Дмитрий Бондаренко, ИА «Новый мост»
Когда во время последнего визита в Днепропетровск Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко на встрече с пострадавшими от взрыва газа в доме по улице Мандрыковской, 127, спросила их о претензиях к властям, в ответ прозвучала лишь одна просьба — присвоить жильцам статус пострадавших в техногенной катастрофе. О компенсациях за утраченную жилплощадь никто из жильцов не думал. Однако недавно группа пострадавших выступила с неожиданным заявлением – они потребовали разрешить им построить новый дом на месте разрушенного. >>>
Необходимость такого шага жильцы мотивируют затянувшейся волокитой с выделением им участка под строительство жилья и слухами о готовящемся заселении двух уцелевших подъездов. По их словам, новым владельцам этого жилья якобы уже выдали временные ордера на квартиры. Возмущенные жильцы потребовали разрешить им снести останки строения и на его месте построить новый 2-подъездный 12-этажный дом, в котором будут жить 94 семьи. Они даже нашли организацию, которая разберет здание бесплатно, в обмен на стройматериалы, из которых оно состоит.
В эксклюзивном интервью ИА «НОВЫЙ МОСТ» вице-мэр Сергей Карпенко, курирующий юридические вопросы, категорически опроверг подобные слухи. «Это бред, пусть докажут, что дом готовится к заселению. Пусть напишут нам официальный запрос, и мы дадим им официальный ответ о том, что это не так», - заявил Сергей Карпенко.
По его словам, дом до сих пор находится на балансе ОСМД «ЖСК №414». Поскольку он не является собственностью территориальной громады города, власти не имеют права распоряжаться этим жильем. «Как могут выдавать ордера на собственность, которая не принадлежит городу? Кроме того, дом находится в аварийном состоянии», - пояснил Сергей Карпенко.
Он подтвердил то, что жильцам действительно предлагалось передать дом на баланс Жовтневого района, чтобы власти получили возможность финансирования его содержания. «Дом нужно охранять, делать в нем ремонт, а мы пока не можем потратить на эти цели ни одной копейки из бюджета», - сказал Сергей Карпенко. Напомним, ранее речь шла о создании в уцелевших подъездах после их ремонта общежития переселенческого фонда.
О вновь созданном после трагедии кооперативе «Мандрыковская, 127» вице-мэр ничего не слышал. Между тем его председатель Лилия Шаповалова утверждает, что жильцам компенсировали лишь стоимость квадратных метров самого жилья, а инженерные сети, лифты, подвалы и т. д. - нет. Спорный вопрос — земля, на которой стоит дом. Шаповалова утверждает, что участок арендован на 15 лет, и члены кооператива вправе претендовать на него.
«Им компенсировали стоимость жилья из расчета $2 тыс. за квадратный метр, а ведь далеко не все квартиры в этом доме могли быть проданы по такой цене», - заявил Сергей Карпенко, намекая на чрезмерные аппетиты жильцов. «Что же касается земли, то она принадлежит городу и находилась в пользовании у кооператива.
Впрочем, независимый юрист Юрий Лосев считает, что в данной ситуации жильцы вправе требовать компенсации не только стоимости квартир, но и доли в инфраструктуре дома. «И по старому, и по новому законодательству членам ЖСК принадлежат не только сами квартиры, но и чердаки, техэтажи подвалы. Исключение составляют водо- и канализационные коммуникации, которые находятся на балансе горводоканала», - пояснил юрист. Что же касается земельного участка, тот тут городские власти правы — вся земля принадлежит городу и может быть лишь арендована на длительный срок.
Напомним, жильцы дома №127 по улице Мандрыковской, желающие и дальше жить вместе дружной семьей, подыскали себе участок размером в 23 сотки под строительство нового дома в районе Химико-технологического университета. Однако, несмотря на обещания Президента Украины Виктора Ющенко и премьер-министра Юлии Тимошенко выделить землю без проволочек, по прошествии полугода земля пострадавшим до сих пор не выделена. Руководство вуза готово пойти навстречу и отдать им землю, но при условии компенсации участка. Городские власти согласились с требованиями вуза. По словам вице-мэра по вопросам строительства Александра Афанасьева сейчас вопрос решается и оснований для паники нет. «Кто-то крикнул: «Пожар!», и я думаю, что крикнул преждевременно», - пояснил Афанасьев.
Главная претензия жильцов — дескать, за 6 месяцев решение о выделении им земельного участка утратило силу — вице-мэр считает безосновательным. «Договор с землеустроительной организацией, которую жильцы, кстати, выбрали сами, они заключили. Городские власти даже рассматривают вопрос, чтобы оплатить работы по землеотводу. Так, что все в порядке», - успокоил общественность Афанасьев. На вопрос, когда жильцы могут рассчитывать на сдачу дома в эксплуатацию, вице-мэр отвечает другим вопросом: «А рабочий проект дому уже есть? Если он есть - пусть начинают строить».
В отличие от отвода земли, проектирование нового дома не в компетенции городских властей, отметил Александр Афанасьев. Этим вопросом должны заниматься сами пострадавшие. Но парадокс заключается в том, что жильцы, неуверенные в положительном решении земельного вопроса, не хотят вкладывать деньги в проектные работы, стоимость которых, заметим, немаленькая — 2,5 млн грн. Таким образом, круг замыкается на проблеме что первично — земля или проектирование? Похоже, она в данной ситуации неразрешима также, как и философская дилемма о курице и яйце.
Заметим, далеко не все пострадавшие от взрыва жильцы согласны вернуться на место трагедии. «Когда я узнала о выделении участка земли под строительство, сразу засомневалась в том, что он действительно будет выделен. На полученные в качестве компенсации деньги я купила квартиру на левом берегу. Я не смогла бы жить на месте, где погибло столько людей», - рассказала ИА «Новый мост» жительница 4-го подъезда дома №127 по улице Мандрыковской Виктория Халецкая.
По словам Сергея Карпенко, вопрос решения судьбы жильцов дома на контроле у мэра Ивана Куличенко. Однако даже в этом случае нет гарантии, что он решится идеально. В частности, в успех землеотвода уже мало кто верит. И это касается не только жильцов. «Поначалу, когда нам сказали, что выделят участок у нас конкурс был. Все строительные организации предлагали свои услуги. Когда же они поняли, что нам ничего не дали, все куда-то пропали...», - отметила Лилия Шаповалова.
Однако, похоже потеря интереса строительных компаний к пострадавшим от взрыва не связана с их конкретной проблемой. Как стало известно ИА «НОВЫЙ МОСТ» из неофициальных источников в строительных кругах, общая активность на строительном рынке в последние месяцы снизилась из-за усложнений процедуры землеотвода, введенных правительством.