18 августа в пресс-центре ИА «МОСТ-ДНЕПР» состоялся круглый стол на тему «Эксперты расскажут, могла ли Украина поставлять двигатели для ракет Северной Кореи?».
В мероприятии приняли участие:
Генеральный директор «НПО «Павлоградский химический завод» – генеральный конструктор РДТТ Леонид Шиман;
Экономический эксперт Михаил Крапивко.
Леонид Шиман считает, что за ракетным скандалом стоят политические противники Трампа и Россия. «Скандальная публикация в The New York Times относительно вероятного использования двигателей, к изготовлению которых имеет отношение Южный машиностроительный завод, на северокорейских ракетах вызвала бурю возмущения и обвинений в адрес Украины. Секретарь РНБО Александр Турчинов назвал статью провокацией. На Южмаше заявили, что за 26 лет украинской независимости на предприятии не выпустили ни одного ракетного двигателя военного назначения.
Публикация во влиятельном американском издании The New York Times произошла через несколько дней после того, как Президент США Дональд Трамп подписал закон о санкциях, направленных против энергокомпаний европейского происхождения. Это такие компании, как: Eni, British Petroleum, Shell и другие. Эти компании работают на энергорынке России, участвуют в приватизации российских недр, в том числе и энергоперерабатывающих отраслей. Эти санкции касаются и американских компаний, которые владеют более 30% соответствующих предприятий в России.
Поэтому вторая часть политической элиты США, которая имеет отношение к данным компаниям, приступила к активным действиям. С помощью The New York Times произошел вброс фейковой информации, цель которой - обвинить Украину в поставках ракетных двигателей Северной Кореи, которая сегодня угрожает США. Посыл был следующим: показать, что США помогает стране, которая якобы торгует с ее противником.
В США идет борьба между двумя группами истеблишмента – противниками и сторонниками Трампа. И этим грамотно воспользовались в Российской Федерации. Леонид Шиман считает, что, возможно, именно там дали информацию «эксперта», на заявлениях которого и строилась статья в The New York Times.
В этой публикации говорится о том, что якобы Украины является производителем и поставщиком ракетных двигателей РД-250 в Северную Корею. Что такое РД-250 никто, кроме специалистов, не понимает. 4 таких двигателя стоят на ракете СС-18, более известной, как «Сатана». Это ракета весом 211 тонн, которая несла ядерный боезаряд весом 500-800 кг в космос на высоту 250-280 км. А в Северной Корее нам показывают ракеты 2-го поколения, которые работают на керосине и азотной кислоте. Они использовались в Советском Союзе на первых подводных лодках стратегического назначения. Они базировались в основном на Тихоокеанском флоте, потому что это был самый короткий путь до США. Соответственно, на этих подлодках не могла использоваться «Сатана», высота которой – около 35 м, а диаметр – 3 м. Ракетные двигатели, которые были на этих подлодках, создавались Институтом им. Макеева в г. Миасс Челябинской области. Они прослужили свою службу до конца 80-х годов, и после указа Михаила Горбачева в 1986 году должны были подлежать уничтожению. Но их утилизация в конце 80-х – в начале 90-х годов происходила во Владивостоке. И оттуда они могли спокойно переехать в Северную Корею. Сейчас по телевидению нам показывают, как в Северной Корее одновременно проводят пуск 5-6 ракет. Если они стоят на боевом вооружении, зачем такое расточительство? Ответ прост: таким образом утилизируют старые ракеты, которым более 50 лет. Они морально, физически и технологически устарели. А их демонстрационный пуск приносит Северной Корее определенные политические дивиденды.
Хотелось бы привести еще один аргумент относительно того, что РД-250 не могли использоваться в северокорейских ракетах. Их ракеты высотой около 9 м. Поставить в нее 4 двигателя РД-250 - это то же самое, что в «Запорожец» поставить двигатель от самолета. Даже один двигатель ее раздавит, не говоря уже о 4-х. Если все же умудриться их туда поставить, необходимо еще учесть мощность в 250 килотонн. Это 1,2 млн лошадиных сил. Если «Запорожец» начнет движения с 4-мя такими двигателями, он просто разлетится на заклепки», - сказал он», - сказал он.
Из всего этого можно сделать вывод, что экспертная информация для публикации в The New York Times была предоставлена профессионалами, но опубликована непрофессионалами, которые не понимают, о чем идет речь. И профессионалы эти, скорее всего, находятся в Российской Федерации, потому что ракету СС-18 до сих пор эксплуатирует Россия. Ее планируют снять с боевого дежурства только в 2020 году», - сказал он.
Генеральный директор ПХЗ обратил внимание на еще один момент, который большинство СМИ игнорирует. Это парады Ким Чен Ира на фоне складов ракет, в которых используются твердотопливные двигатели.
«Судя по внешнему виду и по форсу пламени, это двухступенчатые ракеты, работающие на низкоимпульсном твердом ракетном топливе без алюминия, - говорит Леонид Шиман. - Они были разработаны в Советском Союзе для передвижных ракетных комплексов «Пионер», «Пионер-1» - прототипа ракеты «Тополь М». Разработчиком этих ракет является Московский институт теплотехники, который сейчас создает проекты практически всех российских ракет стратегического назначения.
В 1986 году, когда стартовала программа «ОСВ-1», эти ракеты были утилизированы. Украина имела такие ракеты на боевом дежурстве в 43-й ракетной армии в районе Черниговской и Сумской областей. В 1989 году они были сняты и отправлены на ликвидацию в степи Казахстана, Астрахани, Оренбурга. Ракеты были утилизированы методом подрыва. Все или нет – история умалчивает.
В Корее эти ракеты появились последние 7-10 лет. Ровно столько же времени прошло с момента визита Ким Чен Ира в Россию, когда он 7 тысяч километров преодолел на поезде длиною в 26 вагонов. Что могли вывезти в этом поезде обратно, нужно спросить у российских властей. Не исключено, что это были элементы или целиком готовые ракетные комплексы, которые можно было бы использовать взамен устаревших жидкотопливных ракетных комплексов», - сказал он.
Руководитель Павлоградского химзавода Леонид Шиман уверен, что цель РФ – не дать Украине создать собственные виды высокоточного вооружения.
Сразу же после скандальной публикации в The New York Times российские СМИ устроили показательную порку Украине. В прайм-тайм вышли часовые программы, посвященные скандалу. Невозможно было за такое короткое время снять и смонтировать сколько роликов, посвященных ракетной теме. Это говорит о том, что этот информационный сброс готовился заранее.
Украине в этой ситуации нужно не оправдываться, а извлекать из этой ситуации пользу – рекламировать свои возможности, в том числе и в космической отрасли. Нужно сделать и определенные выводы. Если мы хотим быть сильным государством, у нас должна быть сильная армия, обеспеченная высокоточными видами вооружения. А это невозможно без ракетных двигателей. Если бы власти сделали соответствующие выводы и поставили на боевое дежурство ракетные комплексы, которые достают до территорий наших потенциальных противников, Украину гораздо больше бы уважали в этом мире. И друзья, и недруги. Потому что объективный разговор всегда ведут с сильным и равным себе», - сказал он.
Михаил Крапивко считает, что ракетный скандал – это часть стратегического плана по вытеснению Украины с рынка космических услуг. «Изначально Украину обвинили в незаконной поставке товаров двойного назначения Северной Корее. Именно так проходят в нашем законодательстве ракетные двигатели и все, что к ним относится. Следует отметить, что Украина давно присоединилась к Международным конвенциям по перемещению товаров двойного назначения. В Украине есть специальный орган, который контролирует перемещение из страны и в страну товаров, которые могут иметь двойное назначение. Таким образом, нас обвинили не только в поставке, но и в нарушении международных обязательств и контрабанде в военно-технической сфере. Но при детальном анализе в статье The New York Times обнаружились нестыковки, которые нивелировали эти обвинения.
Немного позже эксперт, который давал интервью изданию, изменил точку зрения и сказал, что, возможно, Украина продала Северной Корее не сами двигатели, а лишь конструкторскую документацию. И начался следующий виток скандала.
Но здесь возникает вопрос: можно ли, имея на руках лишь документацию, быстро наладить производство ракетных двигателей? Как считают специалисты, это нереально. Для данного производства необходимы станки, изготовление и перемещение которых контролируется всем миром. То же самое касается и спецсырья.
Несмотря на опровержения информации со стороны Украины, в США все же собираются создать специальную комиссию, которая приедет с проверкой на наши предприятия космической отрасли», - сказал он.
Эксперт отметил, что из-за скандала Украина может потерять возможность создания новых видов ракетных вооружений.
«Давайте вспомним многообещающий международный инвестиционный проект Alcantara Cyclone Space, предусматривающий коммерческие запуски с бразильского космодрома Алкантара с помощью украинской ракеты-носителя Cyclone-4. Бразилия брала на себя инфраструктуру на космодроме, расположенном близ экватора в штате Мараньян, а Украина обещала построить ракету-носитель и стартовый стол. Предполагалось, что с помощью Cyclone-4 спутники будут выводиться на околоземные низкие и средние орбиты. Но в 2015 году Бразилия в одностороннем порядке отказалась от проекта. Предлогом послужили якобы протесты индейцев против вырубки джунглей на том месте, где деревья уже давно были вырублены. В результате Украина претерпела колоссальный ущерб. Сейчас же идет речь о том, что на космодроме Алкантара будут базироваться российские ракетоносители.
Идет плавное вытеснение Украины с рынка космических услуг. Свою роль в этом сыграл и новый ракетный скандал с обвинениями в поставке ракетных двигателей Северной Корее. Потому что РД-250 – это очень старая разработка. Таким образом делается акцент на низком технологическом уровне космического производства в Украине. Второй момент – создание разного рода комиссий и проведение расследований, которые однозначно затормозят развитие отрасли. Все страны, которые поставляли оборудование в рамках космического сотрудничества с Украиной, вынуждены будут его прекратить, пока не станут известны результаты этих проверок. При этом у Украины есть определенные обязательства в части космоса. Например, европейский проект «Вега», американский «Орбитал». Если поставки прекратятся, Украина нарушит свои обязательства и вылетит с рынка.
Кроме того, Украина потеряет возможность создания новых видов ракетных вооружений. В связи с АТО у нас начали появляться и выводиться на мировые рынки новые образцы вооружения, которые очень конкурентноспособны. Например, ПТРК «Стугна-П». Ракетный скандал может и здесь сыграть свою негативную роль», - сказал он.