23 мая в ИА «Мост-Днепр» состоялась пресс-конференция «Обнаружение массового захоронения времен ВОВ в Кривом Роге. Проблема неучтенных воинских захоронений на территории Украины».
В пресс-конференции принял участие:
Глава правления ВОО «Союз «Народная память», ответственный секретарь Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий Ярослав Жилкин;
Руководитель Днепропетровского областного центра охраны историко-культурного наследия Лидия Голубчик;
Руководитель Криворожского отделения ИПО «Поиск-Днепр» Александр Гузь.

Александр Гузь сообщил, что 13 мая в Кривом Роге было найдено массовое захоронение узников концлагеря. «13 мая житель Центрально-Городского района Кривого Рога, проводя работы на своем приусадебном участке, наткнулся на человеческие останки. Также он обнаружил солдатское обмундирование. Позвонил нам и сообщил о своей находке. Мы посоветовали ему обратиться в милицию. На сегодняшний день при горсовете Кривого Рога был создан оперативный штаб по данному вопросу, а мы со своей стороны подали документы во все соответствующие инстанции, чтобы начать раскопки. По имеющейся информации, мы имеем место с захоронениями узников концлагеря №338, который находился Центрально-Городском районе в конце 1941-1943 годах. Мы определили границы двух рвов - 3*7 и 3*15 м. Останки там лежат в несколько слоев, как минимум, в 4-5. По предварительным данным, там покоится несколько тысяч человек. Я думаю, их ждет эксгумация и перезахоронение», - сказал он.

Лидия Голубчик сообщила, что на территории Днепропетровской области находится 3162 объекта, связанных с Великой Отечественной войной. «На территории Днепропетровской области велись жесточайшие бои, поэтому у нас очень много мест захоронений, как братских, так и одиночных. На государственном учете в регионе находится 3162 объекта, связанных с Великой Отечественной войной, 2631 из них - это захоронения. В области работает программа сохранения памятников ВОВ, на финансирование которой в течение 5 лет из областного бюджета было выделено более 8 млн грн. И это не считая средств местных бюджетов и спонсоров. Но не зря говорят, что война не будет закончена, пока не будет похоронен последний солдат. В этом большую роль играют поисковые организации. Мы начали сотрудничество с поисковиками в 2008 году. Сегодня разрешения на проведение поисковых работ имеют 6 исследователей, под руководством которых работают мощные поисковые отряды. Их деятельностью охвачено 18 районов Днепропетровской области. Силами поисковых организаций найдены останки 1670 человек, установлено 62 имени.

Ярослав Жилкин отметил, что сегодня большой проблемой является огромное несоответствие фамилий, нанесенных на гробовые плиты, и людей, которые там на самом деле похоронены. «Во время войны около 5 млн украинцев попало в плен, из них домой вернулись лишь около 400 тыс человек. Причем к категории военнопленных всегда уделялось недостаточно внимание. Долгое время их вообще считали врагами народа лишь потому, что они позволили взять себя в плен. В лучшем случае кое-где были установлены памятные знаки о том, что здесь массово были расстреляны военнопленные. Сегодня большой проблемой является огромное несоответствие фамилий, нанесенных на гробовые плиты, и людей, которые там на самом деле похоронены. Родственники не знают, куда нести цветы. Корень проблемы в том, что в конце 50-х годах прошлого века проводилась кампания по укрупнению захоронений. Она была проведена с преступной небрежностью. Могилы переносились, фамилии терялись, и сегодня установить истину практически невозможно. С каждым годом архивных документов становится все меньше, и если мы не поспешим, то историческая справедливость никогда не будет восстановлена», - сказал он.