Дарья Перебейнос, ИА «НОВЫЙ МОСТ»
Чего стоит ожидать бизнесменам?
Бизнесмены сначала неадекватно восприняли приход нового руководства: подумали, что будут душить бизнес, поднимать ставки – для того чтобы была копейка в бюджет. У нас же основная задача – максимально вывести теневой бизнес на чистую воду. Когда проводился анализ таможенных баз (что ввозится в Украину), оказалось, что ни одной брендовой вещи не было легально ввезено в Украину – от сумок до часов. 90% всей обуви, которая ввозится в страну – это обувь с пластмассовым верхом, хотя все прекрасно понимают, что такого нет. То есть, те, кто работал по «белым», прямым, контрактам, они так же и продолжают работать. Но те, кто ввозил брендовые вещи, ту же кожаную обувь, уже не будут ее декларировать как обувь с пластмассовым верхом.
За какой период вы хотите сделать ввоз брендовых товаров легальным?
За полгода хотим бизнес вывести из тени. Проблема решается только открытостью декларирования. Если это брендовая вещь, то стоит и указывать, что производитель – не Индонезия, а Европа или Италия, и после этого без проблем растамаживать товар. Вчера проводили встречу с итальянскими авиаперевозчиками. Они не понимали, что мы хотим просто открытого декларирования, но мы встретились, поговорили – и нет проблем.
В чем же была причина, раз решить проблему помог всего лишь разговор?
Проблема в менталитете людей. Если на таможне человек по борьбе с контрабандой подходит к машине предпринимателя, они уже думают, что это чуть ли не «заказ», и что их хотят давить. Они не понимают, что каждый выполняет свою работу.
У многих бизнесменов, которые начинали работать в 90-х годах при неусовершенствованной законодательной базе, тот менталитет и остался: если он накрутил не 700%, а 500%, то уже считает, что его обокрали. У этих итальянских предпринимателей налоговая нагрузка, когда они пытались хитрить, была порядка 200-220 грн за килограмм. Сейчас мы их вывели на реальное декларирование: нагрузка на брендовые вещи, такие как Dolce & Gabbana или Louis Vuitton, выросла всего до 300 грн за килограмм.
Как собираетесь объяснять предпринимателям ваши новые правила?
Когда мы начали работать, бизнесмены боялись везти товары. Мы организовали встречу с бизнесом, рассказали о честных правилах игры: о том, что все декларируется, все показывается. Мы же со своей стороны будем ускорять таможенное оформление. Двери открыты с утра и до вечера – мы общаемся и даже сами зовем предпринимателей на встречи.
За тот месяц, когда немного изменились правила игры, ни одной конфликтной ситуации не возникло. Единственное, что приходится делать – это 2-3 раза проговаривать. Некоторые еще думают, что можно будет дешевле задекларировать товар на другой таможне – во Львове, Киеве, Одессе, но все каналы действуют по таким же правилам.
С каким количеством предпринимателей вы уже встретились?
Мы стараемся встретиться с крупным бизнесом, бюджетоформирующим. Каждый день встречаюсь. Может, через год скажу, что не со всеми встретился, или уже через месяц в приемной будет пусто.
Крупный десяток прошел через вас?
Крупная сотня прошла – это точно.
У вас немалый таможенный опыт общения с бизнесменами других городов Украины. Чем отличаются днепропетровские предприниматели?
В Днепропетровске очень многогранный народ, наблюдается странное присутствие всего спектра характеров. Я много объездил городов Украины, так вот – здесь очень многогранный народ, нельзя сделать определенный акцент.
План в 900 млн грн Днепропетровской таможне под силу?
План – это вопрос философский. К примеру, одна волосина – это мало, но в тарелке супа – много. Есть план, который надо выполнять, но который может корректироваться. Если придет груз – будут деньги в бюджет, если груза нет – не будет, какой бы план не рисовали. Сейчас идет небольшое брожение, которое уже успокаивается. Грузы начинают идти. К тому же, по ходу мы делаем реорганизацию: если видим, что оформление зависло на определенном этапе, то мы в ручном режиме усиливаем подразделения.
Как вы оцениваете работу вашего предшественника?
Я не знаком с ним. Человек пробыл на должности не очень много и не был системным человеком. Есть анекдот: на предприятие пришел новый руководитель и нашел три конверта. На первом написано «вскрой при первой проблеме», на втором – «вскрой при второй проблеме», и третий – соответственно. Наступила первая проблема. Руководитель открывает конверт и читает: «Вали все на меня». Вторая проблема, опять конверт – «Делай реорганизацию». Третья проблема, третий конверт - «Готовь 3 конверта». Я от этого ухожу: не хочу ни заготавливать конверты, ни валить на кого-то. Для меня нет проблемы, так как я не новый человек в таможенной системе
А что касается реорганизации – ее уже провели? Чего ожидать от вас сотрудникам?
Если сотрудник работал правильно и честно, то ничего нового не ожидать.
Много сотрудников поменяли?
Не поменял никого. На сегодняшний день временно провел ротацию среднего звена – руководители подразделений таможенного оформления, но это временно – на месяц. С целью профилактики.