своего рода «ловушка». Деньги в теории у тебя вроде бы есть, но на самом деле они находятся в «общей сумке» под названием «единый казначейский счет».
Допустим, у Днепропетровской области на этом казначейском счете формально есть больше 1 млрд грн. Но в реальности их нет, потому что правительство уже взяло их из «общей сумки» и потратило на другие задачи, которые сочло более приоритетными на данный момент. Свободными деньгами регионов перекрывают дефицит Пенсионного фонда, дотируют энергоносители и т.д. То есть по факту собственные деньги у региона есть только на бумаге.
Надо сказать, что в этом году Казначейство работает хорошо. Сегодня у нас нет задержек платежей — ни по пенсиям, ни по зарплатам, ни по другим социальным выплатам. Сейчас на едином казначейском счету находится больше 40 млрд грн. В сентябре прошлого года ситуация была намного хуже. Бывало, что в «общей сумке» лежало всего на всего 10 млн грн!
И все же логика, по которой субъект хозяйствования не может пользоваться своими деньгами, мне не понятна. Например, у Днепропетровской области есть 1 млрд грн. Пока идут тендерные процедуры, мы могли бы положить эти деньги на депозит и получить доход. Но сделать этого не можем, потому как, на самом деле, на счету их физически нет.
Более того, если область в этом году выделила на какую-то позицию 100 млн грн, то потратить она их должна только в этом году. А если не потратит, то на следующий год их перенести не получится — они «сгорают». И уже в следующем году их надо выделять по-новому. Но проблема в том, что теперь уже надо выделять не 100, а 200 млн, чтобы профинансировать эту позицию. Обосновать удвоение затрат невозможно. Поэтому, если область «сэкономила» и не успела потратить деньги в этом году, все – в следующем она их больше не увидит. Разве это разумно?
О децентрализации
Курс на децентрализацию – это постепенный отказ от той системы, которую я описал выше. Регион получит право выбора. И если в перспективе он будет иметь возможность положить свои деньги в государственный или частный банк, то сможет в любой момент воспользоваться своими деньгами для решения своих проблем. И правительство не сможет сказать: а давайте заберем у Днепропетровской области 1 млрд залатаем этими деньгами какую-нибудь другую «дырку».
О системе «ProZorro»
Сегодня этой системой электронных торгов пользуются несколько украинских министерств и Днепропетровская область. Среди регионов — мы лидеры в этом вопросе. Это совершенно иной подход к проведению тендерных закупок, чем тот, который практиковался до сегодняшнего дня. Я считаю, что главная задача этих инноваций — изменить сознание людей.
Совместными усилиями мы должны построить в этой стране комфортную для людей систему, которая исключает бюрократическое и коррупционное издевательство друг над другом. Если чиновник является менеджером высокого класса, профессионалом в госуправлении, он должен получать высокую, конкурентоспособную зарплату. Но и контролировать его при этом нужно очень жестко. В противном случае у него есть только один вариант – украсть. Кого мы обманываем? Самих себя? Только если человек дорожит своим местом, а фискальные службы при этом проводят жесткие проверки – только тогда чиновники в этой стране забудут, что такое красть.
«ProZorro» — один из первых шагов в создании такой системы. Она задумана и сделана так, чтобы исключить воровство и коррупцию из сферы государственных закупок.
О коррупции и лоббизме
Мы знаем о лоббисткой практике в США, она там регулируется законом. У нашего ближайшего соседа – Польши уже появились лоббисты, работающие на законных основаниях. Считаю, что этот опыт должен быть внедрен и в Украине.
Вы знаете, чем отличается лоббизм от взятки? Однажды, когда Казахстан договорился с Евросоюзом о предоставлении кредита, Назарбаев попросил своих европейских партнеров, чтобы процедуру получения денег ускорили до 2-х месяцев. Европейцы ответили: «По стандартам Евросоюза подобная процедура занимает полгода». И предложили выход – обратиться в адвокатскую контору, чей офис находится прямо напротив здания Европарламента. Адвокаты обсудили свой гонорар, стороны ударили по рукам и ровно через 2 месяца Казахстан получил кредит.
Адвокатская фирма абсолютно законно приняла на свой расчетный счет оплату за оказанные услуги, заплатила с этих денег налоги. Чувствуете разницу между лоббизмом и взяткой? К сожалению, в рамках нынешнего законодательства в Украине лоббизм невозможен.
По материалам http://zabeba.li/