Дарья Перебейнос для ИА «Новый мост»
Армянская блокада?
Въезд в город-«герой» Марганец ожиданий не оправдал: нет ни блокпоста, ни служебных собак, ни «беркутовских» патрулей . Документы, специально взятые в дорогу, так и остаются лежать на дне сумки. Чем дальше вглубь Марганца, тем больше задаюсь вопросом – а происходило ли здесь вообще что-нибудь?Ведь не природой же любоваться пригнали сюда сотню бойцов «Беркута». А вот и они самые: у входа в центральный рынок на дверях двух джипов повисло шестеро ребят в «пятнистых» жилетах. Увлеченно общаются между собой и совсем не обращают внимания на проезжающие мимо машины. Документы снова остались невостребованными…
Едем дальше - к месту жительства подруги, которая пригласила меня в гости на один марганецкий день. Недалеко от центра, в районе частного сектора по ул. Франко, вижу мужчину 33-35 лет, ремонтирующего грузовик. «О, это Манухов», - говорит мне подруга. «Тот самый Мануков, которого считают зачинщиком смертельной драки, живет на вашей улице?», - переспрашиваю я. «Да не Мануков, а Манухов – мы с детства его зовем дядя Андрей. Сейчас на него пытаются повесить все обвинения, мол, он и зачинщик, и главный хулиган возле больницы… а вообще он очень хороший рыбак», - закончила возмущаться подруга. Я выхожу из машины и направляюсь к Манухову, но прямо перед диктофоном «Нового моста» рыбак-драчун садится в машину и уезжает. «А здесь живет армянская семья – единственная на нашей улице, - продолжала экскурсию подруга, - глава семьи, Гарик, никогда не отказывал в помощи ни нам, ни другим соседям. А сейчас не видно ни Гарика, ни его жены, ни сына. Может, уехали из-за случившегося, а может, просто не выходят из дома».
Официантские страдания
Следующая остановка – кафе, в котором и произошла злосчастная потасовка. Поднимаюсь на второй этаж и пока не знаю, как завести разговор с официантками, ведь за неделю их здорово достали все – и местные, и журналисты, и милиция. Решено не изощряться и просто побыть клиентом. Пожалуй, решение, как никогда, верное: разговор с официанткой Женей и ее мамой завязался сам собой. Вскоре довелось услышать очередную версию, согласно которой зачинщиками были около 30-ти марганецких дзюдоистов, которых не смог утихомирить тренер. «В соседней компании было только два армянина и украинская семья – муж, жена и 10-летняя девочка. Скажите, как могут два армянина выступить против целой кучи пьяных дзюдоистов тем более с наличием в компании ребенка и женщины, - удивляется Женя. – Тяжело понять, кто кого подрезал в толпе дерущихся людей».
Больше всего официанток достали журналисты. «Когда приезжают папарацци, мы сразу закрываемся и не выходим. Больше всех поразил телеканал «Интер», журналист которого очень нагло себя вел: возмущался, что мы просто обязаны ему все рассказать, а после по-хамски требовал бесплатно его покормить… Больше мы с журналистами не общаемся», - делает вывод Женина мама. Оглядываюсь – в зале ни единого клиента. «Потому что день?», - интересуюсь я. «Потому что боятся, - уточняет Женя. – После этих событий к нам клиенты совсем не приходят. Так, заезжают посмотреть на «прославившееся» место, на том интерес и заканчивается. Все из-за того, что раздули непонятно что, какие-то этнические конфликты приплели. Причем здесь они ? Явно кому-то выгодно было, а мы страдаем».
С «пятнистыми» о жизни
«Не раздражают тебя «беркутовцы», - спрашиваю таксиста на обратном пути, увидев патрульную машину возле автовокзала. «Да нет, они вреда не причиняют. Не нравится только то, что они «рябят» на каждом
Как оказалось, бойцов в Марганце не 100, а всего 60, остальные покинули город в начале недели. Но, работы, тем не менее, хватает. «Армян охраняем, жителей местных, с наркотиками здесь разобраться нужно, с хулиганьем всяким - вот нас на месяц и оставили», - объясняет боец. «А кто бедокурит в основном – армяне или украинцы?», - не успокаиваюсь я. «Наркота – у украинцев, на армян много чего думают из-за того, что неизвестно, где они тут работают. А они все в Никополь ездят работать», - откровенничает силовик.
Ближе к центру вся «прелесть» провинциального городка чувствуется все сильнее: подходят жители с вопросами, действительно ли я журналист, и на мое утвердительное «да», говорят, что знают всю правду о случившемся. Мол, убитый милиционер должен был через месяц жениться, и девушка его беременна… армяне планировали убийство заранее, так как месяц до трагедии милиционер присутствовал на изъятии наркотиков у кого-то из лиц армянской национальности и теперь с ним просто расквитались…власти и милиция «крышевали» и получали часть денег от наркобизнеса… Кстати, с последним утверждением согласны все марганчане, с которыми пришлось в этот день встретиться. Люди надеются, что новый начальник Марганецкого УВД, который занимает эту должность не больше месяца, положит этому край.
Послесловие...
Перед отъездом встречаюсь с киевским коллегой – он только приехал в Марганец для личного выяснения всех обстоятельств. «Ну, что, разобралась, кто виноват?», - задорно спрашивает журналист. «Может, у тебя это получится лучше», - отвечаю я, и искренне желаю ему удачи. А документы у меня так никто и не проверил…