ГоловнаІнтерв'ю

Все действия власти должны быть направлены как раз на возвращение стабильности и экономического роста государства, - Сергей Рыба

Глава комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности ВР рассказал о вариантах стабилизации экономики…

В ситуации, когда валютные курсы граждане изучают с таким же интересом, как сводки из зоны АТО. Когда одни украинцы могут лишиться крыши над головой из-за проблем с ипотекой, а другие – всех своих сбережений. Когда слова главы НБУ высмеиваются в интернете, очень важно понимать, что же на самом деле происходит в экономике. За ответами на наболевшие вопросы мы обратились к главе комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности ВР Сергею Рыбалка.

- Как дальше будет меняться курс гривны?

- В течение недели-двух в результате административных и других действий НБУ курс может стабилизироваться и даже чуть-чуть укрепиться, но это не дает гарантий на будущее.

Обесценивание гривны снизило импорт. Но усиление военных действий и непродуманные действия правительства, а также отсутствие реальных реформ не вызывают оптимизма у бизнеса и населения, которые предпочитают держать свои средства в иностранной валюте, а экспортеры не спешат заводить выручку в страну. Люди уже не верят, что курс снова не будет расти.

Кроме того власть практически ничего не делает для возвращения экономического роста. Из-за нестабильности предприятия вывели деньги из банковской системы в тень. Кредитование практически прекратилось еще в 2014 году. Повышение учетной ставки НБУ до 19,5% делает кредитование еще более проблематичным. А для восстановления роста нам обязательно нужно возродить доверие к банковской системе и кредитование. Без этого кризис может длиться еще не один год.

- А нужно ли запретить импорт?

- Определенные ограничения на импорт можно и нужно вводить. Можно найти формулу, по которой Украина будет без лишних препон ввозить продукты критического импорта: энергоносители, медикаменты, которые не производятся в Украине, высокоточные средства вооружения, передовые технологии, - то есть все то, без чего страна не может нормально жить и развиваться, особенно в условиях внешней агрессии. Также необходимо стимулировать импорт оборудования, которое не производится в Украине. Чтобы мы могли поддержать создание импортозамещающих производств. Мы обязаны делать значимые шаги, для стимулирования роста экономики, улучшения условий для бизнеса. Мы должны сделать все, чтобы помочь украинскому бизнесу увеличивать свою долю на мировых рынках и стимулировать его заводить в страну валюту. Кстати, это прописано в коалиционном соглашении.

- То есть корень зла в состоянии экономики и НБУ не отвечает за падение курса?

- Сегодня от эффективности взаимодействия парламента, Кабинета Министров и НБУ, от синхронности проведения реформы финансового сектора зависит общая экономическая, и в том числе курсовая, стабильность. НБУ предпринимал ряд действий по стабилизации курса гривны. Ноя, мягко говоря, не все действия были правильными. Население и бизнес не понимали, какова стратегия власти, каков прогноз, каково ее видение развития ситуации. Это привело к панике и скачкам курса. Нужно говорить людям правду. Ведь основа паники – отсутствие достоверной информации.

На этой неделе мы провели первое заседание финансового комитета парламента с участием главы НБУ. К сожалению, из-за того, что это был сессионный день, времени было откровенно мало. И у каждого из членов комитета было множество вопросов. Поэтому, к сожалению, обсудили далеко не все.

Ситуация во всей экономике действительно очень сложная. Риски серьезные. Именно поэтому мы давно запланировали такую специальную серьезную беседу с главой НБУ. И, наконец, она состоялась. Плохо, что спустя два месяца. Но хорошо, что комитет и НБУ начали взаимодействовать.

- В последнее время валюту купить было практически невозможно. Когда ситуация изменится?

- При желании купить валюту можно. Но весь вопрос, по какой цене? В ближайшие две-три недели есть шанс для определенной стабилизации. Особенно, если мы получим кредит МВФ. Но, на будущее есть риски продолжения обесценивания гривны. И очень многое будет зависеть как от ситуации на Донбассе, так и от общей экономической ситуации. Поэтому все действия власти должны быть направлены как раз на возвращение стабильности и экономического роста. Я пока не вижу у правительства таких инициатив. Кроме усилий для получения кредита МВФ. На следующей неделе наш комитет будет заслушивать информацию Министра финансов. Будем говорить и на эту тему. Надеюсь, увидим реальные планы по изменению ситуации.

- Поможет ли закрытие внебанковских обменников стабилизировать ситуацию?

- Идея Национального банка правильная, но несвоевременная. Сейчас такими действиями можно еще больше загнать в тень валютообменные операции. Это приведет к тому, что люди, у которых могут забрать лицензии, владельцы сети валютообменных киосков, будут просто снимать какие-то комнаты и там проводить операции. При этом Украина лишится денег, которые они платят за лицензии и в виде налогов. На сегодняшний день в этом бизнесе задействовано по всей Украине порядка 30 тыс. человек. Они получают зарплату, с которой платят налоги, делают отчисления в Пенсионный фонд. В тенизации мало хорошего. В этом случае стоит ожидать рост нападений на ставших нелегальными менял и инкассаторов. К тому же это создаст массу проблем для простых граждан. А о них мы должны думать в первую очередь.

- Национальный банк Украины с 5 февраля отказался от индикативного курса гривны и проведения валютных аукционов. К чему это приведет?

- Регулятор отпустил курс гривны в свободное плавание. Логика правильная. Надо признать, что золотовалютных резервов для проведения интервенций для поддержания курса у НБУ нет. В сентябре-октябре регулятор просто сжигал золотовалютные резервы, чтобы удержать курс гривны от падения до выборов. Действующие Президент и премьер-министр вели свои партии в парламент. И чтобы создать им позитивный имидж, НБУ гасил пожар на валютном рынке резервами. Это недопустимо! Конечно, плавающий курс – вещь не слишком приятная, но у нас нет другого выхода. На валютные интервенции просто нет денег. Переход к единому курсу – это попытка привести ситуацию ближе к реальности. Этот шаг должен успокоить экспортеров. Раньше они держали прибыль в оффшорах, не желая продавать доллары по курсу 16. То при курсе 25 они должны начать возвращать валютную выручку, хотя бы для того, чтобы заплатить долги по зарплатам. А увеличение предложения обычно ведет к снижению цены. И хотя спекулянты принялись разогревать ситуацию, по логике вещей гривна может даже чуть укрепиться. Так или иначе, первые результаты этого решения мы увидим в течение 2-х недель.

- Что делать валютным заемщикам? Почему правительство им не помогает?

- С самого первого дня после моего назначения на пост главы финансового комитета Верховной Рады мы начали работать над этой проблемой. Ситуация очень сложная. Мы в кратчайшие сроки подготовили и приняли поправки к Закону «О моратории на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте». Мы хотели, чтобы банки не имели возможности до решения вопроса о реструктуризации лишать крыши над головой заемщиков, у которых это единственное жилье. При этом в действующем законе о моратории четко обозначено, что речь идет только о квартирах до 120 кв. м и домах до 250 кв. м. Верховная Рада проголосовала за наши поправки почти конституционным большинством, но, к сожалению, этот закон был ветирован Президентом. Члены финансового комитета из разных фракций призвали парламент преодолеть вето. Но парламент 11 февраля провалил это решение. Вот как теперь депутаты будут смотреть в глаза людям, которых зимой банки оставят на улице, отобрав единственное жилье? Сейчас в комитете готовится законопроект о реструктуризации валютных кредитов. Этот документ предлагает конвертацию валютных долгов, имевшихся на 1.01.2014, по курсу 7,99. К сожалению, пока не все банки готовы пойти на такой шаг. В любом случае, проблемы валютных заемщиков надо решать в комплексе. Банковская система Украины переживает сегодня не лучшие времена. Чтобы не ухудшить ситуацию, наш комитет стал площадкой, на которой мы ищем решение вместе с НБУ, Кабинетом Министров Украины, Министерством финансов. Пока компромисса, который бы устроил все стороны - банки, валютных заемщиков, НБУ и правительство - нет. Мы хорошо понимаем, что если наш законопроект не будет сбалансированным, он не пройдет в парламенте. Поэтому мы не опускаем руки и продолжаем искать приемлемый вариант.

- Все больше банков прекращает свою работу. Смогут ли вкладчики получить свои средства?

- Если банк объявляет о своем банкротстве, вводится временная администрация и Фонд гарантирования вкладов начинает выплаты вкладчикам. Возмещаются депозиты физических лиц до 200 тыс. грн. В 2015 году Фонду гарантирования вкладов была выделена рекордная сумма – 20 млрд. грн (в 2014 году Фонду выделяли 10 млрд.).Но ситуация на рынке сложная. Если она будет ухудшаться, то мы будем вынуждены искать дополнительные источники для наполнения этого Фонда.

- Сколько Украина должна выплатить по внешним долгам в этом году? Есть ли у страны на это деньги?

- В этом году мы должны выплатить порядка 11 млрд. долл. К сожалению, в этом году без поддержки МВФ нам не обойтись. Хотя практику жизни в долг нужно прекращать. Мы не можем себе позволить их наращивать долги. РПЛ и другие политические силы, входящие в коалицию, призывают Кабинет Министров приложить все силы для реструктуризации задолженности. Если международные партнеры нас поддерживают, их позиция должна выражаться не только на словах. Реструктуризация долгов даст украинской экономике «передышку» в размере примерно 70 млрд грн, что фактически равно расходам на оборону в военное время. Но эти средства нельзя попросту проесть. Их необычайно важно использовать для создания толчка для развития стратегических отраслей экономики, в том числе тех, которые могут дать приток валюты в страну.

 

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook