13 апреля Днепропетровский филиал Киевского института проблем управления имени Горшенина провел экспертный опрос на тему:«Как повлияет вступления Украины в таможенный союз: уменьшением цены на энергоносители или ухудшением отношений с ЕС?».
12 апреля состоялся визит премьер-министра РФ Владимира Путина в Украину. В рамках, которого обсуждался вопрос вступления Украины в таможенный союз РФ, Белоруссии и Казахстана.
Первый секретарь МИД Украины Виталий Билан: «Наша официальная позиция такова: приоритетом Украины является создание зоны свободной торговли с Евросоюзом. Поскольку у нас есть интересы и на востоке, учитывая традиционные экономические связи с Российской Федерацией и другими странами СНГ, формат особых отношений с Таможенным союзом «3+1» вполне приемлем. Пока мы не поставим логическую точку в отношениях с ЕС по вопросу создания зоны свободной торговли, предложенный формат отношений с Таможенным союзом самый оптимальный. Последний раунд переговоров с ЕС по этому поводу проходил 7 апреля. Сближение уже есть, мы движемся в этом направлении. Наша конечная цель - вступление в ЕС, а зона свободной торговли - один из этапов на этом пути».
Председатель подкомитета ВР по вопросам сотрудничества со странами СНГ Алексей Логвиненко: «Проблема заключается в том, что позиция обеих сторон (РФ и Украины) является усеченной оторванной от реальной ситуации. По газовым соглашениям уже пора разобраться во всех экономических компонентах. Сегодняшние цены на газ привязаны к определенной формуле, эта цена не взята с потолка. Однако темы пересмотра газовых соглашений и вступления Украины в ТС практически не получили развития. Сторонами были заявлены некоторые меседжи. Мне кажется, что реальных переговоров не получилось, что удивительно, ведь ожидания у украинской стороны были».
Председатель подкомитета ВР по вопросам евроинтеграции и евроатлантического сотрудничества Андрей Шкиль: «Абсолютно понятно, что Украина не получит не каких преимуществ при вступлении в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Участие в нем не увеличивает поток украинских товаров в эти государства. Что касается цены на газ, тут ярким примером может быть Белоруссия, которая находиться в постоянном затяжном конфликте с РФ. Это государство не устраивает цена, по которой Россия продает газ. Также мы уже пошли на уступки РФ в вопросе базирования ЧФ на территории Украины При этом мы получили скидку на газ для олигархов, а для населения цена на газ выросла в два раза и с первого октября цена на бытовой газ будет расти еще. Это вопрос политический: мы движемся в Европу или в другом направлении? Вступления Украины в ТС навредит нам как независимому государству».
Глава общественного экспертного совета «Украина-ЕС», директор «Евроатлантического Университета» Олег Рыбачук: «Азаров говорил о том, что цена на газ экономически необоснованна и несправедлива. Россияне продолжают говорить то, что они говорили год назад во время подписания Харьковских соглашений, обещая низкую цену на газ. Сегодня же мы платим за газ дороже, чем Германия и другие европейские государства. При этом позиция ЕС однозначна: подписание таможенного союза с кем бы то ни было противоречит европерспективам Украины. Вступление Украины в Таможенный союз и соответственное изменение таможенных правил и тарифов делает эти перспективы практически нереальными. И Президент это понимает. Многие эксперты отмечают, что вступление Украины в таможенный союз с государствами, которые не являются членами Всемирной торговой организации, это тоже небывалый в истории случай. Конечно, российская пропаганда все это отметает. Тем не менее цена вопроса для Украины высока, ведь именно наша страна будет платить за ошибку. При этом цена газа в данном случае несущественна. Так как Россия стремится стать членом ВТО, она будет вынуждена стабилизировать цены на газ. В конце концов, дешевый газ для Украины все равно что дешевые наркотики для наркомана как средство лечения от зависимости. Для украинской экономики нужна не низкая цена на газ, а новые подходы к энергосбережению. Президент Украины Виктор Янукович прямо сказал: наша цель - Евросоюз, а с Таможенным союзом мы будем работать по формуле «3+1», т.е. будем свободно торговать, не являясь полноценным членом Таможенного союза. При этом из уст российских чиновников звучал ультиматум: только полноценное членство в Таможенном союзе!».
Директор Киевского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов: «В этом вопросе нельзя говорить о том, что Украине нужно выбирать между хорошими отношениями с ЕС либо таможенным союзом с РФ (Белоруссии, Казахстана). Это не взаимосвязанные вещи. Мы слышим заявления от целого ряда европейских чиновников о том, что переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС будут невозможны после вступления Украины в таможенный союз. Хотелось бы кроме заявлений, в частности посла Германии, получить объяснения, почему невозможно вступление в ЕС и существуют ли для этого юридические препятствия. Европа сама состоит в таможенных союзах с целым рядом государств. В этом смысле логика заявлений Евросоюза несколько странная. Участие Украины в таможенном союзе не противоречит продолжению переговоров с ЕС и другими странами о различных формах экономической кооперации. Таможенный союз дает немало выгод и для украинской, и для российской экономики. Владимир Путин во время визита озвучил оценочные цифры выгоды для Украины. С ними можно спорить, однако мы не видели цифр, которые подтверждают, что Украине выгодно подписывать соглашение о создании зоны свободной торговли с ЕС. Никто не привел расчетов того, что получает Украина после того, как она его подпишет. В свою очередь Путин называет конкретные цифры, которые свидетельствуют о значительной выгоде для Украины, в том числе и по цене на энергоресурсы. Мы видим пример Белоруссии, которая присоединившись в таможенному союзу получила беспошлинный ввоз нефти и газа. Страна получает энергоносители практически по внутренней цене РФ плюс доставка. Это живой пример выгоды для государства, которое входит в таможенный союз. Поэтому вступление Украины в таможенный союз приведет к снижению цены на энергоносители, поскольку значительная часть той цены, которая платит Украина это размер пошлины».
Александр Смирнов