(ИА «Новый мост», Ольга Палий) 3 сентября в пресс-центре ИА «НОВЫЙ МОСТ» состоялся круглый стол «Последствия признания независимости Южной Осетии для мира и Украины». В заседании круглого стола приняли участие вице-президент Союза аудиторов Украины, председатель правления Днепропетровского территориального отделения Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко, Исполнительный директор Института общественных исследований Владислав Грибовский, доцент кафедры политологии Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара Виктор Пащенко, руководитель фракции Партии регионов в Днепропетровском городском совете Алексей Тишкин, председатель областной организации УНП Анатолий Сокоринский, заместитель председателя Днепропетровской областной организации ВО «Батьківщина» Валерий Мурлян, политический обозреватель Юрий Райхель.
Алексей Тишкин: «Неправомерное с точки зрения международного права решение о предоставлении независимости Косово может породить целый парад суверенитетов. Для Украины это вызов. На одной из наших территорий тоже может сложиться баланс национальных сил, которые потребуют суверенитета. Международное право признает право нации на самоопределение и территориальную целостность государства, при условии, что это государство уважает права национальных меньшинств».
Валерий Мурлян: «В кавказском конфликте нет и не может быть победителя. В конфликт оказались втянутыми Россия, ЕС, США. Россия повернула вектор своей активности на восток. Ее поддерживают Афганистан, Иран, Монголия — страны, в которых проживает половина населения земного шара».
Владислав Грибовский: «Россия сделала заявку на изменение системы однополярного мира. Сейчас Российская Федерация идет экстенсивным путем развития. Учитывая сырьевой характер ее экономики, участие России в кавказском конфликте вполне логично и обусловлено стремлением контролировать Транскаспийский нефтяной коридор, поставляющий энергоносители в Европу. Для государства, экономика которого основана на модели 20-30-летней давности, участие в подобном конфликте может стать как возможностью вернуть себе статус сверхдержавы, так и источником проблем. Грузия заблокирует поставку ресурсов в Южную Осетию и Абхазию. Значит, поставку необходимых ресурсов придется взять на себя России. Эта нагрузка сделает дальнейшую экспансию Российской Федерации невозможной».
Юрий Райхель: «Российские энергоносители покрывают энергетические потребности различных стран Европы на 6-20%. Не стоит преувеличивать зависимость Европы от России. Скорее Россия зависит от финансовых поступлений из Европы. Проблема заключается в том, что Хельсинский акт о нерушимости европейских границ фактически ликвидирован. Теперь нет юридического документа, который ограничил бы изменение европейских границ силовыми методами вопреки позиции мирового сообщества. Разговоры о том, что Россия переносит центр тяжести на восток — не более чем миф. Китай, Индия, другие азиатские государства не признали независимость Южной Осетии и Абхазии, потому что у них также есть проблемные с сепаратистской точки зрения области, также как и в Европе».
Анатолий Сокоринский: «Братский народ Грузии пострадал от агрессии, нарушен мировой порядок. Мы требуем ускорение процесса вступления Украины в НАТО, увеличить выделение средств на оборону, лишить регистрации антигосударственные партии и общественные организации, работающие на территории Украины, запретить вещание на нашей территории некоторых российских каналов, проповедующих антиукраинскую идеологию».
Виктор Пащенко: «События на Кавказе — это не фактор, влияющий на изменение мирового порядка, а показатель изменений, произошедших ранее. До 1991 года в мире существовал консенсус относительно норм международного права. Но после распада СССР одно государство начало трактовать эти нормы исключительно в удобном для себя аспекте. Сейчас Россия и Китай стараются изменить однополярную систему мира. В будущем мир опять будет разделен на зоны влияния сверхдержав. Перед Украиной стоит вопрос — сможет ли она противостоять этим мощным влияниям».
Михаил Крапивко: «Начался большой передел мира между крупными полюсами влияния (США, ЕС, Китай). Первый бой за влияние закончился тихоокеанским финансовым кризисом, в результате которого сильно обесценился рубль. Сейчас мы наблюдаем за экономической войной между ЕС и США. Россия хочет включиться в эту борьбу не как источник сырья, а как полноправный партнер. В этих условиях лучшая позиция для Украины — абсолютный нейтралитет. Наша экономика очень плотно интегрирована с российской. Вступление в НАТО принесет нам серьезные экономические проблемы».
Фото: Сергей Вольский