В Украине ввели возможность банкротства для физических лиц. Как это повлияет на рынки кредитования и другие части экономики

25 октября в пресс-центре ИА «МОСТ-ДНЕПР» состоялась пресс-конференция на тему «В Украине ввели возможность банкротства для физических лиц. Как это повлияет на рынки кредитования и другие части экономики».

В мероприятии принял участие:

Экономический эксперт Михаил Крапивко;

Президент Ассоциации «Днепровский банковский союз» Владимир Косюга;

Глава отраслевого совета участников рынка недвижимости в Днепропетровской области Сергей Логутенко; 

Управляющий партнер Адвокатской фирмы ПАКС Станислав Лифлянчик.

Станислав Лифлянчик отметил, что опасения украинцев по поводу того, что их будут банкротить без их желания, не обоснованы.

 «Как известно, недавно Верховная Рада Украины приняла очень интересный нормативный акта – Кодекс Украины по процедурам банкротства. В основном все разговоры сейчас роятся вокруг банкротства физических лиц, так как это, по сути, революционная норма, которой ранее не было.

Опасения граждан по поводу того, что их будут банкротить без их желания, на право и на лево все кому не лень, не обоснованы. Эти опасения также не находят своего подтверждения в данном кодексе, так как он прямо устанавливает, что заявление о банкротстве физического лица – должника может подать исключительно само физическое лицо – должник.

Возьмем, например, одну из самых распространенных ситуаций.

Долларовый кредит 2006 года. Прошли два кризиса 2008 и 2014 года. Кредит гражданин отдать не имеет возможности, так как его размер вырос в десятки раз. Банк выиграл дело о взыскании задолженности, получил решение, исполнительный документ, открыл исполнительное производство. Исполнитель нашел у гражданина все, что мог. Машину, дачу, зарплату, другие имущественные ценности. Все реализовал, однако средств все равно не хватило, чтобы погасить долг. В результате должник остался без ничего, да еще и с непогашенным долгом. Начинается взыскание с зарплаты или пенсии. И все эти деньги на протяжении нескольких лет уходят как «вода в сухую землю». При этом должник не может ни денег отложить, ни купить на себя что-либо, ни бизнес открыть, ничего. 

В таком и подобном этому случае банкротство – это выход. 

Должник обращается к специалисту (адвокату или арбитражному управляющему). Он помогает и сопровождает оформление ряда документов и проведение ряда процедур. После подается заявление в суд.

Далее назначается арбитражный управляющий. Это то лицо, которое будет распорядителем средств должника и которое будет вести всю процедуру до конца в суде. 

Для банков и других кредиторов это так же выгодно. Поскольку, во-первых, исполнительные производства могут быть сдвинуты с мертвой точки.

Во-вторых, участвуя в банкротстве как кредиторы, у них появляется больше шансов в короткие сроки и, не гоняясь за должником, получить, наконец-то свои деньги.

Я считаю данную новеллу однозначно позитивной. 

На данный момент мы уже взялись за изучение обновленных процедур банкротства, в том числе и банкротства физических лиц. Так что, как только кодекс вступит в силу, мы сможем вывести на рынок юридических услуг новый продукт, новую услугу», - сказал он.

Станислав Лифлянчик сообщил, что, согласно новому Кодексу о процедурах банкротства, законодатель расширил запрет на реализацию жилья должников.

 «Мораторий по старому закону (Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті):

1. Протягом дії цього Закону:

1) не може бути примусово стягнуте (відчужене без згоди власника) нерухоме житлове майно, яке вважається предметом застави та/або предметом іпотеки, якщо таке майно виступає як забезпечення зобов’язань громадянина України (позичальника або майнового поручителя) за споживчими кредитами, наданими йому кредитними установами - резидентами України в іноземній валюті, та за умови, що:

таке нерухоме житлове майно використовується як місце постійного проживання позичальника/майнового поручителя або є об’єктом незавершеного будівництва нерухомого житлового майна, яке перебуває в іпотеці, за умови, що у позичальника або майнового поручителя у власності не знаходиться інше нерухоме житлове майно;

загальна площа такого нерухомого житлового майна (об’єкта незавершеного будівництва нерухомого житлового майна) не перевищує 140 кв. метрів для квартири та 250 кв. метрів для житлового будинку.

Через шесть месяцев с момента опубликования вступит в силу Кодекс по процедурам банкротства, который предусматривает следующие нормы относительно такого же имущества:

ч. 6 ст. 131, До складу ліквідаційної маси не включається житло, яке є єдиним місцем проживання сім’ї боржника (квартира загальною площею не більше 60 квадратних метрів або житловою площею не більше 13.65 квадратних метрів на кожного члена сім’ї боржника, чи житловий будинок, загальною площею не більше 120 квадратних метрів) та не є предметом забезпечення, а також інше майно боржника, на яке згідно з законодавчими актами України не може бути звернено стягнення.

Так что, законодатель наоборот расширил запрет на реализацию жилья должников. Теперь, если должник уходит в процедуру банкротства (что, по сути, логично в том случае, если он не может рассчитаться со своими долгами), его единственное жилье останется неприкасаемым», - отметил эксперт.

Михаил Крапивко считает, что введение банкротства физлиц в Украине может привести к очередному пересмотру тарифов на ЖКХ.

 «Сейчас пенсия 1400 грн, а за квартиру зимой нужно заплатить только за отопление 1500 грн. Накопили долгов, через банкротство их списали. Как это дальше скажется? Те же газо-, тепло и прочие поставщики тут же подают на пересчет своего тарифа, где указывают по-новому сформированный резерв сомнительных долгов, которые должен покрыть тариф, то есть, те, кто услуги еще оплачивает. То есть, в результате введения в действие нового кодекса о процедурах банкротства мы получим волну удорожания коммунальных тарифов», - сказал он.

Владимир Косюга отметил, что банки в целом одобрительно относятся к новому кодексу о процедурах банкротства, поскольку он делает отношения с заемщиками более формализованными.

 «Кризисы и девальвация национальной валюты показали, что большинство заемщиков были не в состоянии возвращать взятые в кредит деньги. Новый кодекс, я думаю, грозит ужесточением кредитных процедур. Поскольку недобросовестные заемщики могут попробовать брать дорогостоящие кредиты, объявлять себя банкротом и не отдавать их. Так что, банки теперь будут более внимательно относиться к предмету залога и целям, на которые берется кредит», - сказал он.

Владимир Косюга считает нонсенсом то, что теперь споры о банкротстве будут рассматриваться в Хозсуде. «Это приравнивает физлица к юридическим», - сказал он.

Сергей Логутенко посоветовал заемщикам обратиться в банковские учреждения и к юристам, чтобы проконсультироваться, как им лучше поступить в связи с принятием нового кодекса о процедурам по банкротству. «У вас еще есть почти полгода, пока документ вступит в силу», - сказал он.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook