ГоловнаІнтерв'ю

Для социального взрыва достаточно искры, - Сергей Тигипко

«Сильная Украина» - за срочные реформы и защиту рынка...

О том, сколько украинцы еще готовы терпеть постоянное снижение уровня жизни, какие ошибки совершил Нацбанк и что ждет отечественную промышленность, если государственная политика не изменится, запорожцам рассказал лидер партии «Сильная Украина» Сергей Тигипко.

- Учитывая, что выборы проходят в экспресс-режиме, многие политические силы выставили неожиданные списки. Как формировался список «Сильной Украины»?

- В основе списка – люди, которые находятся в команде «Сильной Украины» с 2010 года. Хотя мы в свое время влились в Партию регионов, что было ошибкой, связь с единомышленниками поддерживали. К примеру, Запорожскую область в верхней части списка представляет Андрей Гамов – профессионал, который успешно проработал три года в исполнительной власти, показал себя сторонником реформ, который хорошо знает свое дело и готов много трудиться. Как лидер я постарался привлечь и новых людей, соответствующих нашим критериям. Например, это Валерий Хорошковский – яркий сторонник реформ и борьбы с коррупцией.

- Сергей Леонидович, нашлось ли место в вашем списке полевым командирам и другим активным участникам АТО?

- У нас таких людей нет. Боюсь, что другие партии, которые включили знаковые фигуры АТО в свои списки, попросту используют этих людей, их имена, авторитет. Они могут в скором времени сильно разочароваться – как было с людьми на майдане. Но в Верховной Раде такие люди могут быть полезны – например, в работе над реформированием системы обороны, армии. Они как никто другой понимают эти вопросы изнутри.

- Вы лично готовы поручиться за всех людей из вашего списка?

- Поручиться никто ни за кого до конца не может. А вот выгонять за нарушение дисциплины, идеологии, за предательство – готов. К таким людям мы будем относиться очень жестко.

- Почему так обвалилась гривна? Есть ли в этом доля вины Нацбанка?

- НБУ совершил несколько ключевых ошибок. Первая – бесконтрольное рефинансирование. За 6 месяцев его объемы составили 138 миллиардов гривен. За этот же период с депозитов ушел 101 миллиард гривен. Вторая – не было борьбы со спекуляциями. Когда банки начинают грязные игры, нужно действовать очень жестко – направлять в банк проверку, а по ее результатам принимать меры вплоть до отъема лицензии. Третья ошибка – с людьми не проводили разъяснительную работу. И четвертая – отсутствие реформ. Это ошибка также правительства, которое не сделало ничего для инвестиционной привлекательности экономики. В результате новые инвесторы не приходят, а старые – выводят капитал.

- Вы поддерживаете Минские договоренности?

- Перемирие поддерживаю однозначно. Хотя понимаю, что постоянно будут попытки его нарушить, провокации – с каждой из сторон есть своя «партия войны». Но пока не выработана четкая переговорная позиция – непонятно, о чем вообще идут переговоры. Закон об особом статусе отдельных районов Донбасса я не поддерживаю. Мы сами создаем непонятное образование внутри страны. Вместо особого статуса нужна регионализация в масштабах страны. Это и влияние органов местного самоуправления на милицию, прокуратуру, суды. И оставление в местных бюджетах не менее 50 % налоговых поступлений. И использование языков национальных меньшинств. И

социальные инициативы – нужно разрешить регионам, которые больше зарабатывают, выплачивать дополнительные надбавки бюджетникам.

- Есть ли у Украины возможность создать профессиональную армию?

- Мы могли ее начать создавать еще два месяца назад. У нас есть 300 тысяч человек под погонами и 220 тысяч – прошедших специальную подготовку. Многие из них сегодня остались без работы. Дайте им нормальную зарплату – и будет профессиональная армия. Вместо этого в горячие точки посылаются призывники без какой-либо подготовки. Нет денег на контрактную армию? Неправда. Один хороший бронежилет стоит тысячу долларов, остальное обмундирование – столько же. Итого 2 тысячи долларов на человека. На армию из 50 тысяч человек – 100 тысяч. Украина за последнее время только по линии кредитов МВФ получила 4,6 миллиардов долларов. На содержание армии у нас до последних событий выделялось 15 млрд. грн в год, а на контролирующие органы – 25 млрд. грн. Вот ответ на вопрос о нынешнем состоянии армии.

- Зарплаты, пенсии и социальные выплаты заморожены, стоимость ЖКХ-услуг, продуктов, бензина, доллара растет, налоговое давление усиливается. Сколько еще выдержат украинцы такую жизнь?

- До января-февраля. Отпразднуют Новый год, проспятся и поймут, что так дальше жить нельзя. И будут очень масштабные протесты. Сегодня многие терпят ухудшение уровня жизни, оправдывая это войной. Но очень скоро списать все проблемы на войну не получится. Коррупция и контрабанда не появились на войне – но они и никуда не исчезли. Достаточно малейшей искры, чтобы начались бунты, настоящий социальный взрыв.

- Как государство должно поддержать автопром и другие отрасли, которые сейчас переживают кризис?

- Только защитой внутреннего рынка и льготами для предприятий. Так делают все страны, имеющие свою автомобильную промышленность. Посмотрите на Россию – там ввозная пошлина – 25 %. А мы открываем свой рынок всем желающим. Германия поддерживает свой автопром, выделяя огромные деньги на скупку у людей старых автомобилей. В США государство в кризис скупало акции автозаводов. Украина сейчас должна просто закрыть свой рынок. Сегодня нас выдавливают в сектор поставщиков полуфабрикатов и сырья. Поэтому мы должны бороться за каждый еще функционирующий сектор индустрии и высоких технологий. А у нас налогообложение в ИТ-сфере – свыше 60 %. Для сравнения: в Китае – меньше 10 %. Если в Европе завод сокращает тысячу сотрудников, туда едет все правительство. У нас сокращают по 5-7 тысяч – и никто этого не замечает. Парадоксальная ситуация: Запорожский ферросплавный завод не может получить адекватную цену на электричество в городе, где есть АЭС и ГЭС. Мы продаем электроэнергию за границу дешевле, чем своим заводам. ЗФЗ смог продолжать работу, только когда ему предоставили экспортный тариф на электроэнергию. И то дали на год, а не (хотя бы) на пять лет. «Сильная Украина» не хочет, чтобы наша страна стала сырьевым придатком. С закрытием российского рынка Украина потеряла экспорт вагонов, труб, стали. Зато начали поставлять в ЕС зерно, чугун и руды. Это – не тот путь развития, которого достойно наше государство. 

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook