ГоловнаІнтерв'ю

Лариса Грига: «Украинскую школу бадминтона в мире знают и уважают»

Днепропетровская бадминтонистка Лариса Грига готовится к Олимпиаде-2008 в Пекине…

Лариса Грига: «Украинскую школу бадминтона в мире знают и уважают»

Алена Коробка, для ИА «Новый мост»

Еще в 2005 году Ларису как молодую перспективную спортсменку (кстати, единственную от Украины) пригласили в Центр подготовки к Олимпиаде европейских бадминтонистов, который находится в Германии. Уже 4 года Лариса играет за голландский клуб Amersfoort, а конце апреля победила в турнире серии Гран-при «Victor Dutch International 2008», проходившем в Голландии. О будущей Олимпиаде и о степени популярности бадминтона в Украине и в мире ИА «НОВЫЙ МОСТ» беседует с чемпионкой Украины и Голландии, чемпионкой Европы, членом сборной Украины, 26-й ракеткой мира Ларисой Григой.

Склонность к точным наукам

- У Вас достаточно необычное как для профессионального спортсмена образование – экономическое. Сложно ли было учиться?

- У меня еще с детства было пристрастие к математике, мне нравилось учиться. Поэтому, когда я поступала в вуз, то не рисовала себе длинное будущее в бадминтоне, хотя мне нравилось играть. Становиться после физкультурного института тренером я не собиралась, поэтому поступила на экономический факультет. Там изучались математика и английский, что меня интересовало. 

Я получила степень бакалавра на экономическом факультете Днепропетровского национального университета, а степень магистра по проектированию защитила в металлургической академии. Совмещать учебу и тренировки было сложно. В первый, самый сложный год у меня постоянно были днем – учеба, а вечером тренировки. На второй год был момент, когда я готова была сказать: «Я не хочу больше учиться». Я почти бросила университет. Только мама настояла: «Заканчивай, потому что потом времени на учебу не будет». Потом, в 2002-2203 году появились результаты, стали приглашать на соревнования, я выиграла Чемпионат Европы, стоял вопрос: закончить с учебой или остаться в вузе, но я осталась… Еще очень тяжело было поступить в магистратуру, потому что тогда все время была за границей. Это было так: приехал-сдал-опять уехал-приехал-поговорил-опять сдал…

- Делали ли Вам поблажки преподаватели за успехи в спорте?

- Некоторые преподаватели понимали. Думаю, самая большая и важная льгота была то, что разрешили не посещать и просто приходить и сдавать зачеты и экзамены. 

Не могу сказать, что были скидки: а, ты – спортсмен, тогда получи оценку! Приходилось учить. Зубрить, сдавать по 5-6 раз один и тот же предмет, на сессиях со всеми студентами в коридорах днями и вечерами учили… Были и преподаватели, которые считали: а, спортсмен, значит, ты ничего не учишь! Приходилось доказывать, что я хочу учиться и делаю это.

Спортивные достижения

- 26-я позиция в мировом рейтинге – это наивысшее для Вас достижение?

- Пока да, но это не предел. Для европейца в целом, а не только для меня, как для спортсменки, это очень высоко. И возможность подняться так высоко дала моя последняя победа на Гран-при в Голландии. До этого я долго держалась на 30-32 позициях.

- Какая самая важная, самая серьезная игра была на этом турнире?

- Там было много сенсаций: например, в полуфинале проиграла бадминтонистка, «сеянная» под №1, в 8-ку выбились сильнейшие, но были и те, кто прошел из квалификационного турнира (молодые игроки). У меня до четвертьфинала и полуфинала была достаточно стабильная и удачная «сетка» - можно сказать, что самая серьезная игра была за выход в финал и сам финал. В полуфинале я встретилась с английской спортсменкой Элизабет Канн, с ней я играла часто в первые полгода моей олимпийской подготовки.  В данный момент она на позицию выше меня - №25 в рейтинге, но до этого я была №30-31. уровень в игре у нас был примерно одинаковый, и для меня это была принципиальная победа: неважно, что я тогда была ниже в рейтинге – я знала, что я сильнее, мне важно попасть в финал и выиграть. К тому же, турниру проходил в Голландии, где я 4 года выступаю за один из клубов этой страны, и люди меня знают. Можно сказать, атмосфера была домашней.

- Турнир проходил в том же городе, за клуб которого Вы играете?

- Нет, но Голландия настолько маленькая, до соседнего города – около получаса. Поэтому все игроки и тренеры были на турнире, поддерживали меня. И это тоже очень помогло.

Выступления за голландский клуб

- Вообще в Голландии Вас знают? Например, спортсмены, журналисты…

- В Голландии вообще любят писать о спорте. И, когда я приехала и стала выступать за их клуб, для журналистов это была новость, что украинская спортсменка, тем более я тогда еще не была так знаменита в Европе и так высоко в рейтинге (примерно №130-140), выступает за сильнейший клуб страны. В тот год мы выиграли, и с того момента мы постоянно были чемпионами, а о чемпионах всегда пишут. И статьи, и интервью брали. В Голландии очень любят бадминтон, и на юношеском уровне, и детских турниров много. В этой стране много игроков очень высокого класса: в женской одиночке – две девушки в мировом рейтинге входят в 16 сильнейших, мужская одиночка – в 20-ке мира. Журналисты знают бадминтон, спортсменов, тренеров, судей, и знают меня. В какой-то мере это помогает.

- Расскажите о клубе, за который Вы выступаете?

- Он называется Amersfoort, в честь маленького города, в котором он находится. Это – сильнейший клуб страны. В этом году мы снова выиграли Чемпионат страны, с большим преимуществом, и клуб будет выступать в Кубке европейских чемпионов, который пройдет в июне в России.

- Много ли иностранцев в клубе?

- Мало. Я и женская одиночка №1 – сейчас она голландка, но родом из Китая. Она играет за сборную уже около 7 лет.

- Почему Вас пригласили в клуб, несмотря на то, что 4 года назад еще был низкий рейтинг?

- Думаю, просто повезло. После того, как я выиграла чемпионат Европы среди юниоров, был год, когда мне дали возможность участвовать во многих взрослых турнирах. На юниорском чемпионате был судья из Голландии, который стал расспрашивать меня о будущем, хочу ли я играть в Европе и в частности за клуб в Голландии… Тогда у меня не было контрактов… А это было на одном из моих первых взрослых турниров. Я дала свой электронный адрес и предложила списаться и обсудить условия. Тогда меня пригласили в клуб на вторую одиночку, поддержать команду, потому что у них не хватало игроков. В первый же год мы выиграли все игры, свои одиночки я не проигрывала, даже не зная уровень игры соперников, - им это понравилось. Так я и осталась играть.

- После победы на Гран-при в апреле поступали ли предложения сменить клуб?

- Переходы из клуба в клуб – достаточно распространенное событие за границей. Ты играешь за один клуб, тебе предложили лучший контракт – и ты уже играешь за другой. Не только после этой победы предложили, у меня и до этого были победы на двух турнирах за последний год, к тому же я поднялась в рейтинге и немного изменила уровень игры – появились новые предложения и новые возможности. Сейчас уже все зависит не только от привязанности к клубу, но и от возможностей. Чем выше клуб, тем более высокого уровня игры и интереснее, даже, может быть, более нужные игры для рейтинга.

- А откуда сейчас поступали предложения?

- Были из Дании, Германии, различные предложения в той же Голландии. Но сейчас все зависит от предложений и условий возможностей соперничества, игр и возможностей тренироваться. Ведь добившись такого уровня, хочется его удержать или подняться выше.

Азиатская и европейская школы бадминтона

- А азиатские клубы приглашают к себе европейских бадминтонистов?

- Вот они не приглашают в принципе. Но, думаю, тут важно еще и то, что у них самих очень много игроков. У них настолько сильная конкуренция и много игроков - только в Китае в бадминтон играют 450 млн. человек – что многие из азиатов уезжают в Европу и находят себе клубы или приезжают на тренерскую работу. Очень много азиатов сейчас в Дании, несмотря на то, что в это стране очень развит бадминтон. Но азиатам очень тяжело перенять европейскую школу, они ее не понимают, здесь другое мышление, стиль и им нет смысла брать какие-то элементы. 

У них довольно сильная своя школа. А в Европе очень охотно принимают азиатских игроков и на них воспитывают других: берут элементы техники, перемещения, скорость, мелкие нюансы по обработке волана…

- Получается, что в Европе уже появилась такая смешанная школа, европейско-азиатская?

- Да. Думаю, что юниоры уже в большинстве воспитываются на смешанной школе. Но все равно – европейский стиль есть европейский стиль, и азиатский стиль легче перенять, если ты уже достиг определенного уровня, - когда ты выходишь на мировой уровень, где все примерно равны, и тебе нужно что-то маленькое свое, за счет чего ты выиграешь. Даже беря у азиатов какой-то элемент, каждый усваивает его по-своему и появляется что-то новое.

- С кем-то из китайских бадминтонистов Вы дружите?

- Да, есть пара друзей. Играя на таком количестве турниров, знакомишься, общаешься, поторм переписываешься по электронке. Ну и на Олимпиаде мы с ними встретимся… Девушки из Японии и Кореи – очень замкнутые, так их воспитывают: на тренировках разговаривать нельзя, смеяться нельзя, улыбаться нельзя – только тренируешься и все! 

А из Индонезии и Малайзии бадминтонистки любят поговорить!...

- Не предлагали ли Вам сменить гражданство и играть за сборную Голландии?

- Такая практика есть, но так откровенно не спрашивают никого. Но мне бы очень не хотелось менять гражданство – интересно играть в других клубах, выступать в других странах, но в данный момент для Олимпиады мне не важно сменить гражданство, чтобы получить тот или иной спарринг или другие условия – я могу просто поехать и тренироваться с ними. А на Олимпиаде намного интересней и престижней выступать за свою страну.

- Есть ли у Вас агент, кто договаривается о контракте?

- Агентской практики у нас еще нет. Есть Федерация бадминтона и тренер, с ним обсуждается план подготовки, необходимые соревнования. В данный момент в Центре подготовки мне расписывают программу, согласовывают с нашим тренерским советом. Федерацией и потом по этой программе я играю и тренируюсь. Финансирование все рано исходит из турниров, и идет от Федерации, то есть я выступаю все равно за страну, а игра за клуб – то уже более частное дело. В общем-то, можно сказать, что тренер – это тоже агент. Он видит уровень игрока, и если появляются сомнения по предлагаемым условиям, ты можешь посоветоваться.

Подготовка к Олимпиаде-2008

- Как проходит Ваш тренировочный день?

- В Центре я живу и тренируюсь уже 2 года. Личной жизни там не так уж и много. Центр находится за городом, в 15 минутах езды от города Саарбрюккен. Центр в Германии – одна из крупнейших баз по подготовке к Олимпиаде в стране. Там мы и живем: большие корпуса, на этаже – вся наша группа в 18 человек. В комнатах – по 2 человека, моя соседка по комнате – бадминтонистка из Перу. В зависимости от времени подготовки у нас может быть тренировка перед завтраком (около часа), либо первая тренировка начинается уже после завтрака – с 10.00 до 12.00. Но в зал мы должны приходить минут за 40 до тренировки, на разминку. Потом – обед и 2-3 часа отдыха – в это время можно поспать, пройти медицинские процедуры, пообщаться с тренером. Потом с 16.00 до 18.00 или с 17.00 до 19.00 – снова на корте, после тренировки ужин и потом – свободное время. Мы тренируемся 6 дней в неделю, по 2 тренировки в день, выходной – только суббота. В этот день мы выезжаем в город, ходим в кино, в магазины, но в зависимости о твида подготовки: если интенсивная, то вечером обычно отдых или восстановительные процедуры типа массажа или сауны.

- Какие взаимоотношения между спортсменами в Центре? Ведь против этих же бадминтонисток Вы будете играть на Олимпиаде?

- Да и не только на Олимпиаде! За этот год мы отыграли столько турниров друг с другом… Мы дружим, но здесь решается вопрос – кто сильнейший. Тренируясь и играя каждый день друг с другом, психологически трудно воспринять человека соперником, но на корте ты забываешь, кто он, - у тебя есть соперник и есть задача. Либо ты, либо он. Но никогда не было такого, что если ты победил, то на тебя обиделись и не разговаривают – игра есть игра. И мы ситараемся оставить игру вне наших отношений.

- Кого видите своими главными соперниками на Олимпиаде?

- Есть ряд людей, которые явно отличаются уровнем игры. Для меня top 5-8 игроков, в основном китайцы, с которыми очень сложно бороться. У них своя система, это уровень, на который если ты однажды попал, то можно играть и сопротивляться, но победить очень тяжело. А все остальные – абсолютно победимы. Главные соперники – китайцы, с азиатами тяжело играть за счет того, что они борятся до последнего очка, даже если у него не получается игра, он будет бороться до последнего, но очко просто так не отдаст.

Профессия - спортсмен

- Может ли спортсмен Вашего уровня финансово обеспечивать себя за счет побед на турнирах? Или призовые в бадминтоне – это скорее имиджевое понятие? (Прим. ИА «Новый мост» - призовой фонд турнира Супер Серии – минимум $200 тыс., Гран При – минимум $150 тыс.)

- Можно сказать, да, если ты профессиональный спортсмен. Например, играя примерно 15 турниров в год и выигрывая определенное количество турниров уровня Гран При, можно прожить и тренироваться на призовые, полученные от побед. Также и выступая за клубы, можно заработать определенную сумму денег, поэтому многие спортсмены выезжают за границу играть. Бадминтон – это не теннис, мы не миллионеры, но прожить можно…

- Есть ли у Вас спонсор? Предлагали ли Вам спонсорство на украинском или мировом уровне?

- На украинском уровне тяжело найти спонсора, потому что бадминтон – нераскрученный вид спорта, рекламы в нем очень мало. Я большую часть времени нахожусь за границей, а там немного украинских фирм известны, поэтому спонсорство не предлагают. Если мы хотим спонсора, то нужно его искать и найти будет нелегко. А за границей можно назвать спонсором компании-производители экипировки для бадминтона. Например, сейчас я играю ракеткой и воланами и одеваюсь в форму от французской фирмы «Babalat», она считается фирмой №1 в теннисе. Они являются моими спонсорами в бадминтоне. За границей очень распространена такая практика, особенно для мелких фирм, у клубов есть свои спонсоры.

- Престижно ли для бадминтониста получить контракт от Yonex (самой известной компании по производству инвестаря для тенниса и бадминтона)?

- Да. Но есть разные виды контрактов. Например, международный Yonex предалагает контракт только первой 10-ке бадминтонистов мира, из них только 5-ка получает самые высокие гонорары. У них и зарплата очень высокая, и они получают произвольное количество всего – воланов, ракеток… Кроме того, почти у всех стран есть еще свой контракт с Yonex и его международные представители предлагают бадминтонисту просто играть в форме этой компании и получать определенное количество воланов и ракеток. Если юниоров это устраивает, то они получают такой контракт, не тратясь тогда на форму и экипировку. Таких контрактов очень много.

- В телерекламе Вам не предлагали участвовать?

- Пока нет, но, думаю, что эта практика скоро дойдет до бадминтона. Ведь в теннисе благодаря рекламе хорошо известные первые лица, поэтому если и нас будут знать, то это повысит популярность нашего вида спорта.

Популярность бадминтона

- Почему в Украине такая низкая популярность бадминтона? Какое положение дел с бадминтоном в мире?

- Это разные уровни популярности. В мире бадминтон знают. Если бы в Украине были медали, большие достижения, то это был бы хороший старт для бадминтона в нашей стране. Ведь государство финансирует по результатам. Хотя между тем, как люди знали бадминтон 10 лет и сейчас – большой скачок, сейчас знают намного больше. Стали иногда показывать по ТВ. Вот в России, например, уже стали показывать матчи полностью, в течение нескольких часов. Думаю, и до Украины эта тенденция скоро дойдет. А как только мы появимся в прессе, можно будет говорить о спонсорах. В мире совершенно другая ситуация – там много инвестируется в спорт, развито спонсорство.

Вне спорта

- Что кроме бадминтона есть в Вашей жизни?

- Бадминтон занимает очень много времени, но для меня еще очень важна семья. Даже находясь за границей, я постоянно поддерживаю контакт с родными и с сестрой, нахожусь в курсе всех событий, звоню и переписываюсь по электронке. Поддерживаю отношения с университетскими друзьями. Мне интересен не только спорт, но и события в стране, в мире, стараюсь смотреть новости экономики… Но других таких занятий, которые я могу себе позволить, пока нет – основное – это бадминтон.

- Каким Вы видите свое будущее?

- Олимпиада, конечно, для меня не предел… Я стремлюсь на нее попасть и хорошо отыграть, но потом мне бы хотелось еще завоевать какие-то титулы для Украины, популяризировать бадминтон… Потом может быть уйду в бизнес, думаю о семье… Возможно получу второе высшее образование, чтобы начать свое дело, глубже изучить юридические, банковские вопросы, инвестирование.

Читайте новини МОСТ-Дніпро у соціальній мережі Facebook