Ирина Парсаданова, ИА «НОВЫЙ МОСТ»
Дети улицы – это проблема многих крупных городов не только Украины, но и других стран мира. Конечно же, наш мегаполис – не исключение. К счастью, по утверждению соответствующих служб, на сегодняшний день в Днепропетровске наблюдается уменьшение количества беспризорных детей, хотя, безусловно, проблема остается серьезной.
О том, что делается в Днепропетровске, чтобы помочь детям улицы, о судьбе и будущих условиях проживания этих детей в эксклюзивном интервью ИА «НОВЫЙ МОСТ» рассказала начальник управления-службы по делам детей Днепропетровского горсовета Алла Литовченко.
Насколько остро сегодня в Днепропетровске стоит проблема беспризорных детей?
Слава Богу, уже прошли те времена, когда на улицах города можно было встретить «толпы» бездомных детей. В 90-е и в начале 2000-х дети месяцами жили на улицах, спали в подвалах, на чердаках и даже в люках, где проходили теплотрассы – у них там были «свои мирки». Сейчас в городе налажена система, которая, безусловно, является эффективной – это и государственная программа, и прием детей в семейные формы воспитания, и работа служб по делам детей, и регулярные рейды по выявлению беспризорных детей. Главная наша задача – как можно раньше выявить неблагополучную семью, и, соответственно, детей, которые не получают нужного ухода и заботы, или как можно раньше найти ребенка на улице. Ведь если ребенок прожил уже, например, на улице месяц, то его достаточно сложно снова приучить к нормальной жизни.
А что говорит статистика, как это выражается в цифрах?
Цифры позволяют нам утверждать, что наблюдается тенденция к уменьшению количества беспризорных детей – ведь еще несколько лет назад на улицах Днепропетровска мы находили в 10 раз большее количество детей. Так, в 2002 и 2003 годах мы обнаруживали тысячи детей. С годами эта цифра уменьшалась, и сегодня у нас достаточно низкие показатели. С начала 2010 года в Днепропетровске в ходе рейдов «Дети улицы» сотрудниками управления-службы по делам детей Днепропетровского городского совета обнаружено 21 беспризорного ребенка. В прошлом году за такой же период было выявлено 97 детей.
Благодаря чему, на ваш взгляд, уменьшается количество «детей улицы»? Вы говорите, что сегодня «налажена» система. Что входит в эту систему?
Служба по делам детей тесно работает с криминальной милицией по делам детей. Все детки, которые были найдены нами в рейдах «Дети улицы», отправляются во временный приют. На сегодняшний день в Днепропетровске 3 таких приюта («Надія», «Барвінок», «Росток» – ред.). Также во временные приюты попадают дети из выявленных неблагополучных семей. Бывает и так, что дети сами приходят в приют, зная, что тут им будет лучше.
На сегодняшний день самое главное – не просто выявить ребенка и доставить его во временный приют, но еще и узнать, что произошло в его жизни и почему он оказался на улице, или почему ребенок до сих пор проживает в неблагополучной семье. Очень важно, чтобы ребенок попал в поле нашего зрения, чтобы мы узнали о нем. Кроме того, эффективными мерами по предотвращению детской беспризорности и профилактике негативных проявлений среди детей является проведение профилактических рейдов управлением-службой по делам детей совместно с представителями отдела криминальной милиции по делам детей.
Как часто проходят такие рейды и где?
В городе 8 районов, так вот: районные службы проводят рейды еженедельно, на уровне же города рейды проводятся 2 раза в месяц. В прошлом году было проведено 343 рейда, в этом – 93. А проводим мы рейды в основном в местах массового скопления людей – это центр города (тут бывают преимущественно «залетные», иногородние детки), вокзалы (автовокзалы и ж/д), торговые центры и т.д.
И что показывает опыт? Почему ребенок сегодня оказывается на улице?
В 99,9% случаев причиной тому – неблагополучная семья. Основной аргумент ребенка почему он на улице: «мама и папа пьют». Тех, кто остались без родителей, – единицы. Но такое тоже бывает, и таком случае – слово за родственниками. Некоторые забирают детей к себе, а некоторые говорят: вы, мол, устраивайте детей, а мы будем их навещать.
К нам попадают дети в возрасте от 3 до 18 лет. Во временном приюте ребенок может находиться не больше 3-х месяцев. За это время и решается его судьба. Мы обследуем жилищно-бытовые условия его семьи (если она у ребенка есть), проводим работу с родителями, родственниками. Если родители, боясь потерять ребенка, «приходят в себя», налаживают свою жизнь и выражают желание забрать ребенка, то ребенок возвращается в семью. А дальше наши специалисты, конечно же, регулярно наблюдают за этой семьей.
Если же понимаем, что родители из-за своего образа жизни не смогут обеспечить ребенка всем необходимым, то мы лишаем их родительских прав. И только после этого устраиваем ребенка в приоритетные формы воспитания (приемная семья, опекунство) либо в детский дом. На сегодняшний день в Днепропетровске есть 5 детских домов городского подчинения.
Сколько в этом году детей из временных приютов было возвращено домой?
За этот год мы нашли на улице 21 ребенка, 5 из них вернулись домой. В прошлом году из 97 детей домой вернулись 28. В семьях этих 28 детей, которые бродяжничали, были условия для нормального их проживания и воспитания.
А сколько детей из тех, которых службы по делам детей забрали из семей (из-за того, что их родители пили, не работали и т.д.), было вновь возвращено в семью из временного приюта. То есть, сколько родителей «одумались»?
В прошлом году во временные приюты было устроено 303 ребенка из неблагополучных семей, из них мы вернули домой 121 ребенка. Самое главное, чтобы ребенок не попадал вторично в приют. Если такое случается, то это свидетельствует о нашей плохой работе. 8 детей были устроены в приюты вторично. Их могли найти на улице или забрать из дому.
Вы говорили о том, что из приюта сначала пытаетесь устроить ребенка в приоритетные формы воспитания. Какие тут показатели?
В 2009 году из временных приютов в приемные семьи и под опеку было устроено 23 ребенка. Это первый наш такой показатель. На сегодняшний день в Днепропетровске работает 58 таких семей, в которых воспитывается 77 деток.
Приемная семья – одна из форм семейного устройства сирот или детей, лишенных родительской опеки, наряду с усыновлением, опекунством (попечительством) и детскими домами семейного типа, при которой пара либо физическое лицо берет детей на свою жилую площадь и воспитывает их до 18 лет. При этом государство платит таким семьям ежемесячно за каждого ребенка 2 прожиточных минимума плюс 35% вознаграждения.
А были случаи, когда люди брали ребенка в приемную семью, за это получали вышеуказанные средства, а на ребенка эти средства не тратили?
В основном такого не бывает. Тем более, что мы все время наблюдаем за такими семьями. Но вот в 2007 году, когда произошел взрыв дома на ул. Мандрыковской, был другой случай. Женщина увидела мальчика и захотела создать приемную семью. Она прошла курсы обучения, оформила все документы и забрала к себе ребенка. Но после 3-4 месяцев пришла и сказала: «Не смогу его воспитывать». Это, конечно же, травма для ребенка, но в таком случае мы говорим, что важно не количество, а качество.
5 детских домов городского подчинения, о которых мы говорили выше, финансируются из городского бюджета. А временные приюты?
Временные приюты финансируются путем субвенций госбюджета местным бюджетам. Условия содержания в приютах абсолютно нормальные. Сегодня временный приют – это современное здание с евроремонтом, нормальной мебелью, чистой постелью, горячей водой, игрушками. Дети питаются 4 раза в день. Многие ведь из попавших в приюты – сельские детки: печально, что большинство из них даже не понимают что такое 1, 2, 3-е блюдо, не знают какой на вкус борщ.
Насколько сейчас заполнены детские приюты?
Наполняемость приютов у нас падает – сегодня они заполнены лишь на 60%. Ведь, как я уже сказала, количество беспризорных деток уменьшается. Раньше у нас по 130 детей было, сейчас – по 50, и все кричат: «Давайте нам детей». Можно даже сказать, что при таком количестве детей, как сегодня, приюты не нужны – они отмирают. С одной стороны, плохо, что сотрудники могут потерять работу, но с другой – хорошо, что больше детей находятся в семьях: ведь заботу и любовь детям не заменит никто.
Есть ли у нас в городе частные приюты или детские дома?
Нет.
Оказывают ли помощь какие-либо общественные организации?
Да, нам помогает еврейская община. Вот уже на протяжении 7 лет «Цивот гашем» нам 2 раза в неделю предоставляет «Автобус милосердия и добра». У нас три точки – ул. Миронова, пл. Островского и ж/д вокзал. Там мы кормим и взрослых бездомных, и детей. Но забрать ребенка мы можем только с его, ребенка, согласия (это было условием общины).
Вот тут можно вспомнить опыт Европы и Америки. Там соседи детей, которые проживают в неблагополучных семьях, сразу же сообщают о таком факте в социальные службы. И тогда государство занимается этим ребенком. У нас же обычно эти факты замалчиваются, соседи не говорят, что ребенка избивают, что он ходит грязный и голодный. Хотя, должна вам сказать, в последнее время количество сознательных граждан увеличилось, к нам поступают сигналы. Поэтому мы просим всех: о факте выявления ребенка, который остался без родительской опеки, бродяжничает, попрошайничает сообщайте в управление-службу по делам детей Днепропетровского городского совета по телефонам: 744-60-88, 744-61-48.
Фото: Надежда Гайворонская