Тема новой украинской патрульной полиции не сходит с первых полос газет: с новенькими «копами» в стильной черной форме не сфотографировался, и, тем паче, не вывесил фотографию в соцсети разве что ленивый. Улыбчивые парни, девушки модельной внешности - картинка, безусловно, красивая, что и говорить, передает gorod.dp.ua.
Про патрульных в один голос говорят - «новые», «уникальные», «впервые в Украине». Вот только почему-то все забыли, что впервые проект новой правоохранительной службы начал реализовываться вовсе не в Киеве, а на нашей родной Днепропетровщине.
В 2010-м году под руководством тогдашнего губернатора Александра Вилкула стартовала программа «Безопасный город». Программа была обширной: в городе и области появилась единая комплексная система патрулирования улиц. То, что сейчас ведомство Арсена Авакова выдает как свое «ноу-хау», заимствованное у американцев, успешно работало в Днепропетровске. Милиционеры с проблесковыми маячками патрулировали город, чтобы хулиганам и другим нечестным на руку товарищам лишний раз «неповадно было». Итог - к 2011 году уличная преступность в регионе снизилась на 20%, напоминает эксперт Виктор Пащенко. А раскрываемость, наоборот, повысилась - на 7,5%.
Всего за два года реализации программы Вилкула «Безопасный город» областные правоохранители получили около сотни новых современных спецавтомобилей - джипов Ssang Yong, оснащенных современной компьютерной техникой и средствами связи, и несколько быстроходных катеров, для патрулирования на воде.
Плюс - полностью электронная система слежения и реагирования, и тоже - совершенно уникальная для Украины, - рассказывал в свое время журналистам разработчик программного обеспечения Службы «102» Иван Кривенко.
«В данном случае кража обозначена красным цветом, другие преступления также имеют свою окраску. Например, убийство обозначается черным цветом», – рассказывал он.
Вызовы правоохранители смогли получать прямо в машину - на компьютер, причем, благодаря установленным современным системам навигации на место преступления смог выезжать самый ближайший к нему патруль, для максимально оперативного реагирования - всего за 5 - максимум за 15 минут.
Кстати, еще один любопытный факт: бюджетные средства для реализации программы не использовались - обеспечить правоохранителей новыми патрульными машинами Вилкул смог используя европейскую практику - при помощи социально-ответственных предприятий, которые выделили на это деньги.
Кроме каждодневной «текучки» программа «Безопасный город» пригодилась Днепропетровску в ситуации критической - 27 апреля 2012 года жители города впервые узнали страшное, становящееся сейчас, увы, все более «рутинным» слово «теракт». Злоумышленники оставили пакеты с «адской машиной» в урнах в центре города в районе проспекта Карла Маркса - первый взрыв прогремел на трамвайной остановке возле Оперного... А вторая бомба сдетонировала на «Аллее Влюбленных», возле кинотеатра «Родина». Максимально оперативная реакция правоохранителей, ставшая возможным только благодаря современной системе, внедренной именно в рамках «Безопасного города», позволила своевременно провести эвакуацию и обеспечить оцепление. Благодаря этому вовремя двух следующих взрывов, которые были мощнее первых, ни кто не погиб.
Отметим, что в рамках проекта «Безопасный город» в Днепропетровске были также установлены несколько сот камер наблюдения. И террористы были пойманы благодаря записям с камер внешнего наблюдения.
В конце прошлого года наш регион получил печальное «серебро» криминогенного противостояния (более 113 тыс. преступлений) - обогнала Днепропетровщину только столица (более 136 тыс.), а вот охваченная войной Донецкая область оказалась... позади (97 тыс.).
Кроме того, к сожалению, украинская преступность помолодела. В течение первого полугодия 2014 года уровень преступности среди несовершеннолетних вырос на 57,1%, и тоже больше всего — в Днепропетровской, а также Донецкой, Запорожской, Кировоградской, Луганской, Николаевской и Одесской областях...
Эксперты уверены: программу, которую в свое время инициировал Вилкул, - необходимо срочно вернуть. «И материальная база была создана серьезная, и кадровая. Я думаю, что при реанимации этого проекта тот опыт нужно обязательно учитывать», - резюмирует Пащенко.