«Любите ли вы театр так, как люблю его я?..» - пожалуй, заслуженная артистка Украины, ведущая актриса Днепропетровского академического театра русской драмы имени Горького Илона Соляник уже получила право задавать этот вопрос, который в свое время адресовал современникам великий критик Белинский. Спрашивать об этом, не боясь быть при этом нескромным, позволяется далеко не всем служителям Мельпомены. Творческий путь нашей героини разрешает ей это. Как начинался данный путь, сколько жизней довелось прожить Илоне Соляник на сцене - об этом и многом другом накануне Международного Дня театра корреспондент «Вiстей» побеседовала с ведущей актрисой театра имени Горького.
Обошлось без табуреток
- Илона Геннадиевна, не раз приходилось слышать от известных актеров, что они пришли в профессию, без какой-либо длительной подготовки. А в Вашей жизни присутствуют судьбоносные случайности?
- Пожалуй, хотя в театральное училище я не забрела случайно, а пришла сюда с целью стать хорошей актрисой, что, надеюсь, и случилось. Уже не помню, когда созрело решение посвятить себя сцене, но явно не в младенчестве. По крайней мере, я не взбиралась на табуретки, чтобы прочесть с этой «сценической площадки» стихи или спеть песенку. Желание служить театру возникло уже в сознательном возрасте и, понятно, горит во мне и поныне. Что касается судьбоносных «случайностей», то, думается, судьба моей дочери может служить примером их влияния на нашу жизнь. Едва ли не выросшая за кулисами нашего театра Настя вовсе не хотела быть актрисой, что нас с мужем даже удивляло. «Хватит в вашей семье и двоих одержимых», - говорила дочь, намеревавшаяся посвятить себя журналистике. Но однажды Настя приняла участие в городском конкурсе красоты и вернулась оттуда не просто одной из победительниц, а очарованная атмосферой того таинства, которое зовется и единением с залом, и прекрасным лицедейством, и даже запахом. «Ну все, это случилось!» - сказали мы с мужем друг другу. «Это» - значит, великая, на всю жизнь, любовь к театру.
Путь домой
- Ныне в театре имени Горького служит уже целая династия - заслуженная артистка Украины Илона Соляник, актер и режиссер Александр Голубенко (супруг Илоны Соляник, - Прим. ред.) начинающие актеры Александр и Настя Плахтий. А Ваш внук Ванечка еще не выходит на сцену?
- Нет, но мы не исключаем, что это может скоро случиться. Вспоминаю, как Александр Юрьевич репетировал «Хануму», что-то объяснял нам, а Ванечка стоял рядом и, еще не умея говорить, жестами пытался донести до актеров дедовы указания. Было очень умилительно и потешно… Мы не будем вмешиваться в выбор внука, как и не вмешивались, например, в решение Насти и Саши по окончании театрально-художественного колледжа уехать на работу в черниговский театр. Дети хотели самостоятельности. Но, понятно, что и радость наша была безгранична, когда они вернулись домой.
- Домой… Вы имеет в виду театр имени Горького?
- А почему бы и нет. Я служу искусству здесь вот уже 30 лет. Этот юбилей пришелся на начало марта, и я благодарна коллегам, которые вспомнили об этой дате и поздравили меня с ней.
Роли как дети
- Можно ли подсчитать сыгранные Вами на этой сцене роли? Вы - одна из самых занятых в театре актрис.
- Количество ролей… Навскидку и не скажешь… Наверное, перевалило за пятьдесят.
- И все - словно любимые дети?
- Безусловно. В каждую вложена часть души, хотя роли были самые разные - и лирические, и характерные, и комедийные. Каждая потребовала работы - в большей или меньшей степени, но работы, ибо я безмерно уважаю своего зрителя и не приемлю халтуры. Считаю, что актер кончился, если, получив роль, он сразу знает, как ее играть.
Вечные темы
- Вы сами пытаетесь найти пьесу, роль для себя или полностью полагаетесь на волю режиссеров?
- Конечно, я думаю о ролях, которые могла бы сыграть и, верится, неплохо. Однако порой думается: мечта перестает быть мечтой, если она свершается. А без мечты жить тоскливо и обыденно… В нашем репертуаре присутствует классика - впрочем, потому и бессмертная, что поднимает вечные темы. Такова и пьеса Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты», которую мы, среди нескольких других, везем на гастроли в Киев. Режиссер постановки Жан Мельников увидел в Турусиной меня. Что ж, мне пришлось немало потрудиться над ролью, чтобы «представить ее в несколько ином виде», чем, например, показывает зрителям свою героиню Элина Быстрицкая. Прекрасно понимая, что наш зритель не хочет «замшелости» даже в классике, мы - и режиссеры, и актеры - пытаемся «адаптировать» и события, и своих героев к нынешнему времени, сделать их интересными, понятными, близкими нашим соотечественникам. «Современникам - о современности» - таков девиз и нашего театра. И, смею надеяться, у горьковцев получается следовать ему.
- Вот и Александр Голубенко тоже «осовременивает» классику в своих постановках.
- Да, и «Ханума», и «Женский ум и мужская наивность» и многие другие постановки Александра Юрьевича не копируют слепо литературный материал, а содержат интересные режиссерские решения. И я благодарна всем режиссерам нашего театра за то, что дают возможность творить и служить Театру так, как Он того заслуживает. Я благодарна и всем своим коллегам за то, что именно рядом с ними имею честь находиться на самом высоком пьедестале в мире - сцене.
Ольга Гречишкина, »Приднiпров‘я»