Наталия Рекуненко для ИА «НОВЫЙ МОСТ»
«Евпатории 2500 лет» – эта надпись при въезде в крымский город была одним из самых удивительных моих открытий этого лета. Оказывается, евпаторийцы считают точкой отсчёта истории своего города конец VI века до нашей эры, когда высадившиеся на черноморское побережье древние греки основали поселение Керкинитида. В ІІІ веке его разрушили готы, в ХІІІ-м на месте античного городка, о котором уже все забыли, обосновались татары, а ещё два века спустя на этой территории турки построили крепость и назвали ее вместе с городом Гёзлёв. В конце ХVIІІ века, когда Турция уступила Крым Российской империи, город переименовали в Евпаторию.
Однако нынешние евпаторийцы решили вести летоисчисление своего города не с середины его истории, а с самого начала. И в этом жители Евпатории кардинально отличаются от жителей Днепропетровска.
Запутанная предыстория
До 1970-х днем основания нашего города считалось 9 мая 1787 года – в этот день Екатерина ІІ, совершавшая путешествие в Крым, остановилась на возвышенности напротив Монастырского острова и якобы провозгласила: «Место сие имеет вид приятного обиталища. Здесь и быть городу и соборному храму Преображения Господня». Но на самом деле город, который любовник царицы Григорий Потёмкин намеревался сделать третьей столицей Российской империи, уже существовал на карте.
С 1777 года Екатеринослав пытались построить на пересечении Самары и Кильчени, однако вскоре выяснилось, что это место непригодно для жилья из-за частого разлива рек, и в начале 1784 года Екатерина ІІ повелела: «Губернскому городу под названием Екатеринослав быть по лучшей удобности по правой стороне реки Днепра у Кайдака», а Екатеринослав І перенести на более возвышенное место и «наименовать уездным городом Новомосковск».
Примерно в 1975 году на высшем уровне было решено считать датой основания Днепропетровска 1776 год. Официальное объяснение было следующим: сотрудник Днепропетровского исторического музея Г. Шевченко нашёл в Центральном Государственном архиве документы, говорящие о начале строительства города в 1776 году.
Неофициально же многие местные историки и краеведы признают: в 1976 году город на Днепре пышно отметил своё 200-летие только потому, что в том же году праздновал своё 70-летие уроженец Днепропетровщины, генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев - кому-то очень хотелось потешить “дорогого Леонида Ильича” и совместить два важных для него юбилея, под которые он получил свои очередные государственные награды.
В том же 1976-м вышел сборник документов по истории Днепропетровска, где и были опубликованы материалы, якобы обосновывающие 1776 год как дату его основания. Ни о каком начале строительства нашего города в них речь не идёт – 1776-м годом датируются всего лишь рапорты “об изготовлении проекта и составлении смет” на возведение Екатеринослава на реке Кильчень.
Комплекс неполноценности
Впрочем, ни 1787-й, ни 1784-й, ни 1777-й и уж тем более ни 1776 год не являются реальной датой основания Днепропетровска. В этом убеждены сотни горожан: историки, краеведы, журналисты, библиотекари, учителя, предприниматели, студенты, пенсионеры, глубоко интересующиеся историей города.
Один из наиболее авторитетных днепропетровских краеведов Валентин Старостин после нескольких лет изучения истоков нашего города пришел к выводу: советские, а затем и украинские историки продолжили традицию своих имперских предшественников - считать, будто освоение земель современного Юга Украины начала Екатерина ІІ, и закрывать глаза на существовавшие до нее казацкие слободы и города. «Екатеринослав основывался по петербургскому шаблону, но, в отличие от Петербурга, он не стал ни столицей, ни просто приличным городом. И первым историком местного края Гавриилом Розановым был заложен у нашего города гигантский комплекс неполноценности: здесь ничего не было, и ничего, в принципе, не получилось. Но город был основан не на пустом месте, и Екатеринослав является продолжением более раннего периода истории данной местности», - говорит Старостин.
Такого же мнения придерживается и доцент Днепропетровского национального университета им. О.Гончара Олег Репан: “Говорить об отсутствии связи между казацкими поселениями и Екатеринославом мы могли бы с вами только в одном случае: если бы обвинили Екатерину ІІ в геноциде, в том, что она сюда пришла, вырезала все население и привезла сюда новых людей. Очевидно, мы вынуждены защитить Екатерину и сказать, что мы имеем разные этапы развития нашого города: казацкий, имперский, советский и этап независимой Украины. Мы только обогатимся, если будем знать свою историю комплексно”.
В прошлом году Старостин, Репан и архитектор Харлан издали свой совместный научный труд: “Палімсест. Коріння міста: поселення ХVI-ХVIІІ століть в історії Дніпропетровська”, в котором на основе фактов убедительно доказывают, что “У територіальному та адміністративному плані Катеринослав Дніпровський є правонаступником повітового міста Новий Кодак, від якого було отримано повітові установи, певні елементи міської влади та територію міського округу… Ігнорування ролі м.Новий Кодак в історії Катеринослава-Дніпропетровська пов’язане не з об’єктивними обставинами, а з потужною пропагандистською кампанією, яка розпочалася ще у 1780-х рр…”.
Сопротивление
Молодые исследователи местной истории, объединившиеся в общественную организацию «Институт Украиники», в 2008 году, собрав подписи сотен единомышленников, обратились в горсовет с просьбой пересмотреть дату основания Днепропетровска. Но, поскольку ни в горсовете, ни в горисполкоме штатных историков нет, письмо перекочевало на рассмотрение в исторический музей, откуда и последовал категорический ответ: год основания города - 1776-й (и было бы удивительно, если бы музейщики вдруг согласились с тем, что более 30 лет назад их коллега Г.Шевченко был неправ). Причина отказа считать Новый Кодак истоком Днепропетровска называется следующая: генетически это поселение не связано с Екатеринославом.
Но ведь Екатеринослав до 1917 года и Екатеринослав советский – тоже идеологически немного разные города. А уж Днепропетровск от Екатеринослава отличается кардинально, так, может, стоит назначить дату основания Днепропетровска 1926 год, когда город переименовали?
Почему евпаторийцы, среди которых есть и турки, и татары, и украинцы, и русские, ведут свою историю с идеологически далёкого древнегреческого Керкинитида, а днепропетровцы, связь которых с запорожцами несомненна, безразличны к казацкому периоду истории своего города?
Окончательная дата
Уже на примере двух городов – нашего и Евпатории – видно, что нет единой методики определения даты зарождения населённых пунктов. Одни города ведут своё летоисчисление от приказа об основании, другие – от первого упоминания в исторической литературе, третьи – от первого поселения на их территории, четвёртые – от первого постоянного поселения.
В последние годы называются разные “кандидаты” на новую дату основания Днепропетровска: 1635 год – строительство первой крепости Кодак, 1645 год - первое упоминание в документах Нового Кодака, 1770-е годы – основание слободы Половица (занимала территорию современного центра Днепропетровска) и даже Х-ХІ века – существование Игренского города, что подтверждается археологическими находками. И по большому счёту, любая из этих дат может быть принята за точку отсчёта днепропетровской истории - всё зависит от того, сторонники какой версии окажутся более убедительными и настойчивыми в борьбе за торжество исторической правды.
А пока же людям, отказывающимся смотреть на историю нашего города глазами имперских или советских летописцев, ясно одно – в 2009 году Днепропетровску исполнилось отнюдь не 233 года!