В понедельник, 1 октября, в пресс-центре ИА «МОСТ-ДНЕПР» состоялась пресс-конференция на тему: «Боевые командиры рассказали правду об Иловайском котле».
В пресс-конференции принял участие:
- Заместитель командира 40-го батальона территориальной обороны («Кривбасс») по боевой подготовке Юрий Синьковский.
Юрий Синьковский заявил, что в ходе операции под Иловайском, имевшей место в августе 2014 года и завершившейся большими потерями для украинских силовиков, подразделение выполняло приказы, исходящие от Минобороны и командования сектора. Он категорически опроверг информацию о причастности к командованию операцией народного депутата Бориса Филатова, занимавшего в то время пост вице-губернатора Днепропетровской области, а также экс-председателя ДнепрОГА Игоря Коломойского: «Мне довелось увидеть статью, в которой заместитель командира одного из подразделений говорил о том, что батальоны территориальной обороны выполняли задачи и приказы Бориса Филатова, Игоря Коломойского и по их приказам проводили штурмы и боевые действия в районе Иловайска. Эта статья возмутила меня, потому что мы выполняли приказы Министерства обороны, руководителя сектора. Все эти приказы и документы сохранились и были предоставлены в Генеральную прокуратуру и следственный комитет. Обидно то, что люди не знают правды, говорят о таких вещах», - сказал он.
Заместитель командира «Кивбасса» подчеркнул, что в подразделении сохранились все письменные приказы и распоряжения от командования АТО: «Наш командир, Александр Мокрий, всегда требовал письменные подтверждения всех приказов, кем и когда они были отданы. Вместо того, чтобы сказать спасибо Филатову и Коломойскому за то, что обеспечивали, одевали, обували и кормили батальон, их начинают порочить», - добавил Синьковский.
Он рассказал, что при первой попытке штурма Иловайска подразделение потеряло троих своих бойцов и выполняло приказ по штурму города, не имея данных о местности и силах противника: «Штурм Иловайска начался не 10-го числа (августа 2014 г., - ред.). Батальон «Кривбасс» совместно с батальоном 51-й бригады 7-го числа получил приказ на штурм Иловайска. Мы не знали, куда нам предстоит идти: в Иловайске был укрепрайон, залитый бетоном, минные поля. Также мы не знали сил противника. У комбата было 2 выхода: вести батальон на штурм или идти под трибунал. После боя 7-го числа батальон потерял троих человек, 51-я бригада – восьмерых. Ценой 11 жизней мы показали, что нельзя силами двух батальонов штурмовать такой район», - рассказал Юрий Синьковский.
По его словам, после окружения Иловайска опорные пункты батальона подвергались массированным обстрелам, а военнослужащие ежедневно участвовали в затяжных боях с сепаратистами: «7-го числа батальону была поставлена задача окружить Иловайск, развернув 4 опорных пункта. Мы должны были не позволить отступать подразделениям сепаратистов или же встретить и блокировать подкрепление боевикам со стороны Харцизска. Оборона сопровождалась постоянными боями. Но высоте 4003, которую держал я, к нам прилетало от 275 до 400 снарядов за сутки. Спасало то, что мы находились под вагонами и мостами. Нам была поставлена задача продержаться 2-3 дня, пока идет штурм Иловайска. В конечном итоге эта оборона при ежедневных почти 7-часовых боях, держалась 21 день и никто не оставил позиций до приказа выхода по «зеленому коридору», в котором нас коварно расстреляли», - сказал он.
Заместитель командира «Кривбасса» подчеркнул, что Действующие военнослужащие не должны быть политически заангажированными, равно как и политикам не следует продвигать свои интересы среди военных: «Ко мне неоднократно обращались с предложениями поддержать ту или иную политическую партию, на что я давал категорический отрицательный ответ. Пока я служу, пока я подчиняюсь приказу, ни в каких партиях или агитациях я участвовать не буду. Нельзя политике манипулировать военными, так же как и военным нельзя ни к кому примыкать. Если политика полезет в амию, от армии ничего не останется», - сказал он.
Юрий Синьковский отметил, что подразделение, равно как и другие добровольческие батальоны, не являются частными армиями: «Батальоны территориальной обороны – это не частные армии, это добровольческие подразделения, которые действительно создавались при активной поддержке Игоря Коломойского во времена его пребывания на должности главы Днепропетровской ОГА. Наш куратор Николай Колесник был помощником Клоомойского по вопросам обеспечения батальона, в которые входили такие задачи, как одеть, обуть, накормить, обеспечить бронежилетами и касками. Если бы это были частные армии, то разве пошли бы они на первую линию обороны?», - подчеркнул он.
Военнослужащий добавил, что батальон проходил слаживание на протяжении месяца, после чего вопреки подготовке к оборонительной тактике, было направлено на наступательную операцию под Иловайск: «Батальоны территориальной обороны изначально создавались для охраны пределов Днепропетровской области. Но мы люди военные, нам дали приказ идти. После формирования мы на протяжении месяца проходили боевое слаживание и ребят, которые впервые взяли в руки оружие, мы должны были обучить всему. Основным направлением обучения была оборона. Мы были готовы к защите, организации контрольно-пропускных режимов, прочесыванию местности. Но не штурмовать укрепрайоны», - сообщил Юрий Синьковский.
За время проведения антитеррористической операции батальон «Кривбасс» потерял 49 бойцов. В настоящее время 19 служащих числятся пропавшими без вести, 187 получили ранения (24 получили инвалидность).