ГоловнаІнтерв'ю

Посол Чехии в Украине: Украина находится в «черном» списке наших инвесторов

По словам Ярослава Башты, в Украине значительно ухудшились условия для инвесторов и иностранного бизнеса…

Посол Чехии в Украине: Украина находится в «черном» списке наших инвесторов

Дарья Перебейнос, ИА «НОВЫЙ МОСТ»

Посол Чешской республики в Украине посетил Днепропетровск с целью обсудить энергетическую безопасность. В Украину Ярослав Башта прибыл уже после получения 5-летнего дипломатического опыта в России и после председательства Чехии в Евросоюзе. Поэтому посол, как никто другой, может рассказать о том, почему к нам не хотят идти иностранные инвесторы и что мешает Украине созданию безвизового режима с Евросоюзом.

Не планируется ли в Днепропетровске появления чешского консульства?

Нет, потому что оно уже третий год существует в Донецке и обслуживает 7 областей, одна из которых – Днепропетровская. Именно этот город был выбран с экономической точки зрения, так как большинство чешско-украинских контактов приходится именно на Донецк.

В Луганске был открыт центр чешского языка и культуры. Не станет ли Днепропетровск следующим на очереди?

Это все впереди. Дело в том, что в Луганске центр чешского языка и культуры был открыт не государством, а большой организацией города Брно и благодаря долгосрочному сотрудничеству с Луганским университетом им. Даля. Мы уже обсуждали вопрос о том, чтобы что-то подобное было и в других городах. В Днепропетровске мы открыли центр евроатлантической интеграции, и, я надеюсь, будут и другие похожие проекты. Центр чешского языка и культуры откроем тогда, когда у нас найдутся для этого деньги, и это будет поддерживать посольство и Генеральное консульство. Я знаю, что Генеральный консул тесно сотрудничает с Днепропетровском.

Днепропетровск – студенческий город. Не планируется ли сотрудничество в сфере науки – обмен студентами, преподавателями, совместные обучающие программы и так далее?

У нас в Чехии такое сотрудничество полностью централизовано, то есть, обмен студентами - это не вопрос университетов, и не вопрос факультетов, а вопрос кафедр. Именно через договоренности кафедр университетов происходит сотрудничество. Еще один вопрос таких договоренностей – найти деньги, и, как показывает практика, больше расходует наша сторона. Часто бывает, когда при подобном научном сотрудничестве используются деньги Европейского союза. Для украинских студентов, как и для российских, Чехия очень интересна, так как студент, который сдает экзамен на чешском языке, получает бесплатное образование в наших вузах.

Отметили ли вы для себя какие-то определенные украинские вузы?

Я знаю, что наши вузы высоко оценивают, прежде всего, вашу техническую подготовку. Очень большой спрос есть на студентов математики, физики и подобных технических специальностей.

Чешские и днепропетровские предприниматели ранее договаривались о сотрудничестве, в частности, о поставках медицинского или пивоваренного оборудования. Можно ли ожидать в нашем городе появления чешского медучреждения или пивзавода?

Наши предприниматели обращаются в посольство в некоторых случаях: когда они хотят познакомиться с территорией, когда есть проблемы и нужно помогать, и когда уже успешно что-то открывается. В остальном многим они не делятся. Я знаю, что у наших чешских предпринимателей есть интерес к Днепропетровску. В этом городе уже есть хороший пример чешских инвестиций – здесь работает чешская страховая компания. И довольно часто в аэропорту я встречаю наших банкиров.

Жалуются ли чешские предприниматели на трудности ведения бизнеса в Днепропетровске и в Украине в целом?

В условиях кризиса есть проблемы практически у всех, поэтому нет смысла жаловаться. Нужно с этим просто справиться. Насколько я понимаю, в Днепропетровске у них были проблемы на этапе регистрации, помогла обладминистрация. Сейчас таких крупных проблем нет.

Охотно ли чешские инвесторы идут в Украину?

Сейчас опасаются идти – и это заметили практически все. В Украине во время кризиса значительно ухудшились условия для инвестора и для иностранного бизнеса. У меня сейчас будут разговоры с нашими инвесторами на тему нового украинского закона об инвестициях, когда вложенные инвестиции трансформируются из валюты сразу в гривню. Опасность в том, что гривня постоянно колеблется. На межправительственной комиссии у нас также обсуждался этот вопрос. В сентябре прошлого года мы заметили, что слишком много случаев, когда кредиты из Чешской республики просто были сорваны. Большинство кредитов Украине давал Чешский экспортный банк – единственный банк в Чешской республике. Они были застрахованы государственной страховой компанией. С начала кризиса стало понятно, что самый большой процент проблемных кредитов приходился на Украину. Это не всегда проблема экономики, а больше проблема ментальности, мол, есть кризис, значит, не надо платить. Рейтинг Украины у нашей страховой компании очень упал. Украина сейчас официально у нас в группе самого большого инвестиционного риска.

Что нужно Украине, чтобы выйти из «черного» списка чешских инвесторов?

Во-первых, политически улучшить инвестиционные условия. Во-вторых, просто соблюдать договоренности: прежде всего, оплачивать кредиты, полученные на очень выгодных условиях. Чешские предприниматели имеют интерес к вашей стране, так как видят в Украине возможность делать бизнес. Риск высокий и прибыль тоже высокая. Но то, что рейтинг Украины у наших страховых компаний упал – значит, что они не получают кредиты на свои инвестиции ни от коммерческих банков, ни от чешского экспортного банка. А без этого бизнесу не развиться.

По вашему мнению, что нужно сделать Украине, чтобы стать членом Евросоюза?

Нужно делать то, что сделали страны центральной и восточной Европы, которые вошли в Евросоюз. Чешская республика посмотрела на европейские стандарты и поняла, что применение их к нашей стране будет хорошо для нас самих, независимо от того, получится вступить в Евросоюз, или нет. Поэтому мы стремились привлечь много европейских и других инвестиций, чтобы интегрировать в Евросоюз не политически, а экономически. Когда здесь будет столько инвестиций, сколько их было в Чешской республике или в Венгрии, инвесторы подумают о сохранении своих капиталов, – а это легче всего будет сделать, войдя в Евросоюз.

В какой срок со своими проблемами может справиться Украина?

Сейчас это намного тяжелее, чем в 90-е годы, когда это делала Чешская республика. Сейчас кризис, но он тоже представляет возможности, которые нужно использовать. Самая большая проблема украинской экономики в том, что она тесно связана с политикой. У нас, как и у всех новых членов Европейского союза, бизнес полностью свободен, не зависим от политики и от государства. В Чехии, кроме 3-4 компаний, нет государственных предприятий.

Кому подвластно решение этого вопроса в нашей стране?

Политикам, и они об этом знают. Правда, только говорят, но никто ничего не делает.

Не планирует ли Чешская республика упростить визовый режим для Украины?

Согласно Шенгенского договора, самостоятельно мы решать ничего не можем. Я бы хотел привести в пример страны западных Балкан, которым в течение 2-х лет удалось дойти до безвизового режима. Прежде всего, они сделали паспорта с биометрическими данными. У вас появились новые паспорта, но без этих биометрических данных. То есть, нужно менять еще раз паспорта и вопрос даже не в том, что это будет стоить больших денег, а в том, что все это затянется на долгое время. Почему вы не начали с самого простого – делать новые паспорта согласно шенгенских условий? Почему подход ваших ведомств не таков, каков он у стран западных Балкан? Мы говорим об одном, вы – о другом. У нас один интерес, у вас – другой. Мы говорим о создании безвизового режима, вы – только об упрощении визового процесса. Мы бы их вообще хотели отменить, но для этого необходимо сделать много «домашней» работы, которую вы выполнять не хотите.

В этом году ваша фамилия фигурировала в скандале с заказом чешских виз по телефону. Что показало расследование этого дела?

Расследования не было. Это был скандал в прессе, главная цель которого была направлена на срыв всех колл-центров, так как это было невыгодно определенным людям. Много интересов было задействовано – и коммерческих, и политических.

Как вы оцениваете газовую политику нашего государства?

У всех сторон отсутствует прозрачность.

Пять лет вы были послом Чешской республики в Российской Федерации и уже два года аналогичную должность занимаете в Украине. В какой из стран вам работалось комфортнее?

Нельзя сравнивать. В Москву я приехал после нашего вступления в НАТО, когда отношения Чехии и России не были самыми лучшими. Речь шла о холодной дипломатической войне. При этом мне удалось не только наладить политические отношения, по и экономические связи. В Украине я хотел это повторить, но сейчас это сделать очень сложно. Для дипломата с россиянами всегда договариваться тяжело, но если договориться – все условия будут выполнены. В Украине же легче договориться, но тяжело получить результат, который был оговорен.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook