Дарья Перебейнос, для ИА «Новый мост»
Уже более недели днепропетровские СМИ обсуждают заявления гендиректора Днепропетровской областной государственной телерадиокомпании Виктории Шиловой и ее подчиненных о том, что на нее и службу новостей осуществляется давление со стороны губернатора Днепропетровской области Виктора Бондаря и его пресс-службы. О каких неизвестных фактах умолчала Виктория Шилова и какую позицию в сложившейся ситуации занял Виктор Бондарь - ИА «НОВЫЙ МОСТ» решил поинтересоваться у начальника управления прессы и информации Днепропетровской ОГА и пресс-секретаря губернатора Аллы Шориной.
- Известно, что есть официальная процедура обращения к органам власти и есть просто эмоциональные высказывания с экранов телевидения. В случае с «51-м каналом» был использован именно последний вариант, при этом официальных обращений в наш адрес не поступало.
- Почему в таком случае ОГА решила отреагировать на данные заявления из экранов телевизора?
- Во-первых, если речь идет государственном канале, мы должны реагировать. Во-вторых, если есть заявление об ущемлении свободы слова, мы также не можем остаться равнодушными. Но, при этом мы хотим услышать конкретные факты, если таковые имеются, а не просто эмоциональные высказывания руководителя канала. Я хочу получить доказательство того, что я действительно ущемляла чью-то свободу слова. Также, если ущемление, по словам журналистов «51 канала», происходит уже довольно долгое время, почему этот вопрос поднялся только сейчас, когда началась плановая проверка целевого использования бюджетных средств?
- То есть причиной эмоционального выступления гендиректора «51 канала» является плановая проверка целевого использования средств?
- Проверка была начата в конце 2008 года, и генеральный директор канала знала об этом. Пока шли предыдущие этапы проверки, все было нормально, когда дошли до этапа инвентаризации, начался конфликт. Реакция, которую мы сейчас наблюдаем, нам не понятна, и она заставляет задуматься над тем, все ли там в порядке.
- Были ли какие-то действия помимо выступления Виктории Шиловой в эфире телеканала?
- Насколько я знаю, в середине января в связи с началом проверки на канал уже приходили сотрудники УБЭП, так как это предусматривается процедурой проверки. Проблемы возникли уже тогда: бухгалтер
- Такую проверку проходят все государственные управления?
- Такая проверка организовывается во всех госструктурах, которые имеют дело с бюджетными деньгами. В конце прошлого года у меня также было проверка КРУ, мы отчитывались в государственном комитете по телевидению и радиовещанию, в конце года – с нами работал УБЭП. Это нормальная практика. В случае с «51 каналом» ведь речь идет не 3 копейках, а о 3, 5 млн. грн., выделенных областным бюджетом на развитие и техническое оснащение телеканала. А еще ведь есть средства Госбюджета, есть средства за рекламу, при этом мы никогда не задавали вопрос, как используются эти деньги, да и сейчас этот вопрос не задается. Поднимается только вопрос об использовании средств, которые идут через управление прессы и информации Днепропетровской ОГА. Так почему же правоохранители не могут зайти на склад и проверить наличие купленного оборудования?
- Одно дело, когда упоминают мою фамилию в дискуссии о свободе слова, и другое дело, когда речь идет о том, что губернатор Днепропетровской области вызывал «на ковер» гендиректора канала и давал указания, кого показывать, кого не показывать. Тут ситуация обратная: гендиректор сама инициировала встречи с Виктором Бондарем. Более того, когда губернатор по ряду объективных причин, так как график губернатора очень насыщенный, не мог встретиться с Викторией Шиловой, она присылала письма и запросы с претензией на то, что она, как депутат областного совета, имеет право на эти встречи. То есть гендиректор настойчиво добивалась этих встреч, во время которых затрагивались не только телевизионные вопросы. Как правило, речь шла о том, что у нее есть собственные амбиции, и она хочет, чтобы губернатор поддержал ее мэрские амбиции. Виктория говорила, что у них есть результаты социологических исследований, согласно которых у нее очень высокий уровень доверия со стороны населения, и при небольшой поддержке, в том числе и финансовой, она бы смогла стать мэром города. Губернатор никак не отреагировал на эти ее заявления: во-первых, вопрос не актуален, во-вторых, есть ровные и плодотворные отношение с нынешним мэром, в третьих, по результатам наших исследований Виктория Шилова такой популярности не имеет. На такие заявления гендиректора канала губернатор ей рекомендовал заняться развитием Днепропетровского государственного канала и его усовершенствованием, тем более при той материальной поддержке, которую выделал бюджет области. Я не исключаю, что отсутствие реакции со стороны Виктора Бондаря послужило одной из причин того, что практически весь коллектив канала брошен в вымышленный конфликт амбициями одного человека.
- Одним из обвинений сотрудников «51 канала» стало заявление о том, что вы заставляете ездить на мероприятия одну и ту же съемочную группу?
- У меня возникает обратный вопрос: неужели руководство областного телеканала не знает, что есть принятая практика пресс-служб, когда журналист постоянно занимается освещением одной темы, то есть является профильным специалистом. Страны Западной Европы давно пришли к выводу, что такая специализация журналистов является гарантом профессиональной работой СМИ. Мы не преступили ни закон, ни журналистскую этику. Но об этом Виктория Шилова может и не знать, так как человека исключили из Союза журналистов с большим скандалом, также у нее нет соответствующего образования, есть только домыслы и обвинения. Поэтому, если мы выходим на такой уровень дискуссии, то давайте говорить начистоту - кто предъявляет претензии, и какого качества эти претензии.
- Какую роль в данном конфликте может сыграть Союз журналистов?
- Это организация, которая может выступить 3-й стороной, если конфликт усугубится и выйдет в плоскость СМИ и власть. Руководство Союза журналистов никогда не было ручным и никогда лоббировало чьи-то мнения. Более того, они могут сказать нелицеприятные вещи и для самой власти. Я к этому готова, так как понимаю, что это профессиональная оценка. Пока же конфликт находится на достаточно низком уровне, где агрессию проявляет один руководитель, готовый скорее толкнуть подчиненных в эфир делать обвинительные заявление, чем открыть склад и убедить всех, что там все в порядке.
- Есть ли возможность отстранить Викторию Шилову на время проведения проверки от своих должностных обязанностей?
- Руководство государственного телевидения подчиняется Государственному комитету по телевидению и радиовещанию Украины и никак руководству области. Решение, о котором вы говорите, напрашивается, тем более, что людям, которые осуществляют проверку, оказывается сопротивление и давление посредством канала.
- Возникали ли конфликты на тему свободы слова с другими днепропетровскими телеканалами?
- Я работаю с губернатором больше года и таких проблем с коммерческие телеканалами не возникало, хотя у них всегда есть свое мнение. Взаимодействие такое: им нравится мероприятие - они освещают его, не нравится - не освещают. Давления и быть не может, так как это частные структуры, ведущие свою информационную политику. Понимание всегда присутствовало, и никогда не было заявлений и претензий на счет ущемления свободы слова. Более того, большая социальная ответственность была именно со стороны
- Каким может быть продолжение истории?
- Учитывая динамику событий в ефире 51 канала можно предположить, что будет еще много разных заявлений и обвинений, чтобы увести внимание от сути вопроса. Не удивлюсь, если еще увидим и призывы к голодовке, и сценические обмороки, и заявления личного характера. Мы ко всему этому готовы. Это эмоции, для нас же важно чтобы все таки были результаты проверки использования бюджетных средств.
- Известно ли, когда закончится проверка целевого использования средств, которые были выделены «51каналу»?
- Проверка еще продолжается, нам неизвестно, на каком именно этапе она сейчас находится. Правоохранители – люди, которые не реагируют на публичные высказывания и истерику, поэтому, предполагаю, что работу они не остановили.