Алена Коробка, для ИА «Новый мост»
Генеральный директор крупнейшей энергопоставляющей компании страны – «Днепрооблэнерго» Эдуард Соколовский 23 мая не был допущен на внеочередное собрание оптового рынка электроэнергии. О конфликте компании с регистратором, угрозах рейдерского захвата компании, перспективах погашения долгов коммунальных предприятий и отводе земельных участков для строительства новых подстанций - об этом ИА «Новый мост» беседует с Эдуардом Соколовским.
«Подошел еще один товарищ, заявивший, что тоже представляет интересы «Днепрооблэнерго»…
- Компания «Днепрооблэнерго» за 5 дней предоставила информацию о том, кто будет представлять ее на собрании (внеочередного собрания оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), - прим. ИА «Новый мост»), и через 2 дня, как этого требует регламент собрания оптового рынка, подтвердила кандидатуру генерального директора Соколовского … На регистрации я предъявил секретариату выписку из единого государственного реестра юридических и физических лиц – основной документ, подтверждающий законное и легитимное право быть генеральным директором компании. В это время подошел еще один товарищ, заявивший, что тоже представляет интересы «Днепрооблэнерго»… Члены секретариата взяли его документы, через некоторое время вернулись и говорят: «Мы посчитали, что все-таки он представляет интересы «Днепрооблэнерго». Мои обращения к секретариату с просьбой изучить документы «двойника» не помогли, хотя ранее там заявляли, что в зарегистрированных участниках значится только один Соколовский…
- А Национальная акционерная компания «Энергетическая компания Украины» (НАК «ЭКУ»), заявлявшая, что 30 апреля собрание акционеров таки состоялось, зарегистрировала изменения в уставе, которое согласно закону дает право представлять компанию?
- Нет, конечно. Выписка, которую я предъявил секретариату, и свидетельствует о том, что никакие изменения в устав «Днепрооблэнерго» не вносились. Это настолько очевидно, что не замечать это могут только неквалифицированные люди или те, кто делает это сознательно.
- А человека, представившегося генеральным директором, Вы ранее видели, знаете?
- Это - Андрей Мартынюк, который в 2005-2006 годах был генеральным директором «Днепрооблэнерго», а сейчас, насколько я знаю - сотрудник НАК «ЭКУ».
- Он приходил в офис компании, пытался осуществлять свои полномочия?
- 6 мая четыре сотрудника НАК «ЭКУ» приехали в главный офис «Днепрооблэнерго», но отказались предоставлять командировочные документы и удостоверения, подтверждающие их личности. На вопрос сотрудников компании о цели их визита – ответили: «Приехали поговорить». Примерно так… Представители дирекции «Днепрооблэнерго» предложили гостям пройти в офис, но те отказались. Думаю, что вход на территорию компании не входил в их планы.
- То есть, им нужно было зафиксировать сам факт приезда?
- Совершенно верно, и отказ в допуске на территорию предприятия также. Причем, по «сценарию» они должны были представиться как люди, которые прибыли для осуществления определенных действий, например – вступить в должность, но они этого не сделали. То есть, «сценарий» для них написали, но, наверно, актеры оказались плохими…
- И они просто развернулись и ушли?
- Мартынюк как новый генеральный директор пытается осуществлять свои полномочия?
- Повторюсь - согласно закону у «Днепрооблэнерго» есть только один генеральный директор – Соколовский. И давайте прекратим все спекуляции на эту тему. Регистрация какого-то человека на совет оптового рынка якобы представляющего интересы компании не дает юридического и тем более морального права называться генеральным директором. Даже в повестке дня собрания ОРЭ избрание такого человека Мартынюка как голосующего директора в совет – не значилось. А поскольку у легитимного представителя компании отказались регистрировать документы, от «Днепрооблэнерго» на сегодня в совете ОРЭ никто не представлен.
- Что вообще дает участие в собраниях ОРЭ гендиректору такой крупной компании?
- В первую очередь, это дает возможность реализовать права территориального округа (Днепропетровской области, - прим. ИА «Новый мост») в отстаивании интересов дистрибуции. Поэтому нас просто лишили законного права это делать (в новый совет ОРЭ избраны по 5 голосующих директоров от производителей электроэнергии и от поставщиков), лишили незаконно, чем вообще подвергли сомнению легитимность проведения данного внеочередного собрания.
- Как Вы собираетесь отстаивать право на участие в совете директоров ОРЭ?
- Буду отстаивать законные интересы «Днепрооблэнерго» в ОРЭ, поскольку последние события не вписываются в рамки законов и нормативов, в том числе регулирующих взаимоотношения в энергетике.
- А время, пока Вы не будете голосующим директором в ОРЭ, может как-то негативно повлиять на работу компании?
- Не готов ответить, поскольку не знаю, какие нелегитимные решения будут приняты на нелегитимно избранном совете энергорынка. Кстати, в бытность Мартынюка генеральным директором «Днепрооблэнерго», за решения, которые он принимал на совете ОРЭ представляя интересы компании, АМКУ наложило штраф в размере 10 тыс. грн. на предприятие. Уже новая команда приняла решение оплатить этот штраф без споров и правильно сделали, потому что «Киевоблэнерго» не согласился, и им потом выставили штраф в несколько десятков миллионов. После этого – согласились.
«НАК «ЭКУ» забыл, что является таким же акционером, как и все остальные»
- Компания продолжает нормально работать по выполнению производственной программы. У нас стабильная финансовая ситуация, но вокруг компании идут определенные процессы. Подконтрольные Министерству органы продолжают работать по «сценарию» и особенно грустно, что в эти игры и с помощью отработанных механизмов играют люди, занимающие должности в государственных структурах.
- Что еще происходит в плане возможности рейдерского захвата?
- По опыту схожих компаний в Украине сценарий один: контроль над регистратором, нелегитимное собрание акционеров, дискредитация легитимного руководства в СМИ, ряд незаконных решений от якобы нового руководства, решение суда в его же пользу и как итог – силовой заход на предприятие под прикрытием фальшивых документов.
- Насколько я знаю, сейчас офис «Днепрооблэнерго» охраняет военизированная охрана?
- Нет.
- То есть, в этом плане Вы никак не подстраховываетесь?
- Мне даже в страшном сне не может присниться, что в офис могут придти какие-то люди в масках и с оружием… Это уже настолько будет дискредитировать захватчика, настолько нужно не взирать на законы, чтобы с военизированной охраной зайти на стратегическое предприятие... Всем действиям, я уверен, наступает ответственность. И в нашем государстве это когда-нибудь произойдет.
- Другие объекты компании могут захватить? Или интерес представляет только главное здание – офис компании?
- Думаю, что с точки зрения «сценария» - безусловно – офис, потому что здесь хранятся все документы. Но еще раз повторяю, что законных оснований на то, чтобы привести в «Днепрооблэнерго» другое руководство, нет.
- Когда вообще начался этот конфликт акционеров?
- На самом деле, никакого конфликта акционеров нет. Есть утверждение НАК «ЭКУ», что они якобы провели собрание акционеров, причем его протокол они все время где-то старательно прячут… Нагнетание обстановки, сгущение красок и откровенная ложь – это все попытки дискредитировать компанию и ее дирекцию. Но для меня в этой истории поучительна реакция трудового коллектива, который помнит «Днепрооблэнерго» времен руководства Мартынюка с забастовками, невыплатами зарплаты, отсутствием премиальных и оздоровительных программ и абсолютно искренне защищает не просто свое рабочее место, а действительно свою компанию, в которой ему нравится работать, как это пафосно не звучит … Прежде компанию что называется «лихорадило», не говоря уже о том, что на 148 млн. гривен увеличился долг перед государственным предприятием «Энергорынок»… Сейчас мы не только полностью рассчитываемся с «Энергорынком», но еще и на 25 млн. гривен сократили задолженность, стабильно выплачивается зарплата, «13-я зарплата», выполняются все социальные программы… Мне есть чем гордиться.
- Компания «Днепрооблэнерго» - акционерное общество. На должность генерального директора меня назначал не СКМ и не «Приват», а Наблюдательный совет, избранный на легитимном акционерном собрании.
- То есть, Вы никак не комментируете, есть ли ДТЭК среди акционеров «Днепрооблэнерго»?...
- Реестр акционеров ведет регистратор, об этом его нужно спрашивать. Но, как и Вам, из открытых источников мне известно, что 25% акций компании принадлежит множеству физических и юридических лиц, среди которых, возможно, есть и ДТЭК.
- До 30 июня – следующего акционерного собрания остается месяц. Ведутся ли сейчас какие-то переговоры с регистратором, состоится ли собрание?
- Для легитимного проведения собрания акционеров новый регистратор должен получить реестр акционеров «Днепрооблэнерго» от прежнего регистратора – компании «Укрнефтегаз». Общение у этих двух регистраторов протекает слабо – «Укрнефтегаз» не хочет передавать реестр, поэтому мы требуем это сделать в судебном порядке.
- Сколько сейчас в набсовете представителей от НАК «ЭКУ»?
- Всего в Набсовете 7 членов, из них 1 представляет НАК «ЭКУ» как юридическое лицо, остальные – являются физическими лицами. В обоих собраниях принимали участие по 5 членов набсовета. От НАК «ЭКУ» оба раза никого не было.
- Как НАК «ЭКУ» отреагировала на проведенные в «Днепрооблэнерго» после спорного акционерного собрания два собрания наблюдательного совета?
- Мы уведомили членов наблюдательного совета в лице НАК «ЭКУ» и сотрудников этой компании о состоявшихся двух наблюдательных советах. А уже решение НАК «ЭКУ» - принимать ли участие в собраниях и делегировать ли на них своих представителей. НАК «ЭКУ» забыла, что является таким же акционером, как и все остальные. У нее не больше и не меньше прав. Согласно закону, есть два органа, управляющих компанией – собрание акционеров и наблюдательный совет. Дирекция «Днепрооблэнерго» выполняет все производственные и финансовые планы, утвержденные НАК «ЭКУ», и при этом говорят, что НАК потерял контроль?... Это все от лукавого…