Ольга Палий для ИА «Новый мост»
Анатолий Гриценко собирается завоевать пост Президента, не имея в активе ни финансовой подпитки, ни разветвленной сети штабов, ни, скажем прямо, громкого имени. Что это — наивность, помноженная на оптимизм или тонкий расчет?
- Вы приехали жить в Павлоград. С какой целью?
- Я и моя семья решили на 11 дней остановиться погостить у наших друзей, простых людей, работающих на шахте. Мы решили пожить в этом городе, чтобы сверить часы и замерить температуру общества. Чаще всего политики приезжают в провинцию, выступают со сцены, подогретые журналистами, и также под музыку быстро уезжают. Мы же хотим жить среди людей, послушать, как они оценивают ситуацию в стране. Какие они видят угрозы ее безопасности и пути выхода из кризиса.
- Почему вы выбрали именно Павлоград?
- Павлоград – это земля восстаний и бунтов. Это единственный город в бывшем СССР, который поднял восстание против немецко-фашистских захватчиков в 1943 году. Больше таких городов на территории СССР не было. Были в Польше, были во Франции. У нас не было. В 1930 году именно в Павлоградском районе крестьяне подняли бунт. Взяли оружие: дробовики, вилы, топоры, - и пошли против власти, которая отбирала у них последнее. Такая политика советского правительства позже привела к Голодомору. Мы должны культивировать дух сопротивления в Украине, чтобы держать власть в тонусе. Ее нужно постоянно держать за горло, заставляя работать для людей.
- Вы планируете организовать там восстание?
- Встречаясь с людьми, я часто слышу: «Вы же бывший военный министр! Берите танки, автоматы, да сносите эту власть вместе с Верховной Радой, Президентом и Кабинетом Министров!» Люди ожесточены и разочарованы. Приходится пояснять, что власть, которая работает для себя, а не для людей, конечно же, должна быть сметена. И она будет сметена! 17 января у нас есть шанс абсолютно законно сместить эту власть. Если это не получится, тогда она будет сметена по-другому. Ее просто вынесут из кабинетов!
- Ради этого вы оставили свою работу в стенах Верховной Рады?
- Сейчас Верховная Рада заблокирована Партией регионов, которая требует повышения социальных стандартов. Нормальное требование. Я – за! Среди владельцев ПО «Павлоградуголь» есть люди, сидящие в парламентской фракции Партии регионов. Так вот там сейчас снижают зарплаты шахтерам в забое в среднем на 1 тыс. грн. Как же так? Тут вы требуете повышения минимальной зарплаты, а на предприятиях, где вы можете в любой момент поднять зарплату – ее уменьшаете. Я понимаю, что есть объективные трудности. Но тогда не нужен цинизм. Не нужно устраивать шоу в стенах парламента. Если трудно – нужно затягивать пояса и заставлять власть работать эффективно, а не воровать на каждом шагу. Нельзя быть такими циничными – снижать людям зарплату и писать на плакатах «Кожен голос буде почутий». Пусть пойдут и послушают те голоса, что слышу я!
- Зато сегодня уже вся страна знает, что «вона – працюе»...
- Предприниматели говорят мне, что откат за возврат НДС – 40%. Премьер заявила, что не будет внеплановых проверок бизнеса – после этого в течение недели на предприятие приходит три проверки. Первой приходит налоговая и говорит: «По разнарядке сверху заплатите налог вперед 100 тыс. грн.». Сделав это, предприниматель не сможет рассчитаться по кредитам, будет вынужден увольнять людей, но это никого не интересует. Ему говорят: «Заплатите, иначе закроем предприятие, зашугаем вас проверками». Вот такая сейчас государственная политика. А потом приходит пожарник с протянутой рукой. А потом – санэпидемстанция, а потом и другие. На сегодня в Украине более 65 организаций, имеющих право в любое время контролировать бизнес.
- Вы тоже планируете принять участие в президентских выборах. Как вы относитесь к тому, что вас называют техническим кандидатом?
- Я даже не хочу об этом слышать! Я пройду этот путь до конца. Я не буду снимать свою кандидатуру в пользу кого бы то ни было. Среди заявленных кандидатов я не вижу людей, которые могут более эффективно, ответственно и морально исполнить обязанности Президента. Некоторые «эксперты» говорят: «Гриценко – первый среди непроходных кандидатов». То есть они признают, что абсолютно нормальный человек, который не вор, который не берет взяток, который ответственно работал на высоких постах и имеет позитивный результат – непроходной. Что же тогда получается? Не Гриценко непроходной, а весь украинский народ непроходной! Если не работают социальные лифты и на высокие должности не поднимаются сильные, ответственные, результативные, порядочные, а вместо них поднимаются другие, за которыми стоят деньги, тогда гаплык этой стране, она не имеет будущего! Мы с вами не имеем будущего! Кто установил эти правила? Те, кто сейчас при власти. Конечно, они имеют много миллиардов. Конечно, я не смогу подрядить лучших эстрадных певцов и заплатить им за 400 концертов по всей стране. Наверное, я не смогу закупить миллионы футболок с символикой партии, оплатить эфиры и бигборды. Но наша страна не должна быть обречена. Если бы люди, находящиеся у власти, имели бы потенциал для объединения и созидания, я бы сам их поддержал. Но они не способны на это. Значит, нужно подготовить им сюрприз – сделать так, чтобы проходными стали другие – способные, моральные, эффективные. Иначе мы и сейчас, и через 5, и через 25 лет будем обречены выбирать между Януковичем и Тимошенко. Я этого не хочу. Я хочу жить в Украине, но не в такой Украине. Поэтому я буду за нее бороться и надеюсь, что люди включатся в эту борьбу. Люди, которые тоже хотят жить в другой стране.
- У вас есть деньги на предвыборную гонку?
- Силами депутатов от Партии Регионов и БЮТ были внесены изменения в Закон «О выборах Президента». Я голосовал против этих изменений. В соответствии с этими изменениями, чтобы принять участие в выборах, нужно внести залог – 2,5 млн. грн. В нашем семейном бюджете таких денег нет. Не наворовал, когда был министром! Я не хочу идти к тем, кого называют олигархами. Я нормально отношусь к крупному бизнесу: он создает рабочие места, надеюсь, будет исправно платить налоги, его нужно поддерживать, когда он выходит на внешние рынки. Но я хочу проводить свою политику, а не политику тех людей, которые финансово поддержали меня на выборах. Я также не хочу брать деньги в долг. Меня научили долги отдавать. Отдать же долг в 2,5 млн. из президентской зарплаты не получится. Поэтому я обратился к людям. На моем сайте есть информация о специальном счете. На сегодняшний день уже собрано 639 тыс. грн. Я уверен, что до начала предвыборной гонки, 19 октября, 2,5 млн. грн. мы соберем. И это будет первый успех, который покажет, что в Украине проходными будут честные и достойные люди, а не только те, кто имеет деньги.
- А избирательную кампанию вы планируете вести вообще без денег?
- Я рассчитываю на помощь представителей малого и среднего бизнеса. Я понимаю, что предпринимателю сейчас тяжело. Он не может найти правды ни в прокуратуре, ни в суде, ни в милиции, ни в СБУ. Все схвачено! «Крыши» созданы! Уголовные дела открываются и закрываются за деньги, судебные решения покупаются. Но тем не менее, даже на фоне этого страха находятся люди, которые поддерживают нас. Я благодарен им за смелость и за их гражданскую позицию.
- Сколько вы планируете собрать на кампанию?
- Я раньше никогда не участвовал в выборах, поэтому не могу планировать. Но гарантирую, что все собранные средства мы используем по назначению и отчитаемся за них.
- Создали ли вы собственную команду в преддверии выборов? Кто в нее входит?
- Команда сейчас формируется. Наша задача максимум – попасть во второй тур выборов. В этом случае я не оставлю шанса никому из моих соперников. Задача минимум – получить достойный результат, который покажет всем, что наша политическая сила может быть представлена на всех уровнях власти – от Верховной Рады до сельсоветов. По итогам этих выборов мы сформируем команду людей, которые пойдут на все последующие выборы, в каком бы порядке они ни проходили. Мы будем уверены в этих людях и именно они войдут в наши избирательные списки. Я могу назвать имена членов моей команды, но они не имеют широкой известности. Однако меня это не смущает. Когда я стал министром обороны, мою фамилию тоже мало кто знал, а имена моих замов так и не получили широкой известности.
- Кроме одного, ставшего центром коррупционного скандала…
- Да, но как только я узнал об этом, он вылетел из министерства через три часа.
- По слухам, вы вели переговоры о совместных действиях с Виталием Кличко. Правда ли это?
- У нас были такие переговоры осенью прошлого года после попытки Президента досрочно распустить Верховную Раду. Тогда я был готов формировать единый список с участием в том числе и Виталия Кличко. Но выборы не состоялись. Сейчас таких переговоров мы не вели, поскольку президентские выборы персонифицированы. Избирается 1 человек, а не список. На сегодня темой переговоров с другими политическими силами может быть только совместный контроль над прозрачностью и законностью процесса.
- Вы входите в эту кампанию без команды, без денег. Это для вас просто пробный шар?
- Нет. В декабре 2008 года мы создали общественную организацию «Гражданская позиция». На сегодня ее представительства есть во всех регионах. Кроме того, ко мне обращаются десятки и сотни людей из разных областей, представители разных партий. Эти люди верят в то, с чем мы идем на выборы.
- Как вы, бывший министр обороны, оцениваете нынешнее состояние армии?
- Сегодняшнее финансирование армии, и размер финансирования, заложенный на 2010 год – это преступление! 17 декабря 2007 года был мой последний день на посту министра обороны. В этот день я подписал последний документ – Программу развития сил специальных операций, по-простому – спецназа. Это был итог годичной работы. К огромному сожалению, работа по реализации этой Программы была фактически провалена. И в 2008, и в 2009 гг. на развитие сил специальных операций было выделено средств меньше, чем на парад, на шоу для Верховного главнокомандующего. Это преступление Правительства и Перзидента. В 2009 году по всем видам вооруженных сил финансирование программ боевой подготовки на уровне 8%. Не было ни одного серьезного военного учения. Это недопустимо! Солдаты маршируют а плацу, читают учебники, иногда подходят к технике, которая не выходит из парков. На следующий год Кабинет Министров Юлии Тимошенко запланировал на финансирование армии 8,2 млрд. грн. Это даже не бюджет выживания, это бюджет убиения вооруженных сил. Надеюсь, этот бюджет Парламент не пропустит. При этом, когда я стал министром в 2005 году, начали летать самолеты, начали выполняться те учебные задачи, которые не выполнялись на протяжении последних 15 лет. Десантники совершали более 20 тыс. прыжков в год. Словом, проходила нормальная боевая подготовка. Для меня армия – это войска и оборона. К сожалению, потом на пост министра обороны начали назначать людей, для которых армия – это избыточное имущество и финансовые потоки.