ГоловнаІнтерв'ю

Прошли революции, войны, майданы, кризисы. Живем, - директор ПХЗ Леонид Шиман (ИНТЕРВЬЮ)

Интервью с генеральным директором Павлоградского химического завода...

ИА «МОСТ-ДНЕПР» запускает цикл материалов, в которых будет идти речь о судьбах работников ГП «Павлоградский химический завод». В первом пойдет речь о генеральном директоре - главном конструкторе ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ), докторе технических наук, член- корреспонденте НАН Украины Леониде Шимане.

После 8-го класса поступил в техникум, затем – Казанский химико-технологический университет, где будущий руководитель крупнейшего оборонного предприятия должен был получить красный диплом. Но помешал научный коммунизм, а точнее – «четверка», выставленная по экзамену. С кандидатской дипломной работой тоже не срослось: отсутствие прописки «перевело» Леонида Шимана в Павлоград, где он устроился работать экспедитором товарно-транспортного цеха химического завода. Впоследствии был повышен до помощника мастера, замначальника цеха, главного технолога и главного инженера.

Леонид Шиман занимая руководящие должности, не состоял в Коммунистической партии, что в те времена было несовместимо. После распада СССР, будучи инженером, по полтора года жил без зарплаты, периодически получая ее зубной пастой или клеем.

Последние 17 лет Леонид Шиман занимает должность генерального директора Павлоградского химического завода и называет себя «Бабой Ягой» предприятия. Главным требованием к своим сотрудникам предъявляет физическое и психическое здоровье. Не относит себя к категории топ-менеджеров и не понимает кто они и зачем нужны.

О работе, которая нравится, но отбирает время для семьи, Леонид Шиман рассказал в эксклюзивном интервью ИА «МОСТ-ДНЕПР».

«В ШКОЛЕ УЧИТЬСЯ БЫЛО НЕКОГДА, СО СРЕДНИМ БАЛЛОМ 3.0 – ПОПРОСИЛИ НЕ ПОРТИТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ И ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ»

В 8-м классе меня выгнали из школы, попросили не портить успеваемость школы средним баллом «3.0». В то время я одновременно учился в двух ДЮСШ, занимался спортом.

«ХОТЕЛ В ПТУ, А СЛУЧАЙНО ПОПАЛ В УНИВЕРСИТЕТ»

Со средним баллом «3.0» не берут в техникум, поэтому я пошел в ПТУ. Друзья уговорили сдать экзамены по русскому языку, который я, кстати, впервые в жизни я написал на 4. Так случайно поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка Сумской области. Потом поехал посмотреть, как моя будущая жена проводила время на подготовительных курсах. Там меня опять уговорили сдавать экзамены в Казанский химико-технологический университет. Думал, что буду сдавать математику, а первый экзамен оказался по химии. Сдал его хорошо, и поэтому пришлось сдавать остальные. Если честно, в университете мне не нравились никакие предметы, потому что на лекции я не ходил почти, но экзамены сдавал хорошо, т.к. продолжал заниматься спортом и выступать в народном театре миниатюр «Спецсмех».

«НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ ОТОБРАЛ КРАСНЫЙ ДИПЛОМ»

Я даже мог получить красный диплом, но из-за экзамена по научному коммунизму у меня это не получилось. На этом предмете нужно было показать свои знания в области политэкономики, в области знаний трудов Сталина и Ленина, знать, как формировался коммунизм, Коммунистическая партия. Так вот на экзамене я начал спорить с экзаменаторами, что социализм построен не Сталиным в 1936-37 годах, как написано в учебниках, а во время Хрущева в 1954-56 годах, когда присоединились к социализму и другие восточно-европейские страны. Мне сказали «иди отсюда, чтоб мы тебя не слышали» и поставили «4». Четверки по научному коммунизму, государственному экзамену, достаточно для того, чтобы тебя лишили красного диплома.

«РАБОТАЯ ИНЖЕНЕРОМ, ЗАРПЛАТУ ПОЛУЧАЛ ПЕРИОДИЧЕСКИ. ЗУБНОЙ ПАСТОЙ И КЛЕЕМ»

Должен был защищать дипломную работу в виде кандидатской на кафедре в университете, но не было прописки, пришлось уехать, переехал в Павлоград. На тот момент у меня уже было двое детей. На Павлоградский химзавод я пришел экспедитором товаро-транспортного цеха. Месяца 2-3 я так проработал. Потом около месяца работал стажером мастера, потом мастером.

Нашему заводу уже 87 лет и мы живем. Прошли революции, войны, майданы, разделение стран, кризисы, а мы живем. Да, было тяжело в некоторых моментах. Я, будучи инженером, не получал зарплату по 12-18 месяцев. Точнее получал ее зубной пастой, клеем, краской, шел на базар продавал их – были такие времена 20 лет назад.

«ЦЕХОМ РУКОВОДИЛ ВНЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»

В комсомол меня приняли, в связи с тем, что я был двоечником в школе, на 3-м курсе университета выгнали за неуплату членских взносов. Жалко было: все студенты платили 10 копеек, а мне нужно было 100 рублей, а стипендия была 75 рублей, просто я подрабатывал, и нужно было 10% отдавать в комсомольские взносы. В Советском союзе невозможно было работать на ответственной должности, если ты не член коммунистической партии. А я, работая начальником участка, цеха, в Коммунистической партии не состоял.

«РИСКОВАЛ СОБОЙ, ЧТОБЫ СПАСТИ ПРОИЗВОДСТВО И ЖИЗНИ ДРУГИХ»

В 1986 или 1987 году я работал начальником участка по приготовлению твердого ракетного топлива, а на соседнем здании делали заполнение двигателя ракет. Так вот на соседнем участке случилось так, что поменяли технологию и в процессе изготовления заполимеризовалось твердо-ракетное топливо. Послали человека доставать его и человек сгорел. В связи с этим нужно было разобрать вал, здание, извлечь оборудование, потом обратно все это дело поставить, построить, это занимало 3-4 месяца, а то и полгода.

План ЦК КПСС был строгим для всех заводов, поставки Вооруженным силам не должны были быть остановлены, производство этих двигателей было перенесено ко мне в подразделение и сразу же мы столкнулись с той же самой проблемой – полимеризация топлива. Я пытался обратиться к главному технологу, главному инженеру, начальнику цеха – никого не было. Тогда, нарушая все правила, взял аппаратчика, открыл затвор и при помощи специальных прутов начал сам доставать топливо. В результате сохранили оборудование и жизни людей. А ведь реально могли погибнуть и я, и аппаратчик.

«ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НАШИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ, НАРУШАЛИ ВСЕ СУЩЕСТВОВАВШИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА, СТАВЯ НА КОН СВОЮ ЖИЗНЬ»

Когда мы начинали утилизацию твердого ракетного топлива, то проявились компоненты, которые были очень чувствительны к трению, к удару. Всеми инструкциями и регламентами людям было запрещено руками и какими-либо инструментами прикасаться к топливу, потому что могло произойти воспламенение и детонация. Вот теперь представьте: стоит ступень, где 50 тонн ракетного топлива и из этой ступени нужно отобрать образцы для тестирования на предмет возможности его утилизации. А как отобрать образцы, если руками нельзя касаться?! Вот мы придумали специальные режущие инструменты, специальные жидкости для обработки, для того, чтобы минимизировать риски.

Но все это было красиво придумано на бумаге, а кто-то должен был первым взять и начать вырезку топлива. При этом все понимают, что если кто-то ошибся на бумагах, то топливо сдетонирует. И кто-то должен был сделать первый рез. Я пошел. Всех убрал, сделали оцепление в 400 метрах вокруг здания, поставили пожарную машину, скорую помощь. Помню, зашел в здание, сделал первый рез, вышел, пригласил резчиков, и показал им, что топливо загорается от спички только через 8 секунд, то есть у них есть 8 секунд, чтобы убежать из здания. Конечно, времени мало для того, чтобы убежать, но достаточно, чтобы выжить. Ни один надзирающий орган не разрешил бы нам делать этот процесс вообще, но пришлось все нарушить и доказать, что это можно делать безопасно и подтвердить, что наша технология действует.

«СОВМЕЩАЮ НАУКУ И ПРОИЗВОДСТВО. КАК? НЕ ЗНАЮ»

Нужно было организовать научные исследования, работы с высоким аналитическим материалом, которые нужны для горной и военной промышленности, технологии исследования разработки новых видов материалов. Мне предложили сделать доклад своего видения для Академии наук. После того, как сделал доклад, предложили поучаствовать в конкурсе. По результатам этого конкурса меня выбрали членом-корреспондентом Академии наук. Сейчас я там работаю в направлении химии, отвечаю за развитие высокоэнергетических технологий и материалов, а в отделении горных наук - за разработку и применение в промышленности современных безтротиловых взрывчатых материалов и технологии бурения. Также я являюсь членом комиссии по государственным премиям и по премиям Кабинета министров, которая оценивает результаты других коллективов предлагаемых в номинациях по этим премиям.

Как удается совмещать научную деятельность и работу на таком крупном промышленном предприятии? Не знаю. По роду своей деятельности Павлоградский химический завод занимается научной деятельностью: мы разрабатываем новые материалы, технологии, новые веяния для военного промышленного комплекса Украины и для горнодобывающей отрасли. У нас прикладной институт, не академический, но мы пересекаемся с академическими, обмениваемся разработками, пишем статьи, защищаем кандидатские, докторские. Я являюсь соавтором нескольких трудов. По роду своей деятельности я вынужден заниматься наукой, потому что нет в Украине институтов, которые могли бы нам помочь получить тот или иной результат на производстве в тех отраслях, в которых мы работаем.

На предприятии есть филиал кафедры Горного университета, где мы преподаем студентам, которые приходят к нам потом работать, или проходят практику, или пишут дипломные работы. Также я какое-то время преподавал в некоторых университетах Украины, Китая, Вьетнама. Но это не основной вид деятельности, а скорее побочный эффект нашей работы.

«НА ПРОИЗВОДСТВЕ НАМ НУЖНЫ ЗДОРОВЫЕ ФИЗИЧЕСКИ И ПСИХИЧЕСКИ ЛЮДИ. РАСТИМ ИХ САМИ»

в 2008 году, когда в стране придумали кризис, обвалили гривну, наше предприятие просело больше, чем в 2,5 раза по объему производства, но коллектив остался, мы никого не сокращали, выжили. Сейчас опять говорят, что в Украине кризис, еще с 2012 года, мы за это время нарастили объемы производства больше, чем в 2,5 раза, мы забрали у наших конкурентов клиентов и нарастили объемы на 229%, при том, что спад производства на горнодобывающей отрасли составил более 70%. Если бы у нас не было здоровых, здравомыслящих, с определенным менталитетом людей, мы бы не смогли все это сделать.

А мы, в свою очередь, заботимся о том, чтобы наши сотрудники были здоровы, в первую очередь – в голове, затем – в теле, чтобы у них были определенные знания, которые позволили бы эффективно управлять тем, что дано. Именно для того, чтобы наши сотрудники были здоровы, мы очень много внимания уделяем спорту: у нас есть спорткомплекс, 2 спа-центра, в которых процедуры не хуже, чем в любом более «навороченном» центре, но при этом в 10 раз дешевле. Мы проводим различные спортивные соревнования, обучаем детей плавать, потому что мы понимаем, что если они будут хилые и не здоровые, то к нам на работу придут хилые и не здоровые, поэтому мы должны воспитывать их физически, они с 4-5 лет занимаются у нас плаваньем. Понятно, что не все из них потом придут к нам работать.

«НА ЗВОДЕ РАБОТАЮ БАБОЙ - ЯГОЙ»

Иногда, конечно, приходится прибегать к нецензурным изъяснениям – не всегда понимают, что нужно или с одинаковой скоростью двигаются, порой приходится делать встряску. Я тут работаю Бабой - Ягой. Вот спросите у любого сотрудника, что они говорят, когда что-то не получается: «Пойду расскажу Шиману» или «Шиман сказал…» - я мог даже ничего не говорить, но мной пугают. Благодаря этому они более интенсивно работают.

«РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИМ ЛАБОРАТОРНЫЕ ПРОВЕРКИ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ И ГОРОЖАН»

Какое другое предприятие может создать 5 уровней экологического мониторинга для того, чтобы самим себе сказать, насколько оно загрязнет окружающую среду? Многие наоборот этого не делают и скрывают. Мы это делаем для того, чтобы быть уверенным в том, что не убиваем людей. Именно поэтому у нас есть возможности оценки окружающей среды, воды, воздуха, земли и даже биоценоза, который живет в земле и на земле.

Мы проводим медицинские осмотры, которые дают нам ответы на важные вопросы. Например, как изменилась иммунная система людей, работающих у нас, по отношению к тому, какая она была у них некоторое время назад. Или, например, как изменилась иммунная система детей, которые ходили в детский сад 2-5 лет назад и сейчас – для этого есть специальная методика, которую мы разработали с кафедрой экологии Национального горного университета. По этой методике у человека отбирается слюна, после чего проводится наблюдение, с какой скоростью образуются антитела и по ней, соответственно, определяется, какая у человека иммунная система.

Что дано богом человеку – это его жизнь. именно это человек должен хранить и оберегать. Соответственно, если это не вызывает уважения, или жизнь не является предметом первой важности, то это глубокая ошибка. Исходя из этого, я считаю, что самое главное, что у нас есть на работе – это живой, здоровый человек, который может использовать доходы, которые он получает на заводе для своего развития, для поддержания здорового образа жизни, то это правильно.

«СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА НА ПХЗ – 8 ТЫС. ГРН»

Минимальная такая же, как и по всей стране, 1496 грн. У нас 1,2 тыс. сотрудников: есть люди, которые зарабатывают 20-30 тыс. грн, а есть те, кто зарабатывает 2-3 тыс. Это зависит от их индивидуального выполнения плана, который доводится до каждого подразделения и до каждого сотрудника, в частности. И если получил план и не выполнил, то получай оклад, который составляет от 10 до 20% заработной платы, то есть премия составляет 70-90% от заработной платы.

«ЗА 15 ЛЕТ СОЗДАЛИ УНИКАЛЬНЫЕ ПО МИРОВЫМ МЕРКАМ ТЕХНОЛОГИИ УТИЛИЗАЦИИ ТОПЛИВА И БОЕПРИПАСОВ»

То, что мы сделали за последние 15 лет – подняли предприятие, создали новые hi-tech технологии, создали технологии утилизации твердых ракетных топлив, которые позволяют 95% ресурсов вернуть обратно в экономику Украины – никто в мире такие технологии не разработал, а у нас они работают.

Мы, наверное, единственная вертикальнориентированная компания в Украине, которая проводит весь комплекс работ для горнодобывающей отрасли. Плюс мы выполняем ряд международных программ, связанных с утилизацией ракет стратегического назначения, с утилизацией противопехотных мин, с утилизацией старых видов боеприпасов. Кстати, противопехотные мины мы утилизируем уже 8 лет и до сих пор никто в мире за нами не может повторить. А мы спокойно, без суеты, разработали технологию и утилизируем, на сегодня уже больше миллиона штук на нашем счету.

ФРАЗА ОТ ГЕРОЯ

Знаете, чем отличается мужик от особи мужского пола? Ответ кроется всего лишь в одном слове. Один берет на себя ответственность и не боится ее, закрывая всех своей спиной, а второй сбегает от этой ответственности.

 

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook