Игорь Александрович, наконец-то восстановлено электроснабжение в Краматорске, Славянске. Насколько было сложно для энергетиков работать в условиях АТО?
Прежде всего, хочу сказать о профессиональном и простом человеческом героизме сотрудников ДТЭК Донецкоблэнерго и ДТЭК Высоковольтные сети. Они как в период боевых действий, так и после их окончания, при первой возможности восстанавливали электроснабжение. Там, где не было стрельбы, выезжали и работали. Проезжали и по тем территориям, где блокпосты. Договаривались, убеждали, что это необходимо, что мы восстанавливаем инфраструктуру, восстанавливаем по сути жизнеобеспечение региона.
Не все нам удалось сделать в период АТО, поэтому после ее окончания мы очень активно включились в работу. По сути, брошены все силы компании. И это не только ДТЭК Донецкоблэнерго и ДТЭК Высоковольтные сети, которые расположены в Донецкой области. Донецким энергетикам ДТЭК очень помогают наши же компании из других областей. Буквально вчера вечером из ДТЭК Днепрооблэнерго перевезли 2,5 тонны провода для восстановления. Закупать было бы дольше. За сутки мы провод довезли. Из Днепропетровска также готовы выехать на помощь четыре бригады. Пока обходимся своими силами.
Когда полностью запитаете Славянск?
На сегодняшний день полностью запитан Краматорск. Славянск включили 8 июля во второй половине дня. Через 72 подстанции запитан пока центр города и такие важные объекты, как больницы, хлебзавод, фекальная насосная станция как необходимый объект жизнеобеспечения города. Думаю, 30% населения уже с электроэнергией. Работы мы продолжаем все время.
В ближайшие два дня – 9-10 июля – мы включим еще две питающие линии 110 кВ и подадим напряжение на подстанцию «Славянск-Районная», от которой зависит электроснабжение практически всего Славянска. Также, что немаловажно, от этих же линий будут запитаны центральные очистные сооружения города, ведь с этим в Славянске огромная беда.
Очень важно сейчас еще одно направление: обесточены насосные станции компании «Вода Донбасса». Наши энергетики и сотрудники «Воды Донбасса» при активной поддержке военных и ГСЧС (потому что очень сложные трассы, очень много мин, неразорвавшихся снарядов) ведем работу по восстановлению электроснабжения. Ориентировочно – время восстановления до двух суток.
Насколько военные помогали энергетикам обезопасить их жизнь, чтобы те сделали свою работу?
Полное содействие. В самые кратчайшие сроки по окончанию АТО мы установили контакт с дежурным по АТО. Нам выделяются военные для сопровождения. ГСЧС помогает саперами. Сейчас работают больше 13 бригад – это до 100 человек со спецтехникой, с кранами, с вышками. Перемещение такого количества людей без поддержки военных и ГСЧС было бы невозможно.
Как закупали, доставляли необходимое оборудование, провода?
Когда была активная фаза АТО, мы были очень ограничены в наших действиях. Мы фиксировали повреждения, где это было возможно, устраняли их. И мы, конечно, готовились к полномасштабному восстановлению. Мы понимали, что все это закончится, поэтому люди были готовы, техника заправлена, сконцентрированы оборудование и материалы для выполнения восстановительных работ.
По поводу финансов. Насколько это все масштабно, сколько уже потрачено и сколько будет?
Конечно, затраты на восстановление разрушенного энергохозяйства Донецкой области огромны. Если говорить о ДТЭК Донецкоблэнерго, по ориентировочным данным, это 25 млн грн. Если говорить о компании ДТЭК Высоковольтные сети, затраты составят на уровне 10 млн грн.
Что дальше? В какие населенные пункты дальше будете подавать электроэнергию?
Уже восстановили 16 населенных пунктов, с Краматорском и Славянском. Дальше нужно восстанавливать нормальную схему электроснабжения для всех – без света из-за войны остались 35 населенных пунктов. Представьте, некоторые там уже около двух месяцев без света, без воды. Очень важно восстанавливать всю разрушенную инфраструктуру: чтобы и люди были с электроэнергией, и запустились хлебозаводы, и наконец-то начала работать и промышленность. Кроме нас, там огромный пласт восстановительных работ вообще. А без электроэнергии их невозможно осуществлять.
У нас на сегодняшний день есть абсолютно детальный план с точки зрений восстановления электроснабжения как объектов, так и наших потребителей. Мы совершенно точно знаем, что и когда мы должны запитать. Единственное, в чем у меня нет сейчас уверенности, это в дате полного восстановления. Потому, что по мере, как мы восстанавливаем, мы все больше понимаем масштаб разрушений. Мы по шесть раз в день созваниваемся с руководителями, которые непосредственно выполняют работы.
На самом деле масштабы разрушений просто потрясают. И последствия разрушений инфраструктуры говорят о том, что это не проблема одного района, Краматорска или Славянска. Это общегосударственная проблема. На ее решение нужны огромные ресурсы! В тех районах, где шла война, ситуация была на грани гуманитарной катастрофы. Мы все в ответе за свои действия – если есть возможность не разрушать инфраструктуру, снизить такого рода масштабные разрушения, нужно думать, как это реализовывать. Наш акционер – Ринат Ахметов – не один раз призывал к переговорам. Сегодня путь переговоров – это единственный путь для Украины не потерять промышленность, не разрушить основы экономики. Опыт Мариуполя показывает – переговоры возможны, а результат, который сейчас мы видим в Славянске – гибель мирных граждан и полная разруха – не должен повторяться. Это слишком высокая цена.
Очень хочется верить, что ситуация улучшается. В Славянске, Краматорске – это уже, безусловно, так. И хочется думать, что ситуация не получит негативного развития в Донецке, в моем родном городе.
Фото: Разрушенная ЛЭП Снежное