ГоловнаІнтерв'ю

Юрий Костенко: «На президентскую кампанию «проходному» кандидату понадобится $300-500 млн.»

Однако значимые изменения в украинской политике, по мнению Юрия Костенко, начнутся через 10-15 лет...

Юрий Костенко: «На президентскую кампанию «проходному» кандидату понадобится $300-500 млн.»

Ольга Палий, для ИА «Новый мост»

В преддверии старта президентской гонки политические силы проводят смотр рядов и инвентаризацию ресурсов. Для того, чтобы вдохновить последователей, 11 мая Днепропетровск посетил лидер Украинской народной партии Юрий Костенко. Пред тем, как отправиться на встречу с однопартийцами, он побеседовал с журналистом ИА «НОВЫЙ МОСТ».

- Планируете ли вы принимать участие в предстоящих выборах?

- УНП пойдет на президентские выборы, причем пойдет самостоятельно, вне блоков. В свое время правые политические силы объединялись вокруг Виктора Ющенко. Однако он не смог создать единый мощный правый блок. Поэтому в современной Украине нам по идеологическим причинам объединяться не с кем.

- Кто будет вашим кандидатом?

- Это чисто технологический вопрос. Он будет решаться на съезде путем тайного голосования (а не открытого, как в других якобы демократических партиях). У нас есть немало достойных людей.

- Вы считаете, что член УНП может стать Президентом Украины?

- Сегодня ни один представитель правых сил не сможет стать Президентом. Именно правые силы поддержали Виктора Ющенко в 2004 году. Имея неутешительные экономические и социальные результаты

пребывания у руля «оранжевой» команды, правые идеи утратили популярность. Левая идеология, напротив, становится все более востребованной. Победит тот, кто будет говорить не о национальном, а о социальном; не о Европе, а о России. Победит тот, кто скажет, что не время давать оценку таким сложным вопросам, как национально-освободительное движение Украины, а время строить экономику.

- Под ваше описание подходят и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович, и Арсений Яценюк, и Сергей Тигипко. Кто из них по-вашему, станет Президентом?

- Могу сказать по собственному опыту (в 1999 году я участвовал в президентских выборах), что для успешной кампании нужны как минимум 3 составляющих. Прежде всего, это админресурс или разветвленная партийная структура, которая доходит до каждого села. Очень важно обеспечить представительство кандидата на каждом из 33 тыс. избирательных участков. Иначе, даже если люди за тебя проголосуют, эти голоса «растянут» другие кандидаты. Именно это случилось с нами на выборах 2006 года, когда мы не смогли отстоять отданные за нас голоса в Луганской и Запорожской областях. После перерасчета голосов на некоторых участках по решениям судов, оказывалось, что наши бюллетени были засчитаны главным образом Партии регионов. Вторая составляющая – финансовый ресурс. Исходя из нынешних цен на политическую рекламу, «проходным» кандидатам на кампанию понадобится $300-500 млн. Собрать такой бюджет очень тяжело, ведь украинские олигархи пострадали от мирового кризиса. Третья составляющая – наличие «собственных» СМИ.

- А у вас есть $300 млн.?

- К сожалению, нет, как и собственных СМИ. Но у нас есть другое оружие – 60 тыс. убежденных партийцев, которые отстаивают идеологические, а не материальные ценности.

- Это оружие дало осечку на выборах в Тернопольский облсовет…

- В Тернополе мы одержали блестящую победу. На старте избирательной компании мы были непроходными. Социологи о нас вообще не вспоминали. В результате мы получили одинаковый с БЮТ результат.

- При этом УНП сильно отстала от «Свободы».

- Виктор Ющенко стал Президентом, а Юлия Тимошенко Премьером благодаря поддержке УНП. Поэтому нас люди оценивают как представителей власти. Нас вместе с БЮТ и «Нашей Украиной» обвиняют в ухудшении жизни народа. «Свобода» же в оппозиции. Она дает такие же популистские обещания, как и Юлия Тимошенко с определенными особенностями. «Дайте нам власть – мы проведем люстрацию, всех москалей и граждан еврейской национальности выселим за границы Украины, и в Украине наступит мир и благоденствие». Эта радикальная право-популистская риторика имеет отклик у людей, недовольных действиями сегодняшней власти, качеством своей жизни и многими другими объективными вещами. Но, как и Юлия Тимошенко сейчас теряет рейтинг, так и «Свобода», ставшая партией власти в Тернопольской области, через год будет отчитываться о проведенной люстрации, о построении счастливой жизни без москалей и евреев. В любом случае популизм очень быстро заканчивается.

- Зачем же вам участвовать в президентских выборах, если нет надежды на победу?

- Если правые политики не будут заявлять о себе, не будут предлагать собственные рецепты решения всеукраинских проблем, о нас просто забудут.

- Что же вы делаете для решения этих проблем?

- Наш электорат - средний класс, люди, которые хотят работать и зарабатывать. Чтобы поддержать отечественного производителя, УНП провела информационную акцию «Покупай украинское». На мой взгляд, эта акция дала неплохие результаты. Сейчас мы планируем провести акцию «Выбирай украинское». Мы призываем выбирать украинский язык, украинскую песню, украинский товар. Отсутствие такой политики на государственном уровне сегодня приводит к колоссальным убыткам. Мы по достаточно высокой цене покупаем российский газ, при этом в Украине есть огромные месторождения собственного, гораздо более дешевого, которые разрабатывают государственные компании. Возникает вопрос: почему мы покупаем газ у России и при этом не поднимаем цены на собственный? Ведь в этом случае у предприятий возникла бы заинтересованность и появились возможности разрабатывать новые месторождения, постепенно вытесняя российский газ с украинского рынка. Более того, сейчас государственному предприятию, добывающему газ в Полтавской области, не продлевают лицензию на добычу самого дешевого в Украине газа. Почему? Чтобы довести предприятие до банкротства и передать скважины приближенным к правительству депутатам, которые уже будут продавать газ по рыночной цене. К сожалению, сегодня уровень коррумпированности украинской власти представляет собой угрозу украинской государственности.

- Не любите вы наше правительство…

- Как можно любить правительство, которое в период экономического кризиса повышает налоги, открывает доступ иностранных товаров на украинский рынок, то есть делает нечто противоположное тому, что делают правительства развитых стран? Во всех странах снижается учетная ставка, чтобы удешевить кредиты. У нас же производитель не может не то что кредит взять, а даже собственные деньги забрать из банка! Действия нынешнего правительства направлены на уничтожение украинской экономики. К сожалению, и у оппозиции тоже нет настоящей антикризисной программы.

- А у УНП она есть?

- Да, очень проста и логичная. Во-первых, на 50% снизить закупку дорогого российского газа, заменив его газом, нефтепродуктами, углем, ураном, добываемыми в Украине. В структуре украинской энергетики

российский газ составляет 40%. Для сравнения – в Германии – 20%, в Польше – 11%. Во-вторых – существенное ограничение импорта на украинском рынке для поддержки национального производителя. В 2008 году мы закупили продукции на $87 млрд., а своей продали на $67 млрд. Это политика абсурда! Правда, наше Правительство называет ее антикризисной программой. В-третьих – широкомасштабное строительство дорог. В Украине дороги исчезли. При этом наш транспортный потенциал позволил бы за 5-10 лет увеличить доходы госбюджета на $10-20 млрд. только благодаря тому, что через Украину проходят самые короткие пути с запада на восток и с севера на юг. Мировые финансовые структуры готовы дать Украине кредит на 30-50 лет на строительство дорог. В случае принятия закона о концессиях наша страна могла бы получит колоссальную прибыль. Строительство дорог как антикризисный шаг хорошо зарекомендовал себя в США и Германии в 30-х гг. ХХ века, а также в Польше сразу после распада СССР. Я в то время работал в Правительстве и имел возможность изучит польский опыт. Рядом с дорогами развивается малый бизнес – отели, кафе, СТО и т.д. Кроме того, строительство дорог предполагает заказы крупным предприятиям.

- Почему же эти замечательные идеи не воплощаются?

- Сейчас Украина взяла у Мирового банка $400 млн. на ремонт дорог. К чему он сводится? Бросил в ямку какой-то полуасфальт, а половину денег - себе в карман. И все-таки участие в проектах международных организаций снижает уровень коррупции. Сейчас идет тендер на определение того, кто будет ремонтировать трассу «Чоп-Киев» в рамках программы ЕБРР. Он проходит достаточно честно. Сотрудничество с международными организациями может научить наших чиновников меньше красть и больше вкладывать в собственную экономику. Но им не слишком хочется учиться.

- Вы выступаете против Правительства, которое сами же привели к власти?

- После последней неудачной попытки Виктора Ющенко распустить парламент, мы оказались перед выбором: или коалиция с Партией регионов, или с БЮТ и Блоком Литвина. Для нас Партия регионов не может быть политическим партнером. Ведь в Западной Украине она ассоциируется с российскими интересами, а за Юлию Тимошенко на выборах 2006 и 2007 годов проголосовало довольно много людей. В условиях кризиса Виктор Ющенко проводит политику «ни мира, ни войны», которая может привести к гибели украинского государства. Мы не можем на это пойти. С 1989 года это государство строили не Ющенко с Тимошенко, а Юрий Костенко собственными руками. В декабре 2008 года мы стали перед выбором: с нелигитимной Верховной Радой и нелигитимным Кабинетом Министров разрушать государство или дать возможность правительству Тимошенко и коалиции принимать решения, необходимые для преодоления кризиса.

- Украина попала в замкнутый круг: олигархи финансируют популистов, которые принимают законы, позволяющие самым богатым обирать всех тех, кто голосует за популистов. Есть ли выход из этого круга?

- Да. По всем законам экономики, средний класс станет доминантным в Украине. Как бы ни старались олигархи и финансируемые ими политики законсервировать существующую ситуацию, это невозможно. СССР просуществовал 70 лет и развалился. В Латинской Америки режимы, аналогичные нынешней украинской власти, уходили со сцены через 40-45 лет. Украине пока 18. Через 10-15 лет в нашей стране начнутся качественные изменения в государственной политике.

- От результатов ближайших президентских и парламентских выборов вы ничего хорошего не ждете?

- После парламентских и президентских выборах начнут возникать предпосылки к этим изменениям. Люди разочаровались в мегапроектах, мегалидерах и начинают обращаться к чему-то более понятному.

- Рассчитываете ли вы на поддержку днепропетровского среднего класса?

- Будем реалистами. В начале 90-х, в лучшее время для национальной демократии, мы набирали в Днепропетровской области на парламентских выборах около 10%. На будущих выборах перед Днепропетровской областной организацией УНП стоит задача повторить этот результат.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook