ГоловнаІнтерв'ю

Леонид Шиман: «За 7 лет реализации Программы утилизации ракетного топлива завод уплатил бы в бюджет в 1,5 раз больше затраченных

Несмотря на неоднократные обращения к властям разных лет как руководства Павлоградского химического завода, так и губернаторов Днепропетровской области, проблема не только с утилизацией, но даже просто с безопасным хранением ракетного топлива остается не решенной...

Алена Коробка, для ИА «Новый мост»

Уже несколько лет в Павлограде должно утилизироваться ракетное топливо из ракет, оставшихся в Украине в наследство от Советского Союза. Первоначально в программе участвовали и американцы, но сейчас их участие свелось к 4% финансирования в год. А отечественной государственной поддержки катастрофически не хватает. Несмотря на неоднократные обращения к властям разных лет как руководства Павлоградского химического завода, так и губернаторов Днепропетровской области, проблема не только с утилизацией, но даже просто с безопасным хранением ракетного топлива остается не решенной. И растут опасения за безопасную жизнь у жителей области.

Чем живет Государственное предприятие «НПО «Павлоградский химический завод» (ПХЗ) сегодня, на что надеется, - об этом «Новый мост» беседует с генеральным директором завода Леонидом Шиманом.

- С чего началась для ПХЗ утилизация твердого ракетного топлива (ТРТ)?

- В связи с тем, что предприятие занималось производством ракетного топлива для двигателей межконтинентальных баллистических ракет, в частности, СС-24, в 1997 году правительство и СНБОУ приняло решение создать производственные участки по разборке и утилизации этих ракет в Павлограде и в том числе, на самом заводе. С этого времени мы занимаемся утилизацией ТРТ, выполняя принятые Украиной обязательства Лиссабонского протокола по ликвидации стратегических наступательных вооружений.

В рамках этого Лиссабонского договора в 1993 году был подписан пятисторонний договор «Старт-1», срок действия которого заканчивается 5 декабря 2009 года, об утилизации экологически безопасным методом ракетных комплексов от ракет МБР СС-22 и СС-24. Ракеты были разобраны еще в 2000 году, а топливо находится в корпусах на территории Павлограда – ждет своей очереди для утилизации.

Мы также выполняем государственную программу по утилизации обычных видов боеприпасов и программу по созданию бестротиловых взрывчатых материалов по снижению выбросов в регионах, где добываются полезные ископаемые с помощью взрывов. Взамен тротиловых мы разработали и поставляем бестротиловые взрывчатые материалы, которые примерно в 500 раз уменьшают выбросы в окружающую среду токсичных вредных веществ.

- В Программе участвовали и американцы?

- Да, в начале реализации Программы утилизации ТРТ (далее – Программа…) за ее финансирование брались американцы, и это прописано в «Старт-1», в частности, Агентство по уменьшению угрозы. Но когда все ракеты были разобраны, украинская 43-я ракетная армия была ликвидирована и не представляла собой угрозы США, Америка почти полностью ушла из этого проекта, и сегодня они наблюдают и частично помогают нам поддерживать температурно-влажностный режим в хранилищах двигателей от ракет СС-24. Гарантийные сроки применения этих ракет истекли в 1998-2001 годах, в последнее время значительные затраты, которые несет завод, - это затраты на поддержание безопасного хранения, проведение экологического мониторинга и исследования ракетных топлив, которые находятся у нас на хранении для определения дальнейшего безопасного режима их хранения на территории ПХЗ и Павлограда.

- Какие сроки по утилизации ТРТ заложены в Программе?

- С 2004 года Программа финансируется из госбюджета, с расчетом, чтобы закончить ее реализацию к концу 2010 года. К сожалению, первые 3 года Программа финансировалась недостаточно, но в последние 1,5 года – на 100% и даже с дополнительным финансированием, покрывая недофинансирование прошлых лет. Поэтому за эти 1,5 года нам удалось закончить работы по исследованию топлив и определению безопасных параметров при его утилизации, закончить проектирование и получить положительные экспертизы по 6 из 11 проектов, а 4 из этих 6 – реализовать на 95-97%. Остальные проекты находились в стадии проектирования и 2 из них («Утилизация корпусов» и «Утилизация жидких отходов, остающихся в результате извлечения ТРТ») выходят на экспертизу в январе. Мы планировали при дальнейшем нормальном финансировании закончить строительство и запустить полномасштабный объект утилизации ТРТ в середине 2009 года с условием, чтобы до конца 2011 года, как и предусмотрено Программой, утилизация ТРТ будет закончена и Программа будет завершена.

За эти 7 лет ПХЗ за счет других видов хозяйственной деятельности планировал, и на сегодня почти на 70% эти планы реализовал, выплатить 1,629 млрд. грн. налогов в госбюджет. А это практически в 1,5 раза больше, чем необходимо на реализацию этой Программы. Таким образом, к концу реализации Программы государство вернуло бы себе затраченные деньги и получило бы дополнительно средства в бюджет.

- Как государство планирует финансировать Программу в этом году?

- К сожалению, из первоначально запланированных в бюджете-2009 197 млн. грн., а это примерно половина необходимой заводу суммы на окончание строительства незавершенных объектов, в утвержденном бюджете осталось примерно 12,6 млн. грн. Этих денег недостаточно не только для окончания строительства, но даже для подачи электроэнергии на объекты, где хранятся взрыво- и пожароопасные материалы в виде ТРТ. Программу решили финансировать через стабилизационный фонд бюджета, который на сегодня даже законодательно не сформулирован: как он будет формироваться, наполняться и как через него будет финансироваться ряд программ, включая нашу. Таким образом, я вижу, что первую половину года финансирования Программы не будет.

- Какие могут быть последствия из-за недофинансирования Программы?

- Несмотря на отсутствие финансирования, ПХЗ будет использовать все возможное, чтобы никакого ЧП не произошло, но мы – не Боги, и ресурсы у нас ограничены. Какие последствия?.. В случае загорания всех 5 тыс. т ТРТ радиус поражения составит до 100 км. Конечно, вероятность такой ситуации ничтожно мала, но она есть…

- Чем происходит заражение территории в этом случае?

- В результате сжигания выбрасывается достаточно токсичных веществ: СО, NO, сажа и т.д. Эти вещества будут оседать в виде дождевых капель, ими будет дышать человек. Также при сжигании будет использоваться кислород, а значит, снижаться общее количество кислорода в этом регионе, погибать биоценоз, вызывать различные иммунные заболевания. Взрывы топлива менее вероятны.

- Само топливо токсично?

- Нет, оно относится к 3-му классу опасных веществ по воздействию на организм человека. Для примера – к 3-му классу опасности относятся дрожжи…

- Какой минимум денег ПХЗ просит на эту Программу?

- На безопасное хранение нам необходимо около 40 млн. грн. в год. На завершение начатых строек – 197 млн. грн. Для начала утилизации ТРТ уже в 2009 году – 437 млн. грн. Но в условиях экономического кризиса, я дума, логичнее говорить о 197 млн. грн., чтобы мы могли безопасно хранить и продолжать строительство объектов. В частности, объект «Извлечение ТРТ» уже построен на 67%, и нам необходимо примерно 3,5 месяца, чтобы его достроить и начать операции по извлечению ТРТ. Объекты по переработке ТРТ находятся в разной стадии готовности: от 10% до 96%. Но о режиме опытно-промышленного производства можно было бы уже говорить с середины 2009 года.

- Что еще полезного можно извлечь из этих ракет?

- Кроме уплаченных налогов, можно говорить о замене одних опасных веществ, применяемых в стране, другими - безопасными. Например, сегодня Украина использует около 72% тротилсодержащих взрывчатых материалов. Страна потребляет около 45 тыс. т тротила в год. А 1 кг тротила при взрыве выбрасывает в атмосферу порядка 500 л вредных газов! Посчитайте: порядка 2 млрд. л токсичных газов выбрасывается в воздух при использовании тротила… Взрывчатые вещества, получающиеся в результате проекта утилизации ТРТ, выбрасывают вредных веществ почти в 200-211 раз меньше, чем тротил. Соответственно, их применение позволяет уменьшить экологическую нагрузку в регионах, где полезные ископаемые добываются с применением взрывных работ.

Плюс, от этой Программы мы получаем совершенно новые материалы, которые в будущем могут быть использованы как в гражданском, так и в военном строительстве для обеспечения военной и экономической безопасности страны.

К тому же, применяемые нами в рамках этого проекта 11 технологий позволяют нам создать 59 хай-тек технологий на территории ПХЗ, которые дают возможность Украине стать в один ряд с самыми передовыми компаниями мира. Например, производительность труда по некоторым технологиям уже составляет 1,16 млн. грн./человека в год – это примерно в 12 раз рост производительности труда; снижение энергоресурсов при использовании этих технологий позволяет нам снизить энергоресурсы в 34 раза даже при росте цен.

- В прошлые годы говорили о том, что Украина разошлась с американцами по вопросу варианта утилизации ТРТ – сжигания или гидроразмыва. Если При каких-то условиях американцы могут вернуться в Программу?

- Американцы не ушли и никогда не уходили из проекта, несмотря на снижение финансирования в 57 раз. Остались в первую очередь, чтобы контролировать ход выполнения работ Украиной. В 2008 году на 2,76% от необходимых на обеспечение безопасного хранения ТРТ затрат они финансировали эти работы. Американцы предложили Украине так называемое «финансирование в черном ящике», когда Украина выставляет 3 пустых корпуса, и они платят $107 тыс. за утилизацию одной ракеты. Деньги поступают НКАУ, и мы эти деньги не используем вообще, нам эти затраты не возмещаются. 2 недели назад мы предложили американским партнерам рассмотреть возможность более широкого участия в этой Программе, тем более, что они не слагали с себя обязательств по договору «Старт-1». И они нам не отказали.

Метод утилизации – гидроразмыв мы переняли у одной американской компании по рекомендации Госдепартамента и Минобороны США. Поэтому эта часть технологии в виде пилотной установки была передана Украине, и мы ее использовали при исследовании возможности утилизации этим способом наших составов ТРТ. Исследования закончены, мы подтверждаем: да, это возможно. Проект уже реализован на 67%, первый двигатель стоит на стапеле и готов к утилизации в режиме ручного управления. Нет пока систем автоматизированного и дистанционного управления, но в режиме ручного – он готов.

Американцы у себя законодательно запретили использовать другие методы для промышленной утилизации ТРТ. Они только получают разовые разрешения на отступления от законодательства в рамках исследований или испытаний своих ракетных двигателей, при этом используя эту технологию для утилизации или ликвидации методом подрыва или сжигания, так это влечет выброс огромного количества токсических веществ в окружающую среду. В Украине нет ни пустынь, ни гор, ни тайги, как в США, поэтому нам этот метод (подрыв) не подходит.

- Некоторые общественные организации Павлограда выступили с инициативой открыть расчетные счета для сбора средств на финансирование Программы, раз у государства не хватает средств… Как Вы к этому относитесь?

- Человеческое спасибо за то, что люди небезразличны к этому вопросу! Но не дело людей финансировать обязательства, взятые на себя Украиной.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook