Алена Коробка, ИА «Новый мост»
Коксохимия, пожалуй, единственная отрасль украинской экономики, вышедшая «сухой из воды» при газовом конфликте Украины и России. Почему – об этом ИА «НОВЫЙ МОСТ» беседует с генеральным директором Ассоциации «Укркокс» Анатолием Старовойтом.
- Какая, на Ваш взгляд, должна быть цена на газ для промышленности?
- Цена на природный газ коксохимиков абсолютно не интересует. Мы – единственная отрасль в ГМК, которая при нормальной работе не потребляет ни кубометра газа, ни кВт электроэнергии, ни килограмма пара. В процессе разложения из каждой тонны угля получается 330 куб. м коксового газа, это великолепный газ! Мы даже вырабатываем электроэнергию и продаем ее.
- А какие еще предприятия коксохимики могут обеспечивать электроэнергией?
- Возьмем, например, самый крупный коксохим – Авдеевский КХЗ, при нормальной работе он продавал электроэнергию «Донбассэнерго», причем в 2 раза дешевле, чем электростанции. «Баглейкокс» и
- В последнее время метзаводы стали переходить на коксовый газ?
- Пока только «Азовсталь», имеющая в своем составе коксохимический завод, внедрила технологию вдувания коксового газа. А другие метзаводы увеличили потребление кокса вместо газа: если раньше на выплавку 1 т чугуна использовали 100 куб. м природного газа, то сейчас его замещают 80 кг кокса. Нам, коксохимикам, в эти трудные времена это помогло. Металлурги продолжают использовать газ – в мартенах, в прокатном производстве, но самый крупный потребитель – доменные цеха (используют около 60% газа, потребляемого металлургами) – перешли на кокс. Если в паре работают метзавод и КХЗ, то кооперация по коксовому газу проводится легко: Алчевский КХЗ отдает коксовый газ на Алчевский МЗ, Криворожский КХЗ – на «АрселорМиттал Кривой Рог»…
- Газовый скандал оказался «на руку» коксохимической отрасли?
- Да, немножко помог…
- Оцените, пожалуйста, нынешнее положение дел в коксохимической отрасли.
- До стадии «выживание» ситуация в коксохимии дело пока не дошло, жить можно, но хуже, чем в 2008 году. На совете директоров отрасли мы проанализировали ситуацию и сделали «соломонов» вывод: в 1-м полугодии 2009 года будет хуже, чем в 1-м полугодии 2008 года, но лучше, чем во 2-м полугодии 2008 года.
Сегодня отгрузка металлургического кокса колеблется от 35 до 38 тыс. т/сутки. Благодаря этому увеличению, в январе коксохимики столкнулись с тем, что при малом объеме производства мы практически отказались от импорта коксующихся углей, обходясь лишь украинскими углями. Это хорошо еще и тем, что выполняется одно из обязательных условий Меморандума между Кабмином и металлургами – 100%-й выкуп украинских углей ГП «Уголь Украины».
- Импортируют ли сейчас КХЗ уголь?
- К сожалению, сегодня наши шахты не могут обеспечить в полном объеме даже этот небольшой объем, который нам необходим. Поэтому постепенно возобновляется импорт угля. «Евраз Холдинг» на 3 наших коксохима и так поставляет уголь из Западной Сибири, «АрселорМиттал Кривой Рог» также привозит из различных регионов. Тем не менее, сегодня уже наблюдается дефицит, связанный не только с незначительным увеличением коксохимами объемов производства, но еще и с включением на полную мощность (из-за нехватки газа) тепловых электростанций в Украине. В этих условиях угли двойного назначения, особенно марки «Г», естественно, пошли на энергетику, но в феврале-марте они вновь вернутся на рынок коксохимам.
- Каков Ваш прогноз производства в 2009 году?
- Сложно прогнозировать, потому что мы еще не совсем хорошо знаем возможную глубину кризиса. Сейчас в топку кризиса крупнейшие страны мира вбрасывают миллионы долларов… Думаю, краха не будет, но неактивный период с нулевым приростом в лучшем случае мы переживем.
По прогнозу металлургов, производство чугуна в 2009 году составит 19,1 млн. т, для этого нужно 11,2 млн. т металлургического кокса, и 17,9 млн. т угольного концентрата.
Правительство Украины сейчас пытается расширить внутренний рынок, вводится интересная программа по строительству 5 тыс. товарных вагонов для «Укрзализныци», - конечно, это очень крупный источник потребления металла будет. Судостроители тоже говорят о наличии заказов и готовности работать под государственные программы. Но беда в том, что если даже сегодня государство выделит громадные средства для металлопотребляющим отраслям, то, к сожалению, наша металлургия на 50% выпускает полуфабрикат. Для изготовления вагона, кроме листа, нужна продукция 3-4-го передела, а наша металлургия останавливается на слябах, болванке, квадрате и т.д.
Это поправимая проблема, если ею заняться всерьез. Ведь если сейчас откроется внутренний рынок, то мы все равно не готовы предложить в требуемом сортаменте металл. Даже на бытовом уровне это проявляется: посмотрите на Троицком рынке шурупы, гвозди, краны - ведь все они импортные! И метизное производство отстает…
- Сокращают ли работников на коксохимических заводах?
- Да, но я считаю, что это сокращение необоснованное, поскольку Меморандум предусматривает замораживание цен на электроэнергию, ж/д тариф и другие уступки со стороны правительства при условии, возможно, снижения заработной платы, но ни в коем случае не увольнения.
- Осенью некоторые КХЗ консервировали коксовые батареи из-за недостатка заказов… Как сейчас у них обстоят дела?
- Такой разговор был, когда мы ожидали спад производства. При подписании Меморандума мы оговаривали объемы производства, ниже которых опуститься не можем. Но не опустились и даже чуть-чуть нарастили.
- За счет чего? У металлургов появились новые рынки сбыта?
- И рынки появились. Если раньше порты на Черном море были забиты, то сегодня заказы уже немного «подобрали» и уже есть новые заказы, плюс, как я уже говорил, на 38 кг/т чугуна металлурги нарастили потребление кокса.
- Это зависит от цены на нефть и нефтепродукты. Сегодня бензол не имеет спроса: цены на нефтепродукты упали, и тот компонент моторного топлива, который мы делали, уже не целесообразно собирать. Мы его, не улавливая бензол, отправляем в тот же коксовый газ, повышая его калорийность. О ретификации сегодня не говорим, а вот каменноугольной смолы как раз не хватает, потому что наши мощности по этому продукту значительно больше, а потребность в пековом коксе, электродном пеке по-прежнему велика. Хотя предполагаю, что у нас будут сложности с реализацией пекового кокса, потому что недавно прошла серьезная информация, что «Боинг» сокращает производство на 30%, а это – алюминий и т.д. А наш пековый кокс и электродный пек идет в основном на «РусАл», на производство анодной массы для электролизеров алюминия. Но это не основной наш источник дохода – вся «химия» дает нам лишь около 4% дохода.
- Как обстоит дело с экспортом кокса?
- Сегодня мы очень малый объем кокса экспортируем. Если мы сейчас полностью перешли на производство кокса из украинских углей, то его сложно продать. Ну, в Турцию можно, а в европейские страны не можем, потому что в нем – высокое содержание серы. По экологическим нормам он не соответствует евростандартам.
- Каков сейчас дефицит коксующихся углей?
- Пока мизерный, около 3-4%. А в нормальных условиях, до кризиса, мы завозили 11 млн. т в год – 30% от потребления. Импорта кокса сегодня нет, а на подъеме рынка - завозили кокс. Но это были схемы с «отбиванием» НДС, кто-то куда-то вложил средства, с Алтая привозили кокс… Но это отрасли не мешало, потому что мы не могли уже произвести больше - мощностей было достаточно, а угля не хватало.
- Какой из КХЗ сейчас чувствует себя лучше всех, какой – хуже?
- Лучше всех из отечественных КХЗ – Ясиновский и Макеевский, потому что они работают в составе интегрированных компаний, а это - свой уголь и кокс, производство чугуна. Шахта «Комсомольская-Западная» у них, они могут даже вырабатывать кокс на экспорт. К сожалению, наш флагман – гигант Авдеевский КХЗ чувствует себя похуже. Не очень хорошо чувствуют себя приднепровские заводы – думаю, что управляющей компании «Евраз Холдинг» продали в их лице «чемодан без ручки»…
- Из-за технического состояния этих заводов?
- Нет, просто «Евраз Холдинг» имеет свои мощности по производству кокса и угля в России и они тоже испытывают сложности в обеспечении коксующимися углями своих предприятий и с реализацией того же кокса.
- Как Вы оцениваете цену на газ в $360/тыс. куб. м на границе Украины?
- Думаю, что это цифра – вариант всем красиво выйти из этой плохой игры, в которой они оказались. Это цена на оставшиеся 2 месяца – февраль и март, потом она пересматривается. Но кто сказал, что по этой цене мы будем брать газ в полном объеме? Если идет транзит газа в Европу, то легко выдувается газ, находящийся в хранилищах Украины. И кто нам запретит его брать? Думаю, что в среднем газ в этом году будет по $235/тыс. куб. м при неизменном тарифе на транспортировку. Это нормальная цена для нынешних условий.
- Как при такой цене будут чувствовать себя металлурги?
- В металлургии основные энергетические затраты – в доменном и сталеплавильном производстве. Если доменное отсекается от природного газа, это уже облегчение. В этом году на крупных предприятиях предполагается введение установок пылеугольного вдувания, и это облегчит задачу по сокращению потребления природного газа. «Запорожсталь», «Азовсталь», ММК им. Ильича, «Донецксталь», Алчевский МЗ, «АрселорМиттал Кривой Рог» уже завезли оборудование и ведут работы по установке.
Почему в свое время в СССР применялся в доменном процессе газ? Потому что стоил 2,4 руб./тыс. куб. м. Кто мог с этим конкурировать? В советское время, когда я защищал докторскую диссертацию по установкам сухого тушения кокса (это вторичные энергоресурсы), то не смог доказать экономический эффект установки с тепловой электростанцией, которая вырабатывает электроэнергию на природном газе. Потому что он стоил тогда уже 4 руб. за кубометр!
- Сейчас бы защитили?
- Ну, конечно! При такой цене на газ это все равно, что ассигнациями топить! Европа может платить и $450/тыс. куб. м, потому что там газ в основном используется как сырьевой ресурс на химпредприятиях. А мы им топим… Это нонсенс.