В пресс-конференции принимала участие:
- Адвокат Майя Сергеева.
Согласно Конституции Украины, в условиях противодействия пандемии коронавируса может быть введено чрезвычайное положение. Однако, опасаясь паники среди населения, власти его не объявляют, а принимают ограничительные меры. Фактически они повторяют предписания законодательства о чрезвычайном положении и существенно ограничивают права и свободы человека.
Майя Сергеева напомнила, что 11 марта правительство ввело ограничительные меры для предотвращения распространения коронавируса в Украине. Чуть позже органы местного самоуправления установили дополнительные меры на региональном уровне (иногда называя их "чрезвычайной ситуацией"). И наконец, парламент принял изменения в законодательство, ввел ответственность за нарушение правил карантина.
По данным официального сайта Национальной полиции Украины, по состоянию на утро 22.03.2020 года составлено 1415 административных протоколов о нарушении правил карантина (по ст. 44-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях), из них 838 - на работников предприятий; 283 - на руководителей торговых учреждений питания; 153 - на водителей транспортных средств; 136 - на руководителей предприятий. В суд направлено 1358 административных протоколов.
Кроме того, в Единый реестр досудебных расследований внесено 9 уголовных производств по ст. 325 Уголовного кодекса Украины (нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных болезней и массовых отравлений). В частности, в Харьковской - 3, по одному в Волынской, Днепропетровской, Житомирской, Львовской, Сумской областях и городе Киеве. 20.03.2020 года в Житомирской области были внесены сведения в Едрей по ст. 325 Уголовного кодекса (нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных болезней и массовых отравлений) в отношении лица, намеренно скрывшего наличие у него заболевания COVID-19, подвергая угрозе жизни и здоровье других людей. Продолжается досудебное расследование.
«Только за одну неделю мы стали жить в новой правовой реальности, в которой стали допустимы ограничения свободы передвижения, свободы предпринимательской деятельности, права на труд и тому подобное. Фактически речь идет о чрезвычайном положении без его объявления - необходимой крайней мере в борьбе с пандемией», - говорит она.
Чрезвычайная ситуация: специальный временный правовой режим, вводится на региональном (локальном) уровне. По состоянию на 24.03.2020 действует в 7 областях - Киевской, Житомирской, Днепропетровской, Черновецкой, Донецкой, Тернопольской, Черкасской. Вводится органами местной власти.
Чрезвычайная ситуация предусматривает: власти, прежде всего службы гражданской защиты, работают усиленно в специальном режиме, для преодоления катаклизма, эпидемии или иной чрезвычайной ситуации. Власти могут организовать регулярное оповещение украинцев о событиях, связанных с ситуацией, локализовать проблему, помогать пострадавшим, а при необходимости - провести эвакуацию жителей. Прямое вмешательство государства в управление частными компаниями или ограничения прав и свобод украинцев не предусматривается.
Чрезвычайное положение: специальный ограничительный режим функционирования государства. Он временный, может распространяться на несколько регионов или даже на всю территорию страны.
Вводится по инициативе Совета национальной безопасности или правительства. Президент издает указ и обращается с ним к парламенту. Далее он должен быть утвержден народными депутатами в течение двух дней.
В тоже время, 18 марта 2020 года на заседании правительства принято решение изменить механизм введения в Украине чрезвычайного положения – предоставляя единоличное право Президенту на его введение в условиях масштабного распространения коронавируса. Для этого правительством поручено разработать проект по предоставлению Президенту права вводить чрезвычайное положения в условиях невозможности работы Верховной Рады. Кроме того Минюсту поручено разработать законы касающиеся делегирования Президенту полномочий по веткам власти, по каким и о каких полномочиях идет речь – на заседании правительства не уточнялось.
Чрезвычайное положение предусматривает: в этот период государство может напрямую управлять как государственными, так и всеми частными компаниями практически в «ручном режиме», а права и свободы украинцев могут быть значительно ограничены. Закон содержит перечень дополнительных мер, среди них и введение комендантского часа, и приказ не выходить дома без веских причин, и ограничение свободы передвижения по стране, и перепрофилирования компании на выпуск необходимой для страны продукции или услуги, и принудительное отчуждение или изъятие имущества у граждан и бизнеса, и целевая мобилизация, и введение распределение продуктов питания и предметов первой необходимости, и изъятие оружие у населения и другие.
Чрезвычайное положение вводится, чтобы фактически противостоять угрозе существованию государства или его граждан, в критической ситуации.
Майя Сергеева отметила, что ключевыми остаются вопросы в обоснованности таких мер и их пропорциональности в сложившейся ситуации, которые предусматривают определенную дискриминацию прав украинцев и бизнеса. В свою очередь Европейский суд по правам человека рассматривая возможность ограничения и контроля за отступлением от определенных прав и свобод, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Законом № 475/97-ВР от 17.07.97) в случаях описанных в статье 15, исходит из допустимых «границ, которых требует острота ситуации», оценивая их так:
- было бы обычное законодательство достаточным, чтобы справиться с угрозой, вызванной общественной опасностью;
- являются ли меры действительной реакцией на чрезвычайную ситуацию;
- были ли средства использованы с той целью, для которой они были санкционированы;
- является ли отступление от обязательств ограниченным по сфере охвата и причинами, приведенными в его обоснование;
- пересматривается ли потребность в отступлении от обязательств или любое послабление введенных мер;
- были ли предусмотрены гарантии против злоупотреблений.
«На сегодняшний день украинская власть не объявляла обществу четкий план, и не обосновала необходимость введение чрезвычайного положения. Безусловно, сложно требовать конкретные прогнозы от власти, учитывая, что опыт других стран показывает, что в борьбе с коронавирусом сложно оценивать и прогнозировать что-то. Однако, введению ЧП должно предшествовать подтверждение отсутствия других сценариев и прогноз последствий для общества», - отметила она.